|
|||
Основные гонения
Гонения на христиан со стороны язычества и Римской империи.
Введение
1. Причины возникновения гонений 2. Основные гонения 3. Мученичество
Заключение
Свою работу я прежде всего, хочу начать с указания на Священное Писание и слов Иисуса Христа, отправляя Своих учеников на миссию, Он дает им напутственное слово, я думаю эти слова, которые скажет им Иисус будут определять всю их последующую судьбу, Евангелие от Матфея 10: 16-22 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Возможно, никакое другое пророчество Христа так ясно не определяет судьбу Его Церкви на протяжении почти трехсот лет после Пятидесятницы. Безумный мир, распявший своего Бога, не мог остановиться и перед Его учениками. Синагоги и судилища действительно стали привычным местом христианского свидетельства иудеям и римлянам. По многим причинам история гонений чрезвычайно важна для понимания становления христианской религии. Именно нелепые обвинения, всегда сопровождавшие начало очередных преследований, подтолкнули первых христианских апологетов стать на защиту христианского учения и практики. Именно гонения укрепили моральные устои в христианских общинах, а также частично способствовали распространению в Церкви явлений, осужденных позднее Реформацией - монашеству, почитанию мощей. Наконец, именно они привели к важнейшим спорам, спровоцировавшим даже расколы, внутри Церкви - о судьбе падших, то есть отошедших от Церкви во время преследований. На самом же деле систематичные, общеимперские преследования начались лишь со второй половины третьего века. В первом столетии христианство - крохотная иудейская секта, руководитель которой был позорно распят - не могла возмутить все еще могучее Римское государство, а потому преследовалось преимущественно со стороны иудеев, о чем сообщает еще Новый Завет. Лишь со временем языческое общество осознало, что имеет дело с новой религией, причем их открытие не сулило христианам ничего доброго. Читая древних римских писателей, порой не верится, что речь идет именно о христианах. Почитавших истинного Бога обвиняли в безбожии; отличавшихся добрыми нравами " чернь ненавидела за постыдное поведение"; проповедовавших любовь называли человеконенавистниками; исповедовавших разумную, особенно на фоне языческого мифотворчества, веру считали зловредными суеверами. Словом, язычники возненавидели христианство. И на то были свои причины.
Причины возникновения гонений Прежде всего, римляне были очень консервативны, особенно в религиозном отношении (даже наши соотечественники, упрямо требующие следовать " вере предков", не могут идти ни в какое сравнение). Кроме того, в целом терпимое к иноверцам общество не могло согласиться с притязаниями христианства на исключительность. Если бы христиане всего лишь прибавляли своего Иисуса и без того не бедному пантеону римских богов - никто бы и не подумал ничего неладного. Монотеизм христиан стал поводом даже для обвинений в безбожии, так как у них не было ни статуй богов, ни храмов, ни жертвоприношений - ничего из того, что считалось принятым в " настоящей" религии. Языческие интеллектуалы высмеивали новую веру (что видно уже из истории пребывания ап. Павла в Афинах). Повествование о Христе напоминало им распространенные в то время мифы о богах, спускавшихся на землю к людям. Даже иудейские корни в этом смысле были во вред христианам: на протяжении веков иудеи считались примером глупого суеверия. Надо отметить, что у нас полностью отсутствует документы подтверждающие гонения на христиан в Римской империи, есть только христианские источники апологетические работы христианских писателей, но они обвиняют во всем государство, защищая себя. Поэтому мы не можем точно объяснить гонения и описать правовую основу, на которой Римское государство преследовало христиан: был ли это некий дискриминирующий закон, направленный собственно против христиан, или это было применение разных законов, защищавших государственный языческий культ или это было, только высшее право надзора и наказания со стороны государства? В настоящее время историки в общем склоняемся к тому, что не было дискриминирующего закона. В качестве правовой основы остается тогда, практика прежних императоров, ведь с Нейрон первый воздвиг гонения на христиан, многие историки говорят, что в большинстве своем гонения были подражанием того, что делал Нейрон. Скорее, всего, гонения были из-за того, что государство понимало «новую религию», которая не будет подчиняться по первому требованию империи. Императоры понимали, что у них недостаточно власти