|
|||
«Нападки на христианство языческих ученых и философов»
Евангельская Теологическая Семинария
Исследовательская работа на тему: «Нападки на христианство языческих ученых и философов» Предмет: История Восточного христианства Преподаватель: профессор Франчук В. И. Участник семинарии: Драгинич Д. В. Курс: 1-й
Киев – 2003 г. План Вступление 1. Описание связи эллинистической философии с античной теологией
2. Апологеты и полемисты. 1. Апологеты 1. 1 Восточные апологеты
1. 2 Западные апологеты
2. Полемисты 2. 1 Ириней и полемика с гностиками 2. 2 Александрийская школа 2. 3 Карфагенская школа
Вступление Приступая к рассмотрению темы «Нападки на христианство со стороны языческих ученых и философов», хотелось бы отметить обширность охватываемого периода, т. к. и философия Римской империи и христианское богословие имеют свои предпосылки, развитие, соприкосновение друг с другом и результаты, к которым привело это столкновение. Прежде всего, римская философия это обширный раздел античной философии периода эллинизма (III до Р. Х. – V по Р. Х. ). Поскольку ко времени рождения Иисуса Христа образовалась огромная Римская империя, охватившая собою весь тогдашний культурный мир Европы и Азии, в своей работе я коснусь только небольшого описания основных школ эллинистической философии. Во второй части этого исследования мы рассмотрим основные богословские школы, образовавшиеся вследствие гонений со стороны государства и обвинений со стороны языческих философов.
1. Основные течения в греческой философии периода III в. до Р. Х. – V в. По Р. Х. Римская философия представляет собой обширный раздел общей античной философии периода эллинизма, начиная с появления римской литературы в Ι Ι Ι -Ι Ι вв. до н. э. и кончая падением Западно-Римской империи в V в. н. э. с некоторым продолжением этой философии еще и в течение VI в. Так как к началу I века образовалась огромная Римская империя, охватившая собою весь тогдашний культурный мир Европы и Азии вплоть до Индии, то начиная с I в. до н. э. нужно говорить вообще только об одной римской философии или, как часто еще говорят, об эллинистически-римской философии. О некоторых философах вполне точно можно сказать, что это чисто римские философы. О других в точности этого нельзя сказать; но они так или иначе связаны с Римом своим происхождением или местожительством. Либо это были представители совсем др. национальностей, имевших, однако то или иное отношение к Риму, находясь с ним в каких-нибудь учебных, ученых или просто дружеских отношениях. Неполная ясность этих отношений мешает исследователям давать связную картину римской философии. Это было предисловие, а теперь перейдем к связи античной теологии с основными течениями эллинистической философии. Античная теология вобрала в себя черты трех основных течений философии того времени: I. Платону (428/427-348/347 гг. до н. э. ) она обязана твердым убеждением в том, что лишь запредельный мир чистого разума или духа является устойчивым и постоянным. Там находятся образцы (называемые «формы», «идеи») для всего преходящего и материального, что есть на Земле. Человеческая душа наделена интеллектуальным элементом, который «догадывается», что окружающие нас вещи — не более чем отображения или копии идей. Таким образом, знания о сверхчувственном бытии являются врожденными, знакомыми по предыдущей духовной жизни. Эта часть души принадлежит неизменному и вечному космосу, а потому — бессмертна. В часто цитируемом «Тимее» Платон описывает творца-демиурга (греч. демиургос), создающего мир путем копирования вечных идей. По мнению самого философа, этот рассказ ближе к мифологии, чем к теологии, однако образ ума-демиурга может послужить шагом навстречу христианству, поскольку напоминает библейского Творца. Платон также утверждал, что истинное Божество должно обладать неизменностью, свойственной миру идей, а потому с презрением отвергал легенды о страстях, метаморфозах и бурной деятельности олимпийцев, о которых писали поэты. 2. Аристотель (384—322 гг. до Р. Х. ) развил концепцию своего учителя и заявил, что Бог есть неподвижная субстанция, единственным занятием которой является самосозерцание (поскольку ничто иное не может быть достойно ее внимания). Все остальное движется и существует, ибо желает Бога, а никакого сверхприродного мира идей нет вообще. З. И, наконец, движение стоиков, основанное Зеноном (336—264 гг. до н. э. ), считало Бога источником порядка во вселенной. Бог есть некое разумное существо (Логос), мировая душа (псюхе), огневидное дыхание (пневма ), пронизывающее космос. Однако Он обладает и материальными свойствами. Его сферическое тело (сома) удерживает мир в бесконечной пустоте, обеспечивает его единство, а потом уничтожает в огне. Согласно стоикам, высшая добродетель для человека — помогать реальному земному государству, поскольку оно установлено по воле Промысла Божия, или Судьбы. Благодаря этим трем направлениям в философии античные мыслители могли бы прийти к некой форме монотеизма еще до Христа и первых святоотеческих творений. Достаточно сделать аристотелевского Бога немного более деятельным, а Бога стоиков — более потусторонним. Близка к монотеизму и идея о некой Высшей Силе, которая поручает сотворение вселенной своему помощнику-демиургу, называемому иначе «мировая душа» или Логос (т. е. разум, мыслительные способности). Такие концепции были совместимы с привычной религией и ее обрядами, хотя нередко традиционные ритуалы без лишнего шума переосмысливались: жертвы приносили уже не потому, что боги в них нуждались, а как символ молитвы праведника; поэтические мифы о добрых и злых делах, совершаемых духами, рассматривались уже как аллегорические рассказы о жизни людей и их нравственных ценностях. В результате создались предпосылки к положительному восприятию христианской проповеди, чем и воспользовался апостол Павел по приезде в Афины, приведя в своей речи высказывания двух греческих стихотворцев: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем»; «мы Его и род» (Деян. 17 глава). Более того, в изречениях философов можно обнаружить библейскую истину, к которой они пришли самостоятельно, путем разумных рассуждений. Последнее обстоятельство подробно рассмотрено в творениях христианских мыслителей, которые прекрасно разбирались в классической античной литературе. Об образовании следует сказать особо. Несмотря на протесты ряда христианских проповедников, резко критиковавших идеи Платона и других языческих философов, античная поэзия оставалась неотъемлемой частью школьных программ. Культурные люди Греции продолжали читать Гомера и великие греческие трагедии, а латиняне не могли расстаться с Вергилием и Теренцием. Мыслящая среда не отказалась и от книг по философии и ораторскому искусству, историю по-прежнему изучали по Цицерону и Саллюсту. Греческая, а тем более, римская система образования включала не только грамматику, арифметику, музыку и астрономию, но и риторику, то есть искусство убеждать, хвалить, осуждать, обвинять и защищать. Такие навыки были необходимы каждому, кто собирался жить в обществе, а философы постоянно совершенствовались в способности выражать свои мысли. Мы знаем, что первыми апологетами и полемистами были люди, перешедшие в христианство из той или иной философской школы. Таким образом не трудно сделать вывод о желании этих горячих христиан защитить и разумно обосновать свое вероисповедание.
|
|||
|