Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мученики. Заключение



Мученики

1. Учение о сообществе святых является фундаментальной истиной христианской веры (Ин 15, 1; многие места у Павла: Рим 12, 5; 1 Кор 10, 16 гл.; 2 Кор 13, 13; Эф 4, 16; третий с конца член Символа веры). Поскольку в этом сообществе, по словам Писания, один другого под­держивает и укрепляет (Гал 6, 2; о том же Кол 1, 24), это учение одновременно является выражением другой центральной идеи хрис­тианского благовестия — идеи посредничества. Хотя в своей суще­ственной функции и самостоятельности оно является реальностью только в одном посреднике — Иисусе Христе, но как производное и дар пронизывает всю христианскую реальность.

Живое осознание этого факта особенно ясно выражено в феномене почитания христианского мученичества. Оно стало также средством, которое углубляет и сохраняет живой истину веры в духовное обще­ние во Христе, в ответственность друг за друга и во взаимное духов­ное укрепление.

С другой стороны, культ мучеников — один из корней, из которых развилось почитание святых. Чем значительнее впоследствии стали обе эти идеи для религиозной жизни Церкви, тем важнее иметь ясное представление об их основе. Религиозное почитание мучеников — одно из важнейших и поучительнейших проявлений кафолической набожности в первые века.

Захватывающие подлинные сообщения о мучениках, проникновен­ное и в высшей степени серьезное изложение этой темы христиански­ми писателями, так же как и бесчисленные надписи на стенах ката­комб, показывают нам, какую огромную роль мученичество и почитание мучеников играли со II в. в духовной жизни христиан и в по­вседневном течении их жизни.

2. Несмотря на то, что язычников побуждали к гонениям на христи­ан разнообразные мотивы, по существу, начиная с гонения Нейрона, враждебность относилась на деле к христианской вере. Те, кто от­крыто сохраняли и исповедовали веру в кровавых истязаниях и даже подтверждали ее своей смертью, становились тем самым особенно очевидными и важными свидетелями Господа, свидетелями Его уче­ния и Его победы над Врагом; поэтому их называли греческим сло­вом, означающим «свидетель»: martys.

Соответственно кровавая мученическая смерть не была для самих христиан поражением, напротив, она была в собственном смысле по­бедой над всем, что враждебно противостояло Царству Божию, побе­дой над несправедливо преследующим их государством, над языче­ством и, прежде всего над породившими его демонами.

3. Поэтому мученики почитались как благословеннейшее орудие благодати; им приписывалось особо приближенное и доверенное мес­то у Господа; мученики за свои страдания участвовали в торжестве Христа. Своей кровью они «свидетельствовали» о Христе как Спаси­теле мира, они, безгрешные, уже избежали суда и на Страшном Суде будут судьями вместе со Христом. Поэтому и к их земным останкам относились с особым благоговением. Из этого вырос культ мучени­ков. И еще при жизни те, кто ради Христа претерпел тюремное зак­лючение или телесное наказание, занимали в Церкви особое место. Согласно Тертуллиану и другим церковным писателям, они прими­ряли с Церковью тех, кто отпал от нее.

Христианская община Смирны описывает в 156 г. в послании му­ченическую смерть своего епископа Поликарпа, который и на костре молился: «Славлю Тебя, что Ты удостоил меня в этот день и час в числе мучеников Твоих получить часть в чаше Христа Твоего». В том же письме Церковь заверяет, что будет ежегодно стараться почтить день смерти епископа на его гробнице. Вначале такие празднования памяти мучеников устраивались в память особо выдающихся пред­ставителей Церкви, таких как папа Каллист (f 222 г. ), Понтиан (1 235 г. ), Фабиан (f 250 г. ) или пресвитер Ипполит (f 258 г. ). На другом уровне началось почитание «исповедников», которые были причислены к собственно мученикам хотя и не за насильственную смерть, но за заключение в тюрьму и другие страдания.

4. а) Особое значение приобрели места захоронения, где в Риме были погребены многие мученики, — катакомбы. Хотя, может быть, их сооружение и не было вызвано гонениями. Впрочем, предположение, что катакомбы в основном использовались для богослужений и собраний, ошибочно; узкие ходы со случайно расположенными ка­пеллами в виде небольших расширений не могли вместить большое количество народа. Возможно, иногда здесь совершалось крещение. Эти места захоронения, как и все другие, строго охранялись римским законом.

Название «катакомбы» произошло от одного христианского могиль­ного сооружения, находившегося ad catacumbas — в низменной час­ти долины.

б) После легализации христианства, т. е. в IV в., почитание релик­вий в форме культа гробниц мучеников усилилось. Все больше возво­дилось надгробных храмов, где у гроба мученика могла собираться на евхаристию вся община.

Этому не противоречит то, что государство, особенно до правления Деция, само не осознавало ясно этой враждебности и уничтожало христиан не столько собственно за их веру, сколько заих мнимую опасность для государства.


 

Заключение

 

Начиная с 313 года церковь больше не подвергалась нападкам со стороны язычества, но означает ли это, что с тех пор христиане во всех уголках земли наслаждаются безмятежным покоем? Нет, конечно - ведь и пророчество Христа относится к последним дням. В Африке, Азии, а недавно и в Восточной Европе преследуется подчас намного больше христиан, чем это было в древней церкви. Следовательно, уроки, преподнесенные историей ранних преследований, актуальны и сегодня.

Для их понимания нам следует отбросить идеалистический подход к истории первых христиан. В нашей среде довольно распространенное представление о том, будто христиан все триста лет преследовали за одно упоминание об Иисусе. Но сгущать краски ни к чему: если Богу было угодно время от времени укрощать злобный пыл язычников или допускать нестроения в Церкви, нам не следует закрывать на это глаза. К тому же нередко случается, что следовать доброму примеру нам мешает его безупречность, чрезмерное величие нравственных подвигов кажется нам недосягаемым, " непрактичным". Поэтому легенды и мифы, в сочинении которых упражнялись столетиями, вряд ли послужили на благо Церкви.

В то же время нельзя приуменьшать благочестие и смелость мучеников, ведь их жизнь и не нуждалась в подобных украшениях. Господь использовал эти жестокие времена для воспитания Своего народа. Пожалуй, те протестантские историки, для которых приход ко власти Константина знаменовал собой чуть ли не поражение христианства, не вполне прониклись сочувствием к преследуемой Церкви.

Бояться гонений не надо, но и стремиться к ним глупо. Даже в нашей стране немало христиан с ностальгией вспоминают времена гонений на наших землях - мол, вот тогда вырастали настоящие верующие.

Если говорить об этом до конца, нам надо понять, что гонения необходимы для церкви, потому что Христос готовит Свою церковь к Своему возвращению, Он хочет удалить все скверное, нечистое, порочное и мирское из сердец Своих детей.

                                                                       

                                                                                                       Ефесянам 5: 25-27

 

Библиография

 

1. Хусто Л. Гонсалес «История христианства» том 1, Санкт-Петербург, «Библия для всех» 2001 год.

2. Лортц Йозеф, «История Церкви» Москва, «Христианское слово», 2000 год.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.