над христианами, хоть они никого не трогают, для государства это понималось, как отдельная, обособленная группа. Если все языческие культы были под «коблуком» у императора, и он мог легко управлять страной, то с христианами было все гораздо трудней. Христиане даже не считали Императора божественным, это и рушило всю власть империи над христианами. Фактически ход гонений довольно точно соответствовал установленному Траяном и юридически внутренне непоследовательному принципу. Поэтому, хотя со времени этого рескрипта христиане были, без сомнения, в нелегальном положении, преследования их, по крайней мере, до наступления на христианство Деция (но также и после него — вплоть до гонений Диоклетиана), отличались исключительной неравномерностью и бессвязностью поддающихся учету мотивов. Таким образом, гонения на христиан в общей картине жизни древнего Рима были исключением. В сознании современников, даже христиан, если не считать тех из них, кто непосредственно сталкивался с гонениями, они не оставили никакого следа. Например, христианские писатели, в частности Тертуллиан, подчеркивают, что христиане участвовали во всех повседневных делах, если они не были связаны с идолослужением или нарушениями нравственности. Образ жизни в Римской империи, ее правовое и общественное устройство, судя, например, по описаниям Амвросия и Иеронима, по существу остались неизменными и после прекращения гонений. Нерегулярный характер гонений и, следовательно, фактическая свобода исповедовать христианство и в первые века его существования объясняют также такие факты, как-то, например, что со II в. христианские общины могли приобретать недвижимое имущество и воздвигать церковные здания и даже вести процессы так. Римская Церковь в 230 г. провела успешный процесс против владельцев постоялых дворов); Иустин в середине II в. открыто возглавлял в Риме собственную школу; возникала обширная христианская литература. Время так называемой катакомбной Церкви — исключение. Важнейшей общей причиной гонений на христиан следует считать коренную внутреннюю противоположность «чужой новой религии», «Завета Христова» и воплощенного в Римской империи язычества. Несмотря на упоминавшиеся выше процессы в духовной жизни язычников, облегчавшие распространение христианства, эта противоположность сохраняла свою силу. И с большой вероятностью должно было последовать столкновение между ними. Поскольку сила была на стороне Римской империи, то это столкновение, когда оно произошло, вылилось в попытку насильственного подавления христианства. Но, так как Римская империя была в значительной степени правовым государством, ее нельзя просто обвинить в беззакониях, тем более в беззаконных, жестоких действиях. От этого предостерегает уже то обстоятельство, что самые худшие преследования исходили не от таких чудовищ, как Нейрон, но от благородных императоров II и значительных государей III вв. 31 Государство со своей точки зрения имело на это основания. Скорее всего, надо понимать и то, что со стороны христиан были какие-то действия, которые противоречили правовым нормам империи. Насколько мы понимаем в Римской империи существовало много богов и религий, но главной из всех было поклонение императору, вероятно, что христиане со своей стороны могли не проявлять лояльности по отношению к другим верованиям. В сегодняшнем мире все христиане чувствуют как бы свое превосходство над другими религиями, если считается, что христианство доминирующая религия. Многие христиане обвиняют или высмеивают некоторые святыни других религий или исповедание других конфессий, естественно после выпадов некоторых христиан, у оппонентов появляется «святой гнев». Я допускаю такие обстоятельства гонений, хотя нельзя забывать слов Христа о преследованиях. В действительности мы не знаем, какое время было лучше для церкви, так как во время гонений было, наверно, больше истинно верующих, чем во времена свободы для христиан. В писании мы видим, что гонения не напрасны, так как они способствуют очищению церкви, происходит подъем святости. Частичной реабилитацией языческого государства слава мучеников не умаляется, но возрастает: их дело состояло не только в том, чтобы стать выше ничтожеств, заслуживающих всеобщего презрения, но и выдающихся личностей II и III вв.; они добились победы не только над нелепыми сказками, но и над фундаментальными представлениями, на которых зиждилась могучая Римская империя; они обратили в христианство мир, который, хотя и был ветхим, еще нес в себе силу. С другой стороны, мы знаем из актов мученичества и