|
|||
Обвинение Стефана (6:13-15)В народе были распущены слухи о том, что Стефан богохульствовал против Моисея и против Бога (11). Пе" синедрионом ложные свидетели выдвинули более серьезное обвинение: этот человек не перестает говорить ульные слова на святое место сие и на закон (13). Оста-овимся, чтобы отметить, что это было серьезное двойное обвинение. Ибо ничто не было для иудеев более священным и более ценным, чем их храм и их закон. Храм 5ыя «святым местом», святилищем присутствия Божьего, а закон был «святым Писанием», откровением Божьего пазума и воли. А потому, раз храм являлся домом Божьим а закон — словом Божьим, говорить против этих святынь значило говорить против Бога, или, другими словами, богохульствовать. Но что говорил Стефан против храма и закона? Ложные свидетели пояснили: Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей (14). Слова Стефана против храма и закона являются учением о том, что Иисус Назорей сделает с двумя иудейскими святынями. Был ли прав Стефан? Был ли Иисус иконоборцем, Который грозился разрушить храм и изменить закон, лишив, таким образом, Израиль двух его самых ценных сокровищ и даже восстав против Бога, Который дал их Израилю? Самого Иисуса обвиняли в этом, и потому можно предположить, что Стефан, как верный ученик, повторял вслед за учителем Его учение. Итак, что же Иисус говорил о храме и о законе? Во-первых, «мы слышали», говорили лжесвидетели, «как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и чрез три Дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк. 14: 58; Слышавшие Его думали, что Он говорит буквально. А он говорил о храме Тела Своего» (Ин. 2: 21). Во-вторых, Иисус сказал, что Он пришел исполнить закон. Верно то, что Его обвиняли в неуважении к закону, например, в отношении субботы. Дело же в том, что книжники и фарисеи не понимали Его. То, что Он делал противоречило неверному толкованию закона Моисея книжниками и таким образом перечеркивало все предания старцев. Но Он никогда не проявлял неуважения к самому закону. Наоборот, Он говорил: «Не думайте, что Я при шел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). В частности, Он доказал это, положив Свою жизнь за нас, исполнив закон, касающийся священства и жертвы. Иисус учил, что храм и закон будут заменены, подразумевая, что теперь люди найдут в Нем, в Мессии, исполнение всех ветхозаветных пророчеств по Божьей воле Сам Иисус был и есть храм и исполнение закона. Более того, и храм, и закон указывали на Него и теперь исполнились в Нем, и это лишь увеличивает их важность, а не преуменьшает ее. Насколько мы знаем, Стефан учил тому же, чему учил Иисус. Лжесвидетели обвинили его в том, будто бы он утверждал, что Иисус Назорей разрушит сей храм и изменит закон. То есть, они представили Христа как разрушителя святынь и хулителя закона. Но Стефан проповедовал Христа как Того, в Ком все, что было предсказано в Ветхом Завете, исполнилось, включая храм ч закон. Лжесвидетели обвинили Стефана в двух богохульствах, а именно, в том, что «этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» (6: 13), В ответ на оба обвинения Стефан развил стратегию защиты Он утверждал, что в Ветхом Завете меньше внимания уделялось храму, но более — исполнению закона. В личности Стефана исследователей больше всего интересует то, что он является первым христианским мучеником. Но главной заботой Луки является нечто другое. Иисус теперь готов сопровождать Своих людей, куда бы они ни отправились. Когда вскоре Павел и Варнава предприняли свое первое миссионерское путешествие, они обнаружили (как в свое время обнаружили Авраам, Иосиф и Моисей), что Бог был с ними. Именно так они и доложили по возвращении (14: 27; 15: 12). Воистину такая уверенность является обязательным условием в миссионерском служении. Изменения всегда и для всех болезненны, особенно когда они касаются лично нас, и нам не следует искать перемен ради самих перемен. Но жизнь истинного христианина всегда открыта для перемен. Он знает, что Бог привязан к Своей Церкви (обещая, что никогда не покинет ее) и Своему Слову (обещая, что оно никогда не останется неисполненным). Церковь Божья — это люди, а не здания, и Слово Божье означает Писание, а не предания. И пока эти главные понятия сохранены, здания и предания могут в случае необходимости исчезать. Мы не должны позволять им заключать в себе живого Бога или становиться препятствием на пути христианской миссии в мире. Мученичество Стефана стало очень важным дополнением к его учению. Оно глубоко повлияло на Савла Тарсянина и внесло значительный вклад в его обращение, которое превратило его в Апостола язычников. Мученическая смерть Стефана явилась толчком для «великого гонения на церковь в Иерусалиме», которое привело к рассеянию учеников «по разным местам Иудеи и Самарии» (8: 16). Мученичество Стефана и последовавшие жестокие преследования привели Церковь в полное замешательство. Но, оглядываясь назад, мы видим, как Божье проведение использовало свидетельство Стефана словом и делом, через смерть и жизнь для распространения Благой вести далеко за пределы Израиля.
Библиография: Джон Р. У. Стотт «деяния святых апостолов» Санкт – Петербург Изд. «Мирт» 1998 г.
|
|||
|