Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание. 1. История возникновения. 2. Принципы служения. 3. Кривотолки. 4. Заблуждение. 5. Отпочкования. духовными христианами или людьми Божьими или Израилем, a в XVII в XVIIIвв. их звали христо



                                                  

 

 

   Христововерие и его отпочкования 

 

                      

        

 

      A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The Requirements for

HISTORY OF THE EASTERN CHURCH

Professor: Franchuk V. I.

Evangel Theological Seminary

22. 1. 2003

 

 

by:

Anatoliy Struk

                 

               Содержание

1. История возникновения

2. Принципы служения

3. Кривотолки

4. Заблуждение

5. Отпочкования

· Постники

· Израильтяне

· Скопцы


В. Д. Бонч-Бруевич в своей работе «Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX века» писал: " Самой старинной из сект Правления " духовных христиан" необходимо считать тех, которых чиновники, миссионеры (православные — В. Ф. ) попы, полиция и обыватели ругали " хлыстами" и которые сами себя всегда называли

" духовными христианами" или " людьми Божьими" или " Израилем", a в XVII в XVIIIвв. их звали " христомутами", " христовщиной".

В литературе это движение известно как христововерие (т. е. вера в Христа), но среди народа оно более известно как хлыстовство.

Свои собрания христововеры проводили, опасаясь репрессий, в глубоком подполье, тайно, и внешним оставалось только гадать, чем они там занимаются. Духовенство и людская молва распустили слух, что на этих собраниях имеет место хлестание жгутами и прутьями. (Подобных фактов история не знает). Отсюда и пошло название " хлысты". Это одна версия исследователей. Другая версия состоит в том, что название " хлысты" есть не что иное. как искаженное слово " христы", то есть подразумевается вера в возможность воплощения Христа в руководителей христововерия. Не исключено также, что обе эти версии имеют право на существование — окончательной ясности в этом вопросе нет. По-разному определяют иследователи и время возникновения христововерия — так, например, Н. М. Никольский утверждает, что время существования хлыстов можно проследить по документам, начиная с 1716 года, а А. И. Клибанов относит время их возникновения ко второй половине 17 в. Ф. И. Федоренко, не называя источников, пишет буквально следующее: " По свидетельству историков, хлыстовщина появилась у западных славян со времени их крещения...

Видимо, наиболее правильным будет относить начало движения христововерцев к середине 17 века, поскольку они сами считают своими первыми преследователями царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В книге А. И. Клибанова " История религиозного сектатнства в России" говорится, что первое упоминание о руководителях христововерцев в старообрядческой литературе относится к " отцу Капитану", жившему в 30-е годы 17 века.

Подробных сведений про Капитана нет, но есть много интересных данных о его преемнике —Даниле Филипповиче (Филиппове).

Данила Филиппов имел крестьянское происхождение, родился на Муромской земле. Это был набожный человек, в его доме было много старо­обрядческих книг. Как говорит предание, однажды Данила Филиппов получил чудное откровение от Господа. Он собрал все эти книги в мешок и бросил в Волгу, объявив, что ни новые, ни старые книги к спасению не ведут, а ведет к спасению «сам сударь Дух Святой».

Сегодня весьма трудно разобрать за рисунком этого хлыстовского предания, за историей дальнейших трансформаций христововерия то первоначальное хлыстовское учение, которое проповедовал Данила Филиппов, но очень примечательным кажется то, что он (в эпоху горячего спора не на жизнь, а на смерть между ревнителями новых и старых книг) провозгласил, что люди спасаются благодаря не книгам, а благодаря животворной силе Духа Святого.

Кажется, за 600 лет существования Христианства в России это первый, документально установленный факт, когда через горы религиозного хлама пробивается чудная мысль о роли Пятидесятницы. В своих духовных поисках истины, многое увидели «стригольники», последователи " новгородско-московской ереси" (жидовствующие), новые горизонты божественных знаний открывали Матвей Башкин и Феодосий Косой. Несомненно, что Данила Филиппов был духовным наследником первых русских реформаторов. Но, приемля их духовное наследие, Данила Филиппов, робко, еще неуверенно, слегка приоткрывает нечто важное и новое, прикасается к волнующей истине о действиях Духа Святого.

Христововеры, или " люди Божий", как они себя называли, отрицали поклонение иконам, не признавали церковной иерархии, церковных таинств и обрядов. В своих беседах они резко отзывались обо всех этих установлениях и требованиях православной церкви. Наряду с этим, быть может, не желая навлечь на себя репрессий, они открыто с православной церковью не порывали: посещали храмы, исполняли обряды, принимали таинства, — но только в Целях укрытия от глаз духовенства и полиции. Утаиться было трудно — и нелояльность христововеров православию вскоре была обнаружена.

Уже в начале 18 века Дмитрий Ростовский писал, что «христовщики» хулят церковь Божью и что эта вера запрещает к иконам святым прикладываться. На борьбу с христововерием выступили и господствующее православие, и православное государство. И в результате христововеры ушли в глубочайшее подполье. Но характерно то, что даже находясь в подполье, они вели активную деятельность. тщательно отбирая и проверяя новообращенных, которые в большом количестве вступали в ряды " людей Божьих", привлеченные  необычной проповедью, новым таинственным учением, ночными собраниями (так называемыми радениями).

Вначале " корабли" христововеров (так назывались их общины) появились в Нижегородской, Костромской, Владимирской губерниях, а с середины 18 века они распространились и в Тамбовской, Воронежской, Самарской, Симбирской, Саратовской губерниях, а также в Москве. В книге Г. Г. Прошина «Черное воинство» расска­зывается, что в Москве Ивановский и Варсонофьевский женские монастыри во главе с монастырскими властями оказались целиком хлыстовскими. Руководили хлыстовскими " кораблями" наставники — " кормчие". В адрес христововеров со стороны их врагов звучало множество клеветнических измышлений. Одним из таких измышл­ений было обвинение в беспорядочных половых отношениях — в так называемом «свальном грехе». В книге протоиерея Петра Смирнова " История христианской православной церкви" утверждается:

«Движениями и плясками хлысты и хлыстовки приводят себя в возбужденное состояние и якобы духовный восторг, причем начинают смеяться, плакать, изрекать непонятные слова и фразы, и, якобы, пророчествовать, и иногда предаются самому гнусному разврату».

Однако, есть ли какие-нибудь серьезные исторические основания считать, что это действительно имело место?

Вот два авторитетных суждения по этому поводу, данных советскими исследователями.

И. А. Кривелев писал: " Вопрос о свальном грехе, происходившем якобы во время радений, остается до сих пор открытым. Нет сомнения в том, что православное духовенство возвело ни своих противников немало напраслины, ни одного заслуживающего доверия свидетельства очевидца или участника таких эксцессов в литературе не существует.., в целом христы и близкие к ним сектантские группировки рассматривали аскетический образ жизни как один из уставов своего морального учения".

Такого же мнения был и А. И. Клибанов, который говорил:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.