из христианских апологий, что при случае и чернь принимала в гонениях активное участие. При этом главной движущей силой была ненависть, питаемая клеветническими слухами. Частично в этой ненависти были повинны и некоторые императоры и наместники, не пресекавшие достаточно решительно клевету и скандальные обвинения. Нельзя недооценивать практическое значение этих ограничений в гарантиях правовой безопасности. Известны многочисленные случаи анонимных доносов, стихийного давления на ведение процесса или участия толпы в казни. Волнения, подобные Лионскому в 177 г., отражают реальное и упорное сопротивление новому в разных слоях общества, которому способствовали и подстрекательские настроения в народе, и полемические сочинения, направленные против христиан (например, учителя Марка Аврелия, Цельса и Лукиана Самосатского). Первым защитил Церковь от подобных беспорядочных преследований Септимий Север. Именно слабые императоры, даже такие недостойные, как Коммод или Галлиен, были терпимы к христианству. Рескрипт Траяна дал наместникам определенную самостоятельность, поэтому многое зависело от их собственной позиции. В Лионе, например, проконсул издал " противоречащее императорскому распоряжению «общее предписание, что разыскивать нужно всех нас» (Послание Лионской Церкви). В этой связи важно отметить, что уже первое гонение не было продиктовано государственными соображениями, а явилось проявлением инстинктивной ненависти. Оно было развязано бессовестным Нейроном, который с успехом пытался переложить на христиан вину за пожар в Риме (в 64 г. ) и, следовательно, направить на них ярость черни. На судебном процессе над христианами, который был проведен тогда же, прозвучало обвинение в «ненависти к роду человеческому», в правовом отношении совершенно безосновательное. От преследований, коренящихся в ничем не обоснованной ненависти, происходит юридическая установка получившая в последующие времена силу закона: поп licet esse vos («вам не дозволено существовать»). Христианство — religio illicita [недозволенная религия], запрещенная законом. Злобная неприязнь черни к христианам, роковым образом повлиявшая на судьбу новой религии, имела различные и трудно устранимые причины. Во-первых, это естественная для многих и особенно необразованных людей потребность иметь козла отпущения, виновного во всех бедствиях. Поэтому на христиан возлагалась ответственность за все беды общества. С этим взглядом боролся еще св. Августин. Во-вторых, воздержание христиан от участия в распущенных и жестоких публичных увеселениях в цирках, театрах и на аренах, к которым были столь привержены римляне, воспринималось обществом как упрек. И, в-третьих, предлогом для ненависти к христианам служили возникшие под влиянием клеветы и непонимания представления об их якобы противоестественном поведении на тайных собраниях. Кроме того, встречаются и общие обвинения христиан в «сумасбродстве», «безумии», «безграничном суеверии», «непокорности» и «упрямстве, проявленном, несмотря на увещевания судьи вернуться к обычаям римлян». Основные причины, превратившие веротерпимое Римское государство в гонителя христиан, обусловлены позицией, которую заняли христиане по отношению к государству. Эта позиция была неоднозначной: христиане признавали государство как политическую власть, обеспечивающую порядок в обществе, но резко критиковали практикуемое им идолослужение. Не разграничивая эти стороны их позиции, государство постоянно сомневалось в их лояльности. Знание государства о христианах и их политической позиции было, прежде всего, недостаточным, а его отношение к ним — фактически неопределенным. При этом нужно иметь в виду, что еще долгое время малочисленная, не имеющая социального значения и политической силы христианская секта вообще едва ли что-то значила для огромной Римской империи и только иногда вызывала слабый интерес самоуверенных властителей мира. Римское государство было по самой своей природе связано с римской государственной религией. Христиане же претендовали на то, что только они обладают истинной религией; они отвергали богов, идолослужение и культ императора. Это давало основание упрекать их в безбожии, в атеизме. Вместе с тем, атеизм означал покушение на государство и навлекал на христиан обвинения во враждебности государству. Например, Поликарп отказывался произнести «владыка кесарь», т. е. назвать императора kurios — «господь», на что толпа реагирует обвинением: «Он отрицает наших богов». а) На практике серьезность этим обвинениям придавали всеохватность христианства (тенденция