Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные гонения



 

Гонения на христиан со стороны язычества и Римской империи.   

 

Введение

 

1. Причины возникновения гонений

2. Основные гонения

3. Мученичество

 

Заключение

 

Свою работу я прежде всего, хочу начать с указания на Священное Писание и слов Иисуса Христа, отправляя Своих учеников на миссию, Он дает им напутственное слово, я думаю эти слова, которые скажет им Иисус будут определять всю их последующую судьбу, Евангелие от Матфея 10: 16-22 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

Возможно, никакое другое пророчество Христа так ясно не определяет судьбу Его Церкви на протяжении почти трехсот лет после Пятидесятницы. Безумный мир, распявший своего Бога, не мог остановиться и перед Его учениками. Синагоги и судилища действительно стали привычным местом христианского свидетельства иудеям и римлянам.

По многим причинам история гонений чрезвычайно важна для понимания становления христианской религии. Именно нелепые обвинения, всегда сопровождавшие начало очередных преследований, подтолкнули первых христианских апологетов стать на защиту христианского учения и практики. Именно гонения укрепили моральные устои в христианских общинах, а также частично способствовали распространению в Церкви явлений, осужденных позднее Реформацией - монашеству, почитанию мощей. Наконец, именно они привели к важнейшим спорам, спровоцировавшим даже расколы, внутри Церкви - о судьбе падших, то есть отошедших от Церкви во время преследований.

На самом же деле систематичные, общеимперские преследования начались лишь со второй половины третьего века. В первом столетии христианство - крохотная иудейская секта, руководитель которой был позорно распят - не могла возмутить все еще могучее Римское государство, а потому преследовалось преимущественно со стороны иудеев, о чем сообщает еще Новый Завет. Лишь со временем языческое общество осознало, что имеет дело с новой религией, причем их открытие не сулило христианам ничего доброго. Читая древних римских писателей, порой не верится, что речь идет именно о христианах. Почитавших истинного Бога обвиняли в безбожии; отличавшихся добрыми нравами " чернь ненавидела за постыдное поведение"; проповедовавших любовь называли человеконенавистниками; исповедовавших разумную, особенно на фоне языческого мифотворчества, веру считали зловредными суеверами. Словом, язычники возненавидели христианство. И на то были свои причины.

 

Причины возникновения гонений

       Прежде всего, римляне были очень консервативны, особенно в религиозном отношении (даже наши соотечественники, упрямо требующие следовать " вере предков", не могут идти ни в какое сравнение). Кроме того, в целом терпимое к иноверцам общество не могло согласиться с притязаниями христианства на исключительность. Если бы христиане всего лишь прибавляли своего Иисуса и без того не бедному пантеону римских богов - никто бы и не подумал ничего неладного. Монотеизм христиан стал поводом даже для обвинений в безбожии, так как у них не было ни статуй богов, ни храмов, ни жертвоприношений - ничего из того, что считалось принятым в " настоящей" религии. Языческие интеллектуалы высмеивали новую веру (что видно уже из истории пребывания ап. Павла в Афинах). Повествование о Христе напоминало им распространенные в то время мифы о богах, спускавшихся на землю к людям. Даже иудейские корни в этом смысле были во вред христианам: на протяжении веков иудеи считались примером глупого суеверия.

Надо отметить, что у нас полностью отсутствует документы подтверждающие гонения на христиан в Римской империи, есть только христианские источники апологетические работы христианских писателей, но они обвиняют во всем государство, защищая себя.

Поэтому мы не можем точно объяснить гонения и описать правовую основу, на которой Римское государство преследовало христиан: был ли это некий дискри­минирующий закон, направленный собственно против христиан, или это было применение разных законов, защищавших государственный языческий культ или это было, только высшее право надзора и наказания со стороны государства? В настоящее время историки в общем склоняемся к тому, что не было дискриминирующего закона. В качестве правовой основы остается тогда, практика прежних императоров, ведь с Нейрон первый воздвиг гонения на христиан, многие историки говорят, что в большинстве своем гонения были подражанием того, что делал Нейрон.

