|
|||
Мученики. ЗаключениеМученики 1. Учение о сообществе святых является фундаментальной истиной христианской веры (Ин 15, 1; многие места у Павла: Рим 12, 5; 1 Кор 10, 16 гл.; 2 Кор 13, 13; Эф 4, 16; третий с конца член Символа веры). Поскольку в этом сообществе, по словам Писания, один другого поддерживает и укрепляет (Гал 6, 2; о том же Кол 1, 24), это учение одновременно является выражением другой центральной идеи христианского благовестия — идеи посредничества. Хотя в своей существенной функции и самостоятельности оно является реальностью только в одном посреднике — Иисусе Христе, но как производное и дар пронизывает всю христианскую реальность. Живое осознание этого факта особенно ясно выражено в феномене почитания христианского мученичества. Оно стало также средством, которое углубляет и сохраняет живой истину веры в духовное общение во Христе, в ответственность друг за друга и во взаимное духовное укрепление. С другой стороны, культ мучеников — один из корней, из которых развилось почитание святых. Чем значительнее впоследствии стали обе эти идеи для религиозной жизни Церкви, тем важнее иметь ясное представление об их основе. Религиозное почитание мучеников — одно из важнейших и поучительнейших проявлений кафолической набожности в первые века. Захватывающие подлинные сообщения о мучениках, проникновенное и в высшей степени серьезное изложение этой темы христианскими писателями, так же как и бесчисленные надписи на стенах катакомб, показывают нам, какую огромную роль мученичество и почитание мучеников играли со II в. в духовной жизни христиан и в повседневном течении их жизни. 2. Несмотря на то, что язычников побуждали к гонениям на христиан разнообразные мотивы, по существу, начиная с гонения Нейрона, враждебность относилась на деле к христианской вере. Те, кто открыто сохраняли и исповедовали веру в кровавых истязаниях и даже подтверждали ее своей смертью, становились тем самым особенно очевидными и важными свидетелями Господа, свидетелями Его учения и Его победы над Врагом; поэтому их называли греческим словом, означающим «свидетель»: martys. Соответственно кровавая мученическая смерть не была для самих христиан поражением, напротив, она была в собственном смысле победой над всем, что враждебно противостояло Царству Божию, победой над несправедливо преследующим их государством, над язычеством и, прежде всего над породившими его демонами. 3. Поэтому мученики почитались как благословеннейшее орудие благодати; им приписывалось особо приближенное и доверенное место у Господа; мученики за свои страдания участвовали в торжестве Христа. Своей кровью они «свидетельствовали» о Христе как Спасителе мира, они, безгрешные, уже избежали суда и на Страшном Суде будут судьями вместе со Христом. Поэтому и к их земным останкам относились с особым благоговением. Из этого вырос культ мучеников. И еще при жизни те, кто ради Христа претерпел тюремное заключение или телесное наказание, занимали в Церкви особое место. Согласно Тертуллиану и другим церковным писателям, они примиряли с Церковью тех, кто отпал от нее. Христианская община Смирны описывает в 156 г. в послании мученическую смерть своего епископа Поликарпа, который и на костре молился: «Славлю Тебя, что Ты удостоил меня в этот день и час в числе мучеников Твоих получить часть в чаше Христа Твоего». В том же письме Церковь заверяет, что будет ежегодно стараться почтить день смерти епископа на его гробнице. Вначале такие празднования памяти мучеников устраивались в память особо выдающихся представителей Церкви, таких как папа Каллист (f 222 г. ), Понтиан (1 235 г. ), Фабиан (f 250 г. ) или пресвитер Ипполит (f 258 г. ). На другом уровне началось почитание «исповедников», которые были причислены к собственно мученикам хотя и не за насильственную смерть, но за заключение в тюрьму и другие страдания. 4. а) Особое значение приобрели места захоронения, где в Риме были погребены многие мученики, — катакомбы. Хотя, может быть, их сооружение и не было вызвано гонениями. Впрочем, предположение, что катакомбы в основном использовались для богослужений и собраний, ошибочно; узкие ходы со случайно расположенными капеллами в виде небольших расширений не могли вместить большое количество народа. Возможно, иногда здесь совершалось крещение. Эти места захоронения, как и все другие, строго охранялись римским законом. Название «катакомбы» произошло от одного христианского могильного сооружения, находившегося ad catacumbas — в низменной части долины. б) После легализации христианства, т. е. в IV в., почитание реликвий в форме культа гробниц мучеников усилилось. Все больше возводилось надгробных храмов, где у гроба мученика могла собираться на евхаристию вся община. Этому не противоречит то, что государство, особенно до правления Деция, само не осознавало ясно этой враждебности и уничтожало христиан не столько собственно за их веру, сколько заих мнимую опасность для государства.
Заключение
Начиная с 313 года церковь больше не подвергалась нападкам со стороны язычества, но означает ли это, что с тех пор христиане во всех уголках земли наслаждаются безмятежным покоем? Нет, конечно - ведь и пророчество Христа относится к последним дням. В Африке, Азии, а недавно и в Восточной Европе преследуется подчас намного больше христиан, чем это было в древней церкви. Следовательно, уроки, преподнесенные историей ранних преследований, актуальны и сегодня. Для их понимания нам следует отбросить идеалистический подход к истории первых христиан. В нашей среде довольно распространенное представление о том, будто христиан все триста лет преследовали за одно упоминание об Иисусе. Но сгущать краски ни к чему: если Богу было угодно время от времени укрощать злобный пыл язычников или допускать нестроения в Церкви, нам не следует закрывать на это глаза. К тому же нередко случается, что следовать доброму примеру нам мешает его безупречность, чрезмерное величие нравственных подвигов кажется нам недосягаемым, " непрактичным". Поэтому легенды и мифы, в сочинении которых упражнялись столетиями, вряд ли послужили на благо Церкви. В то же время нельзя приуменьшать благочестие и смелость мучеников, ведь их жизнь и не нуждалась в подобных украшениях. Господь использовал эти жестокие времена для воспитания Своего народа. Пожалуй, те протестантские историки, для которых приход ко власти Константина знаменовал собой чуть ли не поражение христианства, не вполне прониклись сочувствием к преследуемой Церкви. Бояться гонений не надо, но и стремиться к ним глупо. Даже в нашей стране немало христиан с ностальгией вспоминают времена гонений на наших землях - мол, вот тогда вырастали настоящие верующие. Если говорить об этом до конца, нам надо понять, что гонения необходимы для церкви, потому что Христос готовит Свою церковь к Своему возвращению, Он хочет удалить все скверное, нечистое, порочное и мирское из сердец Своих детей.
Ефесянам 5: 25-27
Библиография
1. Хусто Л. Гонсалес «История христианства» том 1, Санкт-Петербург, «Библия для всех» 2001 год. 2. Лортц Йозеф, «История Церкви» Москва, «Христианское слово», 2000 год.
|
|||
|