к универсализму) и его непреодолимое стремление к экспансии. Христианство чувствовало в себе призвание и силу покорить мир. Речь шла не о маленькой национальной секте, как иудаизм, и не об одном из множества небольших религиозно-философских объединений, не имеющих никакого политического значения. Скорее, государство могло бы увидеть в христианстве — если бы ему однажды стала ясна суть новой религии — попытку отвратить весь народ от богов и от кажущейся нерасторжимо связанной с ними формой государственного правления. Тем более что такие значительные представители христиан, как Иустин и Тертуллиан, подчеркивали, - «христианин в первую очередь именно христианин, и лишь затем — римлянин». С другой стороны, римским властям приходилось признавать, что христиане были лояльными подданными; в них не было ничего революционного в обычном смысле слова. Наоборот, они были миролюбивыми добропорядочными гражданами, как и другие аккуратно платили налоги и молились об императоре и благосостоянии государства. Порукой искренности помыслов была их высочайшая и, несмотря на все кривотолки, общепризнанная нравственность. Таким образом, отношение христиан к государству с многих точек зрения могло быть названо совершенно новым и необычным. Понятно, что Рим не сразу определил свою позицию по отношению к этому. И действительно, вначале события развивались, как мы уже видели, не вполне последовательно. Насколько властителей мира вообще заботили христиане, их поведение вплоть до начала гонений Деция оставалось двойственным и неопределенным. Они или исходили из теоретической предпосылки о наличии подлежащих наказанию преступлений (безбожие, оскорбление величества) и на основании нейронова решения начинали преследования, или под непосредственным впечатлением от спокойного поведения христиан фактически оставляли их в покое. Анонимные доносы были запрещены: Адриан установил за них наказание. Наместники часто принимали сторону христиан против черни; уже Павел получил подобную защиту. Признание и точное выражение этой неопределенной позиции мы находим очень рано в приведенном выше официальном указании императора Траяна наместнику Плинию. Осужденные христиане были обречены на тюрьму, бичевание и смертную казнь через обезглавливание, или их отдавали на растерзание зверям на арене, чему предшествовали разнообразные пытки, например поджаривание на железном стуле. Иногда (как в Лионе) запрещалось погребение, мертвые тела выставлялись на всеобщее обозрение, осквернялись или даже выбрасывались собакам, останки топили в реке. О некоторых мучениках, например о епископе Поликарпе Смирнском, известно, что они шли на смерть, хваля Господа. Но подобная стойкость не должна заслонять от нас суровости испытания. Слово «мученичество» выговаривается легко. Но если мы хотим верно, судить о раннехристианском мученичестве — свидетельстве за веру, — то должны всегда помнить о сопровождавших его зверских пытках, страданиях и притеснениях. Мы имеем подлинные подробные описания, например, в письме Церквей Вьена и Лиона к христианам Малой Азии о мученичестве их братьев при Марке Аврелии. Несмотря на некоторые преувеличения, сколь удивительно трезвое мужество в страданиях и победном сораспятии с Господом, вплоть до нечеловеческой мученической кончины, проявленное Потином и Бладиной. Читая об их победе, мы не должны забывать об их страданиях. Описание мученической смерти Бландины завершается полными глубокого смысла прекрасными словами: «... да одушевит братьев она, маленькая и слабая, ничтожная — и великий непобедимый борец за Христа, одолевшая врага во многих схватках и за эту борьбу увенчанная венцом бессмертия». Тот факт, что в новейшие времена в Европе и Азии были изобретены еще более утонченные, в полном смысле невыразимые мучения, не сотрет тех мук, которые претерпели христианские мученики первых веков. С христианской точки зрения важно единственно то, что страдания были приняты за Христа и Его силой. Ибо подлинную картину гонений на христиан дает человечески и христиански достоверная реакция гонимых, подобная той, которая обнаруживается в часто цитируемом послании Церквей Вьена и Лиона: спокойная уверенность в победе над властителем язычества — сатаной, скорбь об оказавшихся слабыми и отступниках и великое смирение тех, кто под пытками стойко «дали свидетельство об истине»; они признавали свое собственное бессилие, поскольку остались живы, и отклоняли почетное звание «мученик», martys, которое, как они считали, принадлежит только тем, кто соединился с Господом через страдание и смерть.