Скорее, всего, гонения были из-за того, что государство понимало «новую религию», которая не будет подчиняться по первому требованию империи. Императоры понимали, что у них недостаточно власти над христианами, хоть они никого не трогают, для государства это понималось, как отдельная, обособленная группа. Если все языческие культы были под «коблуком» у императора, и он мог легко управлять страной, то с христианами было все гораздо трудней. Христиане даже не считали Императора божественным, это и рушило всю власть империи над христианами.  

Фактически ход гонений довольно точно соответствовал установленному Траяном и юридически внутренне непоследовательному принципу. Поэтому, хотя со времени этого рескрипта христиане были, без сомнения, в нелегальном положе­нии, преследования их, по крайней мере, до наступления на христианство Деция (но также и после него — вплоть до гонений Диоклетиана), отличались исключи­тельной неравномерностью и бессвязностью поддающихся учету мотивов.

Таким образом, гонения на христиан в общей картине жизни древнего Рима были исключением. В сознании современников, даже христиан, если не считать тех из них, кто непосредственно сталкивался с гонениями, они не оставили ника­кого следа. Например, христианские писатели, в частности Тертуллиан, подчер­кивают, что христиане участвовали во всех повседневных делах, если они не были связаны с идолослужением или нарушениями нравственности. Образ жизни в Римской империи, ее правовое и общественное устройство, судя, например, по описаниям Амвросия и Иеронима, по существу остались неизмен­ными и после прекращения гонений.

Нерегулярный характер гонений и, следовательно, фактическая свобода испо­ведовать христианство и в первые века его существования объясняют также та­кие факты, как-то, например, что со II в. христианские общины могли приобре­тать недвижимое имущество и воздвигать церковные здания и даже вести процессы так. Римская Церковь в 230 г. провела успешный процесс против владельцев постоялых дворов); Иустин в середине II в. открыто возглавлял в Риме собствен­ную школу; возникала обширная христианская литература. Время так называе­мой катакомбной Церкви — исключение.

 Важнейшей общей причиной гонений на христиан следует считать корен­ную внутреннюю противоположность «чужой новой религии», «Завета Христова» и вопло­щенного в Римской империи язычества. Несмотря на упоминавшиеся выше про­цессы в духовной жизни язычников, облегчавшие распространение христианства, эта противоположность сохраняла свою силу. И с большой вероятностью должно было последовать столкновение между ними. Поскольку сила была на стороне Римской империи, то это столкновение, когда оно произошло, вылилось в попыт­ку насильственного подавления христианства.

Но, так как Римская империя была в значительной степени правовым государ­ством, ее нельзя просто обвинить в беззакониях, тем более в беззаконных, жестоких действиях. От этого предостерегает уже то обстоятельство, что самые худшие пресле­дования исходили не от таких чудовищ, как Нейрон, но от благородных императо­ров II и значительных государей III вв. 31 Государство со своей точки зрения име­ло на это основания. Скорее всего, надо понимать и то, что со стороны христиан были какие-то действия, которые противоречили правовым нормам империи. Насколько мы понимаем в Римской империи существовало много богов и религий, но главной из всех было поклонение императору, вероятно, что христиане со своей стороны могли не проявлять лояльности по отношению к другим верованиям. В сегодняшнем мире все христиане чувствуют как бы свое превосходство над другими религиями, если считается, что христианство доминирующая религия. Многие христиане обвиняют или высмеивают некоторые святыни других религий или исповедание других конфессий, естественно после выпадов некоторых христиан, у оппонентов появляется «святой гнев». Я допускаю такие обстоятельства гонений, хотя нельзя забывать слов Христа о преследованиях. В действительности мы не знаем, какое время было лучше для церкви, так как во время гонений было, наверно, больше истинно верующих, чем во времена свободы для христиан. В писании мы видим, что гонения не напрасны, так как они способствуют очищению церкви, происходит подъем святости.

