Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ



 

Κ Λ Η Μ έ υ τ

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

разумное православие

Тит Флавий Клименс родился в греческой языческой семье в сере­дине второго века. После обраще­ния он много путешествовал и «сидел у ног» многих христиан­ских учителей. Особенно ему по­везло с шестым, и последним, Пантеном, стоявшим во главе христианской философской шко­лы в Александрии. Климент дол­гое время был с ним и в итоге сме­нил его (ок. 190 г. ) на этом посту. Он покинул Александрию во вре­мя гонений в 202—203 гг. и больше не вернулся в этот город. Климент

умер в Малой Азии в период до 216 года.

Египет второго века был очагом гностицизма. Многие ведущие представители этого учения были родом из Египта или учили там. В отличие от них, Пантен являлся первым из известных нам предста­вителей православного христиан­ства в Египте. Перед лицом боль­шой угрозы со стороны гности­цизма православный человек в этой стране выбрал безвестность:

просто верить, не задаваясь во­просами. Пантен, а затем и Кли­мент, стремились показать, что можно изучать философские и ин­теллектуальные вопросы не буду­чи еретиком. Работа Климента была продолжена его более выда­ющимся последователем *0риге-ном.

До нас дошли три крупнейшие работы Климента, соответствую­щие трем ступеням христианского обучения:

«Протрептик» (Обраще­ние) — представляет собой аполо

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ 25

гию, написанную по аналогии с апологиями начала второго века, такими, как апологии *Иустина, но на более высоком уровне.

«Педагог» — руководство для новообращенных, в котором пред­ставлены инструкции, регулирую­щие внешнее поведение; цель ру­ководства — подготовка к приня­тию духовных истин. В этом сочи­нении пропагандируется само­ограничение и простота жизни как нечто среднее между крайней роскошью и аскетизмом (или от­речением).

«Строматы» (греч. — ткань, ковры — сочинение, в котором мысли языческих поэтов и фило­софов сопоставляют с христиан­ским учением и показывают пре­восходство христианства. Строма­ты писал также и Ориген) — слож­ное и необычное сочинение, в ко­тором представлено духовное уче­ние Климента. Если для *Тертул-лиана вера — это все, что нам нуж­но, для Климента — это только первая ступень, основание, на ко­тором строится знание. Климент представляет собой идеал христи­анского гностика, перешедшего от веры к знанию. Это не просто академическое знание, а умствен­ное восприятие, требующее этиче­ской чистоты и имеющее своей целью созерцание Бога.

Климент стремился предста­вить обоснованную, разумную и жизнеспособную форму правосла­вия. Подобно Иустину, он видел истину в '" греческой философии. Философия подготовила греков к приходу Иисуса Христа, как Вет­хий Завет подготовил евреев. Пре­достережения Павла против фи­лософии (напр. Кол. 2: 8) относятся к плохой философии. Климент многое принял из греческого ми­ровоззрения, отстранившись при этом от ереси гностицизма. Но его учение показывает, что, если мы хотим полностью отвергнуть ересь, нельзя принимать желаемое за действительное. В противопо­ложность докетизму (представи­тели докетизма считали, что Иисус Христос только казался об­леченным в плоть, а в действи­тельности Его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями) Кли­мент утверждал, что у Христа было настоящее тело и что Он ел и пил. Но он не мог поверить, что Иисус нуждался в еде и питье. В отличие от гностиков, отрицавших добро­детельность брака, Климент заяв­лял, что это дар Божий, но в то же время он считал, что идеальная христианская пара может иметь сексуальные отношения только в целях продолжения рода.

До прихода Господа философия была необходима грекам для правед­ности. А сейчас она ведет к набож­ности и является подготовкой для тех, кто ищет веру через доказа­тельства... Ибо Бог есть причина всякого добра: в некоторых случаях прямая, в виде Ветхого и Нового За­ветов, в других — косвенная, в виде философии. А возможно, что фило­софия была передана грекам напря­мую, пока Господь не призвал их. Ибо она была наставником греков, готовя их умы к приходу Христа, как Закон (Ветхого Завета) гото­вил евреев. Итак, философия вымо­стила дорогу тем, кто стремится к совершенству во Христе.

«Строматы» 1: 5

Нелепо предполагать, что тело Спасителя нуждалось в поддержке (от голода, жажды и т. д. ), чтобы выжить. Ибо Он ел не ради Своего тела, которое поддерживалось свя­той силой, но чтобы в умы Его спутников не закралось неверное восприятие Его (докетизм)... Апос­толы, через учение Господа разумом обуздавшие гнев, страх и вожделе­ние, отнюдь не были склонны к та­ким чувствам, которые считаются добродетелями, — мужество, усер­дие, радость. Их желания совсем не изменились, так как умы их были негибки, и после воскрешения Госпо­да они продолжали служить также, как и в то время, когда их учил Христос

«Строматы» 6: 9

Климент находился в поисках ортодоксальной альтернативы гностицизму, но все же не был аб­солютно невинен, протаскивая гностические идеи через заднюю дверь. Верно, что вера приводит к знанию. Именно с Климентом связана тенденция олицетворять веру с ортодоксальным христиан­ством, а знание — с греческой мыслью. Фундаментальной для этой теологии является идея о бес­страстности. Греческая мысль представляет Бога бесстрастным:

выше всех эмоций и чувств. Такое состояние рассматривалось как цель для философа, и Климент по­лагал, что христианин-гностик может достичь этого; в то время как философ-язычник борется со своими желаниями, духовный христианин свободен от них. Этот идеал бесстрастности, имевший очень большое влияние на христи­ан в течение долгого времени, чужд Библии. Но ошибки Кли­мента не должны перечеркивать

его достижение — в его трудах впервые встречается теория рели­гиозного познания, стремление христиан к интеллектуальному и духовному прогрессу. То, что к четвертому веку в Египте прочно обосновалось ортодоксальное христианство, частично было за­слугой Климента и его единомыш­ленников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.