Основные гонения
I. Гонения до Деция 1. Как жили христиане во враждебном государстве, угрожавшем им смертью? Мы не имеем оснований считать, что им постоянно приходилось скрываться, даже когда речь идет о временах гонений. Пока само государство не преследовало христиан, они проводили жизнь в обычных занятиях, будь то ремесло, торговля или что-либо другое. Но они старались тщательно хранить себя не оскверненными многобожием или безнравственностью. Когда же кому-то непосредственно угрожала опасность, он спасался бегством, что, в общем, считалось допустимым. Ненужный вызов не одобрялся как самонадеянный. С другой стороны, мучения и смерть понимались как сознательное свидетельство веры, «которым они могли бы и вас (т. е. язычников) избавить от вашего неправедного предрассудка» (Иустин). 2. Бросается в глаза, насколько по-разному происходили гонения на Востоке и на Западе. Гонения, которые пришлось претерпеть восточным Церквям, несопоставимы по силе с теми, что были на Западе. И лишь последние гонения вовсе или почти не коснулись Запада, по крайней мере той части империи, где правил Констанций Хлор. Там были длительные периоды действительной терпимости. Стремление оставить христиан в покое особенно усилилось с конца II в. До 250 г. все гонения имели лишь местный характер. Обычно насчитывалось (согласно Евсевию) десять гонений, по аналогии с ветхозаветными казнями египетскими, что не соответствует исторической реальности. 3. При Траяне (98-117) пострадал Игнатий Антиохийский, значительнейший представитель послеапостольских времен. Его послания для нас — ценнейший источник сведений о внутреннем состоянии Церкви около 110 г. Благодаря ему и сегодня непосредственно ощущается сверхъестественная и одновременно трезвая и смиренная сила, которая требовала мученичества ради того, чтобы быть с Богом: «Его ищу, за нас умершего. Его желаю, за нас воскресшего. Мне предлежит рождение». Марк Аврелий, благородный философ на императорском троне (161-180), не был, как неверно утверждается, покровителем христиан. Он считал себя вышеих«фанатизма». При нем пострадал апологет Иустин. В 177 г. в Лионе началось уже упомянутое кровавое гонение с деятельным участием черни. В то же время последовало опасное литературное нападение Цельса. Со своей стороны, Афинагору и Мелитону Сардийскому пришлось направить императору Марку Аврелию апологию в защиту христиан. Это доказывает не только то, что в разных частях империи положение христиан было нелегким, но и то, что все же смогла появиться некоторая «оппозиция». При Коммоде (180-192) христиане имели могущественную заступницу в лице Марции, жены императора. Уже во II в. беспрепятственно проводились соборы по поводу спора о праздновании Пасхи. Но и в это «мирное время» были мученики: из Сцилл в Африке и высокообразованный Аполлоний в Риме (f ок. 185 г. ), произнесший на суде важную защитительную речь, сходную с христианскими апологиями. 4. Более систематически действует Септимий Север (193-211); он пытается сдержать распространение христианства: запрещает переход в него. Тогда же начинаются гонения на христиан в Египте и в провинции Африка — мученичество Перпету и Фелициаты ( ок. 202 г. ), крестившихся непосредственно перед самим арестом. Захватывающее К этому времени относится стремление семнадцатилетнего Оригена к мученичеству и его вдохновенное послание к своему отцу, заключенному в тюрьму за веру. 5. Через посредство менее состоятельных в личном и в политическом отношении сирийских преемников Севера (211-235) проходило победоносное шествие восточных культов на Запад. Его отвратительной кульминацией было запятнанное ритуальным развратом правление Гелиогабала (218-222), который и в Риме, будучи императором, остался священнослужителем сирийского божества (жертвоприношения, культовые танцы). С этими культами в Риме стало официально практиковаться «синкретическое» понимание религии. Распространилось убеждение, что все религии внутренне родственны между собой, могут быть объединены и в конечном итоге, в сущности, одинаковы, а значит — равноправны. Эта пагубная сама по себе точка зрения способствовала, однако, терпимости в отношении к христианству. Император Александр Север (222-235) относился к христианам, как любой другой император до него. В то время важную роль в политике играли некоторые женщины из семей императоров. Для положения христианства имело значение, что мать Александра Севера, властолюбивая и деятельная Юлия Маммея поддерживала отношения с Оригеном и Ипполитом Римским. Христиане могли выступать как законное общество и в качестве такового приобретать собственность. Вследствие этого они стали возводить собственные культовые здания. 6. Уже с конца II в. отмечается значительный рост понимания христиан, что они должны отстоять свои позиции, заявив всем об истинности свое веры. Apologeticum «правозащитника» Тертуллиана служит тому доказательством. У него и других авторов мы сталкиваемся с мыслями о том, что мир еще существует только благодаря молитвам христиан или что благодаря им, лучшей опоре общества и государства, возросла Римская империя. Массовые гонения на христиан
1. Враждебность со стороны государства усиливалась по мере того, как оно начинало узнавать или хотя бы догадываться об объективно противостоящих язычеству воззрениях новой религии по мере распространения христианства и его организации. Само христианское учение Рим, вероятно, терпел бы совершенно безмолвно. Но организованную, иерархически построенную Церковь он счел за необходимое уничтожить. 2. В III в. из-за тяжелых экономических и политических потрясений империя оказалась в глубоком кризисе. С другой стороны, около 250 г. создание Церкви настолько продвинулось, что теперь языческое государство впервые ясно осознало опасность, исходившую от христианства, тем более, что император Деций (249-251) хотел переустроить империю на обновленной и объединенной религиозной основе. Борьба вступила в решающую фазу, что привело к первому массовому гонению на христиан, т. е. к первой систематически осуществлявшейся и последовательно проводившейся на всей территории империи попытке уничтожить христианство. 3. Вспышка гонений была связана с тем, что христиане отказывались принимать участие в государственных жертвоприношениях, которые были организованы по всей империи для защиты от эпидемий. Эдикт предписывал, чтобы все подданные по всей империи официально совершали жертвоприношения, а при необходимости были принуждаемы к этому. Были учреждены комиссии по жертвоприношениям, перед которыми все, включая женщин и детей, должны были принести жертву и получить об этом свидетельство, так называемый «libellus» («книжечка»), (Сохранилось много фрагментов таких libellus с соответствующим подписанным, завизированным и датированным подтверждением. ) Тогда появился целый ряд мучеников, множество исповедников, но также было много и тех, которые, став безразличными к вере за долгий предшествовавший мирный период, отпали (lapsi, отпавшие; среди них и клирики, и епископы). Многим удавалось получить libellus, не совершая жертвоприношения. К такому отпадению Церковь относилась после гонения менее сурово. Конец гонению Деция положило вторжение готов в Дакию. Сам император погиб в бою с ними, но его действия против христиан были продолжены императором Валерианам (253—260). Однако это произошло не ранее внезапной перемены его позиции в отношении к христианам в 257 г., что лишний раз показывает неясность правовой основы гонений. С другой стороны, наступление было подготовлено с более точным расчетом; оно было направлено против наиболее важного для Церкви — против клира, собраний общин, против христиан на судейских и сенаторских должностях. В этот период мучениками стали: в Риме — папа Сикст II (f 258 г. ) и его диакон Лаврентий, в Карфагене — сосланный туда Киприан, великий защитник единства Церкви. 