 Частичной реабилитацией языческого государства слава мучеников не ума­ляется, но возрастает: их дело состояло не только в том, чтобы стать выше ничто­жеств, заслуживающих всеобщего презрения, но и выдающихся личностей II и III вв.; они добились победы не только над нелепыми сказками, но и над фунда­ментальными представлениями, на которых зиждилась могучая Римская импе­рия; они обратили в христианство мир, который, хотя и был ветхим, еще нес в себе силу.

 С другой стороны, мы знаем из актов мученичества и из христианских апо­логий, что при случае и чернь принимала в гонениях активное участие. При этом главной движущей силой была ненависть, питаемая клеветническими слухами. Частично в этой ненависти были повинны и некоторые императоры и наместники, не пресекавшие достаточно решительно клевету и скандальные об­винения.

Нельзя недооценивать практическое значение этих ограничений в гарантиях правовой безопасности. Известны многочисленные случаи ано­нимных доносов, стихийного давления на ведение процесса или участия толпы в казни. Волнения, подобные Лионскому в 177 г., отражают реальное и упорное сопротивление новому в разных слоях общества, которому способствовали и под­стрекательские настроения в народе, и полемические сочинения, направленные против христиан (например, учителя Марка Аврелия, Цельса и Лукиана Самосатского). Первым защитил Церковь от подобных беспорядочных преследований Септимий Север.

Именно слабые императоры, даже такие недостойные, как Коммод или Галлиен, были терпимы к христианству.

Рескрипт Траяна дал наместникам определенную самостоятельность, поэтому многое зависело от их собственной позиции. В Лионе, например, проконсул издал " противоречащее императорскому распоряжению «общее предписание, что разыскивать нужно всех нас» (Послание Лионской Церкви).

 В этой связи важно отметить, что уже первое гонение не было продиктовано государственными соображениями, а явилось проявлением инстинктивной нена­висти. Оно было развязано бессовестным Нейроном, который с успехом пытался переложить на христиан вину за пожар в Риме (в 64 г. ) и, следовательно, напра­вить на них ярость черни. На судебном процессе над христианами, который был проведен тогда же, прозвучало обвинение в «ненависти к роду человеческому», в правовом отношении совершенно безосновательное. От преследований, кореня­щихся в ничем не обоснованной ненависти, происходит юридическая установка получившая в последующие времена силу закона: поп licet esse vos («вам не доз­волено существовать»). Христианство — religio illicita [недозволенная религия], запрещенная законом.

 Злобная неприязнь черни к христианам, роковым образом повлиявшая на судьбу новой религии, имела различные и трудно устранимые причины.

 Во-первых, это естественная для многих и особенно необразованных людей потребность иметь козла отпущения, виновного во всех бедствиях. Поэтому на христиан возлагалась ответственность за все беды общества. С этим взглядом боролся еще св. Августин. Во-вторых, воздержание христиан от участия в распу­щенных и жестоких публичных увеселениях в цирках, театрах и на аренах, к которым были столь привержены римляне, воспринималось обществом как уп­рек. И, в-третьих, предлогом для ненависти к христианам служили возникшие под влиянием клеветы и непонимания представления об их якобы противоесте­ственном поведении на тайных собраниях.

Кроме того, встречаются и общие обвинения христиан в «сумасбродстве», «бе­зумии», «безграничном суеверии», «непокорности» и «упрямстве, проявленном, несмотря на увещевания судьи вернуться к обычаям римлян».

Основные причины, превратившие веротерпимое Римское государство в гони­теля христиан, обусловлены позицией, которую заняли христиане по отношению к государству. Эта позиция была неоднозначной: христиане признавали государ­ство как политическую власть, обеспечивающую порядок в обществе, но резко критиковали практикуемое им идолослужение. Не разграничивая эти стороны их позиции, государство постоянно сомневалось в их лояльности. Знание госу­дарства о христианах и их политической позиции было, прежде всего, недостаточ­ным, а его отношение к ним — фактически неопределенным. При этом нужно иметь в виду, что еще долгое время малочисленная, не имеющая социального значения и политической силы христианская секта вообще едва ли что-то значи­ла для огромной Римской империи и только иногда вызывала слабый интерес самоуверенных властителей мира.

