Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Апологеты и полемисты. I. Апологеты



2. Апологеты и полемисты

Во II и III веках развивающееся самосознание Церкви на­шло отражение в новой литературной форме — сочинениях апо­логетов и полемистов. Иустин Мученик был величайшим пред­ставителем первой группы, Ириней Лионский — выдающимся представи­телем второй.

Апологеты пытались побороть враждебность правительства по отношению к христианству, аргументируя позиции христи­анства в своих литературных сочинениях. Они стремились по­казать правителям государства, что гонения на христиан ничем не оправданы. В своих сочинениях они использовали либо форму диалога, взятую из языческой литературы, либо уже укоренив­шуюся классическую форму апологии.

Полемисты, такие, как Ириней, пытались оказать сопротив­ление еретическим настроениям.

Если апостольские ученики писали лишь для христиан и ради них, то апологеты и полемисты писали для правителей Римского государства или обращались к еретикам, пытаясь вер­нуть их назад к истине. Начнем наше рассмотрение с апологетов.

I. Апологеты

В сочинениях апологетов прослеживаются две тенденции: отрицание и утверждение. Отрицали они, прежде всего, ложные обвинения в атеизме, каннибализме, инцесте, праздности и ан­тиобщественных действиях, которые выдвигали против христиан соседи-язычники, а также писатели, подобные Цельсу; а утвер­ждали они чистоту христианства, показывая грубость и греховность иудаизма, языческих религий и культа государственного поклонения.

В сочинениях, известных как апологии, делается попытка при­звать языческих руководителей к разумному рассмотрению сущ­ности христианства, проявляется стремление логически обосновать эту веру, сделать ее понятной и доступной, чтобы, в конечном счете, узаконить. Апологеты показывали, что ложные обвинения не подкрепляются никакими свидетельствами, и это было одним из главных аргументов, с помощью которого они доказывали, что христианство может пользоваться гражданской терпимостью.

Эти люди выступали скорее как философы, а не как богословы. Они подчеркивали, что христианство — наиболее древняя религия и философия. Так, например, они показали, что в Пятикнижии были предсказаны Троянские войны, а истина, которая содержится в греческой философии, заимствована из христианства и иудаизма. Апологеты доказывали, что христианство — наивысшая филосо­фия, а подтверждением тому является праведная жизнь Христа и Его чудеса, предсказанные в пророчествах Ветхого Завета.

Эти авторы, воспитанные в основном на греческой филосо­фии, обратившись в христианство, стали смотреть на нее как на средство подведения людей к Христу. Они чаще использо­вали Новый Завет, чем апостольские ученики. Апологеты стре­мились объяснить христианство своим языческим соседям и пра­вителям, в то время как апостольские ученики поучали и на­ставляли всю Церковь.

1. 1. Восточные апологеты

Примерно в 140 году Аристид, христианский философ из Афин, направил апологию императору Антонину Пию. В 1889 году в монастыре святой Екатерины на горе Синай Дж. Рэндел Харрис обнаружил полный текст этой работы на сирий­ском языке.

В первых, 14 главах рассказывается, чем отличается христи­анское поклонение от поклонения халдеев, египтян, иудеев, и при этом подчеркивается превосходство христианской формы поклонения. Последние три главы дают ясную картину обычаев и поведения ранних христиан.

Иустин Мученик (ок. 100—165) был наиболее известным апо­логетом Π века. Он родился в языческой семье недалеко от биб­лейского города Сихем и в поисках истины рано стал интересоваться философией. Он пытался найти истину в философии стоиков, в идеализме Платона, во взглядах Аристотеля (за знакомство с этим учением ему пришлось заплатить довольно большую сумму стран­ствующим последователям Аристотеля) и в математической философии Пифагора. И вот в один прекрасный день он шел по берегу моря и встретил человека, который посоветовал ему прочитать Писания как истинную философию. Именно здесь Иустин нашел мир, которого так жаждал (Беседа с Трифоном, гл. 2—8). Позднее он открыл христианскую школу в Риме.

Вскоре после 150 года Иустин Мученик направил свою «Первую апологию» императору Антонину Пию и его приемным детям. В этой апологии он призывал императора пересмотреть свое отно­шение к христианам (гл. I—З) и освободить их от ограничений закона, так как они перед законом невиновны. Иустин доказывал, что христиане не являются ни атеистами, ни распутниками (4—13).

Основная часть работы повествует о моральных принципах, о дог­мах веры и об Основателе христианства. Иустин пытался доказать, что возвышенная, безгрешная жизнь Христа была предсказана в пророчествах Ветхого Завета. Гонения и заблуждения, связанные с христианством, он относил на счет демонов. Последние главы (61—67) описывают поклонение христиан. Иустин доказывает, что, поскольку подробное рассмотрение жизни христиан свидетельствует о необоснованности выдвигаемых против них обвинений, пресле­дования должны быть прекращены.