4. Галиен, сын Валериана, став в 260 г. полновластным правителем, отменил эдикты о гонениях. Начался сорокалетний период фактической, но не подтвержденной законом терпимости, имевший огромное значение. Внутреннее устроение Церкви, так же как ее распространение по всей империи и во всех социальных слоях общества, могло происходить беспрепятственно. Вследствие этого она настолько укрепилась, что разразившаяся затем буря уже не могла нанести ей значительного ущерба. За это время Церкви, прежде всего, удалось в значительной мере преодолеть предубеждение общества против христиан. В последнем гонении чернь уже не принимала участия; Афанасий сообщает, что язычники многими способами защищали и прятали преследуемых от их гонителей. 5. Только на девятнадцатом году правления императора Диоклетиана (284-305) его зять кесарь Галерий (293—311), фанатичный ненавистник новой религии, склонил его начать наступление на христиан. При этом гонение вписывалось в основную линию деятельности императора, намеренного вернуть империи былую мощь. Ради этой цели необходимо было истребить всех не язычников как противников Рима. Диоклетиан установил совершенно новую систему управления империей: деление власти между двумя императорами (августами) восточной и западной частей империи; назначение кесаря (наместника) с правом наследования; централизация управления путем разделения империи на 96 провинций, входящих в 12 диоцезов и 4 префектуры. Свою собственную резиденцию (главного императора) он перенес на Восток (Никомидия), что имело большое значение для свободного внутреннего развития Церкви и папства. После трех эдиктов 303 г. (христианские церкви должны были быть разрушены, священные книги сданы, клирики заключены в тюрьму и пытками принуждены к совершению жертвоприношений) с эдикта 304 г. началось всеобщее гонение на христиан. Число христиан в мирные годы значительно возросло; христианство стало уже заметно сказываться на образе жизни города (строительство церквей; христиане на высоких должностях). Теперь же снова появляется много «lapsi», но вместе с тем и много мучеников (сведения о них часто легендарны). На западе империи гонение быстро затихает уже после 305 г., когда Констанций Хлор становится императором. Напротив, на востоке Галерий после отречения Диоклетиана (305 г. ) возобновляет его. Но и Галерию приходится признать себя в конце концов побежденным, и на смертном одре он издает эдикт о веротерпимости (Сардика, 311 г. ), содержавший уже столь полное признание христианства, что с тех пор нейроново поп licet esse vos по существу потеряло силу. 6. Окончательную свободу христианству принесла победа Константина Великого над его конкурентами в 312 г. В различных совместных документах Константина и его соправителя Липиния и, наконец, самим Константином христианство было провозглашено свободным. Решающим шагом было соглашение между Константином и Лицинием в Милане в 313 г. Его следствием стал так называемый Миланский эдикт (манифест) 313 г., изданный обоими императорами после победы Константина на Мильвиевом мосту и предоставлявший неограниченную религиозную свободу. (Следующее гонение Максимина Дазы в Азии по ту сторону Тавра и в Египте закончилось его поражением. ) Однако вскоре произошел разрыв между Константином и Лицинием, и последний опять стал притеснять христиан. Однако победа Константина (324 г. ) сделала его единовластным правителем, а Церковь — окончательно свободной. Гонение вновь поставило вопрос о возвращении «lapsi» в Церковь. При этом, как и раньше, на первый план выступило противоречие между более строгой и менее строгой позициями. Это привело к множеству расколов. Важнейший из них породил секту донатистов в Северной Африке.
|
|||
|