 Римское государство было по самой своей природе связано с рим­ской государственной религией. Христиане же претендовали на то, что только они обладают истинной религией; они отвергали богов, идолослужение и культ императора. Это давало основание упрекать их в безбожии, в атеизме. Вместе с тем, атеизм означал покушение на государство и навлекал на христиан обвинения во враждебности госу­дарству.

Например, Поликарп отказывался произнести «владыка кесарь», т. е. назвать императора kurios — «господь», на что толпа реагирует обвинением: «Он отрицает наших богов».

а) На практике серьезность этим обвинениям придавали всеохватность христианства (тенденция к универсализму) и его непреодоли­мое стремление к экспансии. Христианство чувствовало в себе при­звание и силу покорить мир. Речь шла не о маленькой национальной секте, как иудаизм, и не об одном из множества небольших религиоз­но-философских объединений, не имеющих никакого политического значения. Скорее, государство могло бы увидеть в христианстве — если бы ему однажды стала ясна суть новой религии — попытку от­вратить весь народ от богов и от кажущейся нерасторжимо связанной с ними формой государственного правления. Тем более что такие значительные представители христиан, как Иустин и Тертуллиан, подчеркивали, - «христианин в первую очередь именно христианин, и лишь затем — римлянин».

С другой стороны, римским властям приходилось признавать, что христиане были лояльными подданными; в них не было ничего рево­люционного в обычном смысле слова. Наоборот, они были миролюби­выми добропорядочными гражданами, как и другие аккуратно пла­тили налоги и молились об императоре и благосостоянии государства. Порукой искренности помыслов была их высочайшая и, несмотря на все кривотолки, общепризнанная нравственность.

Таким образом, отношение христиан к государству с многих точек зрения могло быть названо совершенно новым и необычным. Понятно, что Рим не сразу определил свою позицию по отношению к этому. И действительно, вначале события развивались, как мы уже видели, не вполне последовательно. Насколько властителей мира во­обще заботили христиане, их поведение вплоть до начала гонений Деция оставалось двойственным и неопределенным. Они или исходи­ли из теоретической предпосылки о наличии подлежащих наказанию преступлений (безбожие, оскорбление величества) и на основании нейронова решения начинали преследования, или под непосредствен­ным впечатлением от спокойного поведения христиан фактически оставляли их в покое. Анонимные доносы были запрещены: Адриан установил за них наказание. Наместники часто принимали сторону христиан против черни; уже Павел получил подобную защиту. При­знание и точное выражение этой неопределенной позиции мы нахо­дим очень рано в приведенном выше официальном указании импера­тора Траяна наместнику Плинию.

Осужденные христиане были обречены на тюрьму, бичевание и смертную казнь через обезглавливание, или их отдавали на растерза­ние зверям на арене, чему предшествовали разнообразные пытки, например поджаривание на железном стуле. Иногда (как в Лионе) запрещалось погребение, мертвые тела выставлялись на всеобщее обозрение, осквернялись или даже выб­расывались собакам, останки топили в реке.

О некоторых мучениках, например о епископе Поликарпе Смирнском, известно, что они шли на смерть, хваля Господа. Но подобная стойкость не должна заслонять от нас суровости испытания. Слово «мученичество» выговаривается легко. Но если мы хотим верно, судить о раннехристианском мученичестве — свидетельстве за веру, — то должны всегда помнить о сопровождавших его зверских пытках, стра­даниях и притеснениях. Мы имеем подлинные подробные описания, например, в письме Церквей Вьена и Лиона к христианам Малой Азии о мученичестве их братьев при Марке Аврелии. Несмотря на некоторые преувеличения, сколь удивительно трезвое мужество в стра­даниях и победном сораспятии с Господом, вплоть до нечеловеческой мученической кончины, проявленное Потином и Бладиной. Читая об их победе, мы не должны забывать об их страданиях. Описание мученической смерти Бландины завершается полными глубокого смыс­ла прекрасными словами: «... да одушевит братьев она, маленькая и слабая, ничтож­ная — и великий непобедимый борец за Христа, одолевшая врага во многих схватках и за эту борьбу увенчанная венцом бессмертия».