Так называемая «Вторая апология» по сути своей является приложением к первой. В ней Иустин приводит случаи жестокостей и несправедливостей по отношению к христианам и после сопоставления Христа и Сократа указывает, что добро в лю­дях — от Христа.

В «Беседе с Трифоном» Иустин предпринял попытку убедить иудеев в мессианском предопределении Иисуса Христа. Он ал­легорически толкует Писания и подчеркивает роль пророчеств. Первые восемь глав этого сочинения автобиографичны и явля­ются великолепным источником сведений о жизни этого вели­кого сочинителя. В последней части (гл. 9—142) развивается три положения: уменьшение роли Ветхого Завета в связи с появлением Евангелия, доказательство связи Логоса-Христа с Богом, призыв к язычникам как к народу Божьему. Жизнь и смерть Христа для Иустина были исполнением ветхозаветных пророчеств.

Татиан (ок. 110—172), много путешествовавший ученый с Востока, был учеником Иустина в Риме. Примерно в середине II века он написал «Обращение к грекам», еще в апологетиче­ской форме развенчал претензии греков на культурное главен­ство. Для нас это произведение интересно тем, что направлено целой нации — грекам. Татиан утверждает, что христианство по своим этическим нормам стоит выше греческой философии и религии, а, следовательно, к христианам нужно относиться соответственно. Вторая часть (гл. 5—ЗО) посвящена сравнению учения христиан с греческой мифологией и философией. В сле­дующей части он утверждает, что христианство намного древ­нее, чем греческая философия и религия, поскольку Моисей предсказал Троянские войны (31—41).

Татиан является не только автором «Обращения», но и соста­вителем «Диатессарона» — самой ранней симфонии Евангелия.

Другой ученый, Афинагор, жил в Афинах и обратился после чтения Писаний. Примерно в 177 году он написал сочинение, названное «Мольба о христианах». Рассказав в первых главах о возводимых на христиан обвинениях, он пытается опроверг­нуть обвинение в безбожии и показывает, что языческие боги — просто созданы человеком (гл. 4—ЗО) и что они так же грехов­ны, как и те, кто им поклоняется (31—34). Доказав, что хри­стиане не виновны в инцесте, ни в поедании своих детей во время священных празднеств (35—36), он заключает в послед­ней главе, что император должен оказать им милосердие.

Феофил из Антиохии, который также обратился после чте­ния Писаний, после 180 года написал «Апологию к Автолику». Автолик был, по всей видимости, судьей, исповедующим язы­чество. Феофил пытается обратить его в христианство с по­мощью рациональных аргументов. В первой книге Феофил об­суждает природу Бога и показывает Его превосходство. Во вто­рой он выявляет слабые стороны языческой религии, сравнивая ее с христианством. В заключительной книге он отвечает на возражения Автолика.

 

1. 2. Западные апологеты

Западные апологеты больше внимания уделяли отличитель­ным чертам христианства, чем сходству христианской веры с языческой.

Тертуллиан был выдающимся апологетом Западной Церкви. Он родился примерно в 160 году в семье римского центуриона, служившего в Карфагене. Он хорошо разбирался в классической литературе, так как с детства знал греческий и латынь. По про­фессии юрист, Тертуллиан обучал ораторскому искусству и зани­мался юриспруденцией в Риме, где и обратился в христианство. Его пламенная натура и воинственный дух склоняли его к пури­танскому образу жизни, и примерно в 202 году он стал последо­вателем Монтана. Обладая логическим умом, усвоившим четкость латыни, Тертуллиан посвятил себя разработке «здравого учения» в западном богословии и анализу положений ложных философских и языческих учений, противостоявших христианству.

В своих апологиях, адресованных губернатору его провин­ции, он оспаривал обвинения, предъявляемые христианам, и утверждал, что они вполне достойные граждане Империи. Он указывал, что преследования в любом случае потерпят неудачу, потому что число христиан увеличивается всякий раз, когда власти начинают на них гонения. Используя свои профессио­нальные знания, он доказывал сомнительность законов, на ос­новании которых государство преследует Церковь, и показывал, что вероучение и моральные качества христиан более высокого порядка, чем у язычников.

Минуций Феликс примерно в 200 году сочинил диалог «Окта­вий» с целью обратить своего друга Цецилия в христианскую веру.

Нередко приходится слышать, что попытка расположить языческий мир в пользу христианства с помощью логического обоснования приводит к синкретизму (обмирщению), который делает христи­анство лишь еще одной философией, правда более высокого порядка. Но хотя апологии имеют философскую форму, они являются христианскими по содержанию. Это подтверждается даже при поверхностном изучении сочинений апологетов. Апо­логии представляют для нас ценность благодаря тому, что они проливают свет на развитие христианской мысли в середине II века. Правда, до сих пор не решен вопрос, привели ли они к достижению цели, которую ставили перед собой авторы, — к окончанию гонений на христианскую Церковь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.