Тот факт, что в новейшие времена в Европе и Азии были изобрете­ны еще более утонченные, в полном смысле невыразимые мучения, не сотрет тех мук, которые претерпели христианские мученики пер­вых веков. С христианской точки зрения важно единственно то, что страдания были приняты за Христа и Его силой.

Ибо подлинную картину гонений на христиан дает человечески и христиански достоверная реакция гонимых, подобная той, которая обнаруживается в часто цитируемом послании Церквей Вьена и Лио­на: спокойная уверенность в победе над властителем язычества — сатаной, скорбь об оказавшихся слабыми и отступниках и великое смирение тех, кто под пытками стойко «дали свидетельство об исти­не»; они признавали свое собственное бессилие, поскольку остались живы, и отклоняли почетное звание «мученик», martys, которое, как они считали, принадлежит только тем, кто соединился с Господом через страдание и смерть.

 

Основные гонения

 

I. Гонения до Деция

1. Как жили христиане во враждебном государстве, угрожавшем им смертью? Мы не имеем оснований считать, что им постоянно при­ходилось скрываться, даже когда речь идет о временах гонений. Пока само государство не преследовало христиан, они проводили жизнь в обычных занятиях, будь то ремесло, торговля или что-либо другое. Но они старались тщательно хранить себя не оскверненными многобо­жием или безнравственностью.

Когда же кому-то непосредственно угрожала опасность, он спасал­ся бегством, что, в общем, считалось допустимым. Ненужный вызов не одобрялся как самонадеянный. С другой стороны, мучения и смерть понимались как сознательное свидетельство веры, «которым они мог­ли бы и вас (т. е. язычников) избавить от вашего неправедного пред­рассудка» (Иустин).

2. Бросается в глаза, насколько по-разному происходили гонения на Востоке и на Западе. Гонения, которые пришлось претерпеть восточным Церквям, несопос­тавимы по силе с теми, что были на Западе. И лишь последние гонения вовсе или почти не коснулись Запада, по крайней мере той части империи, где правил Кон­станций Хлор. Там были длительные периоды действительной терпимости. Стрем­ление оставить христиан в покое особенно усилилось с конца II в. До 250 г. все гонения имели лишь местный характер.

Обычно насчитывалось (согласно Евсевию) десять гонений, по аналогии с ветхо­заветными казнями египетскими, что не соответствует исторической реальности.

3. При Траяне (98-117) пострадал Игнатий Антиохийский, значительнейший представитель послеапостольских времен. Его послания для нас — ценнейший источник сведений о внутреннем состоянии Церкви около 110 г. Благода­ря ему и сегодня непосредственно ощущается сверхъестественная и одновременно трезвая и смиренная сила, которая требовала мученичества ради того, чтобы быть с Богом: «Его ищу, за нас умершего. Его желаю, за нас воскресшего. Мне предле­жит рождение».

Марк Аврелий, благородный философ на императорском троне (161-180), не был, как неверно утверждается, покровителем христиан. Он считал себя вышеих«фанатизма». При нем пострадал апологет Иустин. В 177 г. в Лионе началось уже упомянутое кровавое гонение с деятельным участием черни.

В то же время последовало опасное литературное нападение Цельса. Со своей стороны, Афинагору и Мелитону Сардийскому пришлось направить им­ператору Марку Аврелию апологию в защиту христиан. Это доказывает не только то, что в разных частях империи положение христиан было нелегким, но и то, что все же смогла появиться некоторая «оппозиция».

При Коммоде (180-192) христиане имели могущественную заступ­ницу в лице Марции, жены императора. Уже во II в. беспрепятствен­но проводились соборы по поводу спора о праздновании Пасхи. Но и в это «мирное время» были мученики: из Сцилл в Африке и высокооб­разованный Аполлоний в Риме (f ок. 185 г. ), произнесший на суде важную защитительную речь, сходную с христианскими апологиями.

4. Более систематически действует Септимий Север (193-211); он

пытается сдержать распространение христианства: запрещает переход в него.

Тогда же начинаются гонения на христиан в Египте и в провин­ции Африка — мученичество Перпету и Фелициаты ( ок. 202 г. ), крестившихся непосредственно перед самим арестом. Захватывающее

К этому времени относится стремление семнадцатилетнего Оригена к мученичеству и его вдохновенное послание к своему отцу, заключенному в тюрьму за веру.


5. Через посредство менее состоятельных в личном и в политичес­ком отношении сирийских преемников Севера (211-235) проходило победоносное шествие восточных культов на Запад. Его отвратитель­ной кульминацией было запятнанное ритуальным развратом правле­ние Гелиогабала (218-222), который и в Риме, будучи императором, остался священнослужителем сирийского божества (жертвоприноше­ния, культовые танцы). С этими культами в Риме стало официально практиковаться «синкретическое» понимание религии. Рас­пространилось убеждение, что все религии внутренне родственны между собой, могут быть объединены и в конечном итоге, в сущнос­ти, одинаковы, а значит — равноправны. Эта пагубная сама по себе точка зрения способствовала, однако, терпимости в отношении к хри­стианству.

Император Александр Север (222-235) относился к христианам, как любой другой император до него. В то время важную роль в политике играли некоторые женщины из семей императоров. Для положения христианства имело значение, что мать Александра Севера, властолюбивая и деятельная Юлия Маммея поддер­живала отношения с Оригеном и Ипполитом Римским. Христиане могли высту­пать как законное общество и в качестве такового приобретать собственность. Вследствие этого они стали возводить собственные культовые здания.

6. Уже с конца II в. отмечается значительный рост понимания христиан, что они должны отстоять свои позиции, заявив всем об истинности свое веры. Apologeticum «правозащитника» Тертуллиана служит тому доказательством. У него и других авторов мы сталки­ваемся с мыслями о том, что мир еще существует только благодаря молитвам христиан или что благодаря им, лучшей опоре общества и государства, возросла Римская империя.

Массовые гонения на христиан

 

1. Враждебность со стороны государства усиливалась по мере того, как оно начинало узнавать или хотя бы догадываться об объективно противостоящих язычеству воззрениях новой религии по мере рас­пространения христианства и его организации. Само христианское учение Рим, вероятно, терпел бы совершенно безмолвно. Но органи­зованную, иерархически построенную Церковь он счел за необходи­мое уничтожить.

2. В III в. из-за тяжелых экономических и политических потрясе­ний империя оказалась в глубоком кризисе. С другой стороны, около 250 г. создание Церкви настолько продвинулось, что теперь язычес­кое государство впервые ясно осознало опасность, исходившую от христианства, тем более, что император Деций (249-251) хотел переустроить империю на обновленной и объединенной религиозной основе. Борьба вступила в решающую фазу, что привело к первому массовому гонению на христиан, т. е. к первой систематически осуществляв­шейся и последовательно проводившейся на всей территории империи попытке уничтожить христианство.

3. Вспышка гонений была связана с тем, что христиане отказыва­лись принимать участие в государственных жертвоприношениях, ко­торые были организованы по всей империи для защиты от эпидемий. Эдикт предписывал, чтобы все подданные по всей империи офици­ально совершали жертвоприношения, а при необходимости были при­нуждаемы к этому. Были учреждены комиссии по жертвоприноше­ниям, перед которыми все, включая женщин и детей, должны были принести жертву и получить об этом свидетельство, так называемый «libellus» («книжечка»), (Сохранилось много фрагментов таких libellus с соответствующим подписанным, завизированным и датированным подтверждением. ) Тогда появился целый ряд мучеников, множество исповедников, но также было много и тех, которые, став безразлич­ными к вере за долгий предшествовавший мирный период, отпали (lapsi, отпавшие; среди них и клирики, и епископы). Многим удава­лось получить libellus, не совершая жертвоприношения. К такому отпадению Церковь относилась после гонения менее сурово.

Конец гонению Деция положило вторжение готов в Дакию. Сам император погиб в бою с ними, но его действия против христиан были продолжены императором Валерианам (253—260). Однако это про­изошло не ранее внезапной перемены его позиции в отношении к христианам в 257 г., что лишний раз показывает неясность правовой основы гонений. С другой стороны, наступление было подготовлено с более точным расчетом; оно было направлено против наиболее важно­го для Церкви — против клира, собраний общин, против христиан на судейских и сенаторских должностях. В этот период мучениками ста­ли: в Риме — папа Сикст II (f 258 г. ) и его диакон Лаврентий, в Карфагене — сосланный туда Киприан, великий защитник единства Церкви.

4. Галиен, сын Валериана, став в 260 г. полновластным правителем, отменил эдикты о гонениях. Начался сорокалетний период факти­ческой, но не подтвержденной законом терпимости, имевший огромное значение. Внутреннее устроение Церкви, так же как ее распространение по всей империи и во всех социальных слоях общества, могло происходить беспрепятственно. Вследствие этого она настолько укре­пилась, что разразившаяся затем буря уже не могла нанести ей зна­чительного ущерба.

За это время Церкви, прежде всего, удалось в значительной мере преодолеть предубеждение общества против христиан. В последнем гонении чернь уже не принимала участия; Афанасий сообщает, что язычники многими способами защищали и прятали преследуемых от их гонителей.

5. Только на девятнадцатом году правления императора Диоклетиана (284-305) его зять кесарь Галерий (293—311), фанатичный ненавистник новой рели­гии, склонил его начать наступление на христиан. При этом гонение вписывалось в основную линию деятельности императора, намеренного вернуть империи бы­лую мощь. Ради этой цели необходимо было истребить всех не язычников как противников Рима.

Диоклетиан установил совершенно новую систему управления империей: деле­ние власти между двумя императорами (августами) восточной и западной частей империи; назначение кесаря (наместника) с правом наследования; централиза­ция управления путем разделения империи на 96 провинций, входящих в 12 диоцезов и 4 префектуры. Свою собственную резиденцию (главного императора) он перенес на Восток (Никомидия), что имело большое значение для свободного внутреннего развития Церкви и папства.

После трех эдиктов 303 г. (христианские церкви должны были быть разруше­ны, священные книги сданы, клирики заключены в тюрьму и пытками принуж­дены к совершению жертвоприношений) с эдикта 304 г. началось всеобщее гоне­ние на христиан. Число христиан в мирные годы значительно возросло; христи­анство стало уже заметно сказываться на образе жизни города (строительство церквей; христиане на высоких должностях). Теперь же снова появляется много «lapsi», но вместе с тем и много мучеников (сведения о них часто легендарны). На западе империи гонение быстро затихает уже после 305 г., когда Констанций Хлор становится императором. Напротив, на востоке Галерий после отречения Диоклетиана (305 г. ) возобновляет его. Но и Галерию приходится признать себя в конце концов побежденным, и на смертном одре он издает эдикт о веротерпимо­сти (Сардика, 311 г. ), содержавший уже столь полное признание христианства, что с тех пор нейроново поп licet esse vos по существу потеряло силу.

6. Окончательную свободу христианству принесла победа Констан­тина Великого над его конкурентами в 312 г. В различных совместных документах Константина и его соправителя Липиния и, наконец, са­мим Константином христианство было провозглашено свободным. Ре­шающим шагом было соглашение между Константином и Лицинием в Милане в 313 г. Его следствием стал так называемый Миланский эдикт (манифест) 313 г., изданный обоими императорами после победы Константина на Мильвиевом мосту и предоставлявший нео­граниченную религиозную свободу. (Следующее гонение Максимина Дазы в Азии по ту сторону Тавра и в Египте закончилось его пораже­нием. ) Однако вскоре произошел разрыв между Константином и Ли­цинием, и последний опять стал притеснять христиан. Однако победа Константина (324 г. ) сделала его единовластным правителем, а Цер­ковь — окончательно свободной.

Гонение вновь поставило вопрос о возвращении «lapsi» в Церковь. При этом, как и раньше, на первый план выступило противоречие между более строгой и менее строгой позициями. Это привело к множеству расколов. Важней­ший из них породил секту донатистов в Северной Африке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.