Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Содержание. 1. Повеление Христа. 2. Начало гонений. 3. Арест Петра и Иоанна. 4. Виновники гонений. 4. Смерть Стефана. 5. Результат гонений



 

                                           

 

      Г ОНЕНИЯ    на христиан со стороны евреев

 

 

        A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The Requirements for

HISTORY OF THE EASTERN CHURCH

Professor: Franchuk V. I.

Evangel Theological Seminary

20. 1. 2003

 

 

                                                                                            

                                                                                     by:

                                                                               Anatoliy Struk

                 

               Содержание

1. Повеление Христа

2. Начало гонений

3. Арест Петра и Иоанна

4. Виновники гонений

·  Иудейский синедрион

· Саддукеи

· Люди из синагог

· Лжесвидетели

4. Смерть Стефана

5. Результат гонений

 

 

3: 1 - 4: 31 3. Начало гонений

Лука нарисовал идиллическую картину ранней христи­анской общины в Иерусалиме. Ее члены, получив проще­ние и дар Духа, пребывали в учении Апостолов, поклоня­лись Богу, заботились друг о друге и свидетельствовали тем, кто еще находился вне круга их общения. Все было наполнено светом, миром, радостью и любовью. Получив повеления от Христа и силу от Духа, они стояли на поро­ге величайшего миссионерского путешествия, которое со­бирается описать Лука. Прекрасный корабль под названи­ем «Церковь Христа» готов поднять паруса, чтобы напол­нить их ветром Духа, и отправиться в путешествие, чтобы одержать духовные победы. Но почти сразу поднялся пол­ный опасностей шторм, такой яростный, что появилась угроза самому существованию церкви.

И если можно сказать, что главным героем в пове­ствовании Деяний 1 и 2 является Святой Дух, то главным Действующим лицом в Деяниях 3-6 почти наверняка является сатана. Его упоминают единственный раз тогда, когда Петр вопрошает Ананию: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? » (5: 3). Здесь Святой Дух и дух злобы, которого часто называют дьяволом, противопоставлены друг другу. На первый взгляд можно видеть лишь противостояние двух человек, один из которых солгал другому, но умение Пет­ра распознавать духов позволяет ему за всем этим увидеть сокрытую реальность: сатана солгал Богу (5: 3-4). Дей­ствительно, сатана «вложил в сердце» Анании побуждение сделать это. Мы словно видим отраженную в кривом зер­кале исполненность злым духом — сатанинское подобие состоянию Петра, исполненного Духом Святым.

Чтобы лучше понять раннюю церковь, нам нужно прочитать Деяния святых Апостолов и Книгу Откровения одновременно. Обе рассказывают одну и ту же историю о церкви и ее опыте, о развитии конфликта, но с различных точек зрения. Лука в Деяниях констатирует то, что разво­рачивается на сцене истории перед глазами наблюдателей;

Иоанн в Откровении позволяет нам увидеть скрытые силы в действии. В Деяниях восстают и подрывают авторитет церкви люди; в Откровении занавес приоткрыт, и мы ви­дим враждебность самого дьявола, изображенного в виде красного дракона, которому помогают два  чу­довища и распутная блудница. Воистину, Откровение явля­ет собой картину многовековой битвы между Агнцем и драконом, Христом и сатаной, Иерусалимом — святым го­родом и Вавилоном — великим городом, церковью и ми­ром. Более того, вряд ли может быть совпадением то, что трем союзникам дракона в первых главах Деяний символи­чески соответствуют три орудия, направленные против церкви, то есть: гонения, моральный компромисс и опас­ность обольщения лжеучениями, когда Апостолов отвлека­ют от их главной ответственности, то есть «служения Сло­ву и молитве».

Самым жестоким орудием дьявола является физическое насилие, и Лука описывает две вспышки гонений со сторо­ны синедриона. В первом случае арестовали Петра и Иоан­на, посадили их в тюрьму, запретили проповедовать, а за­тем, предупредив, отпустили (4: 1-22); во второй раз их и других («апостолов» вообще) арестовали, посадили в тюрь­му и допросили, но на этот раз избили плетьми, прежде чем запретить проповедовать, затем отпустили. Лука ви­дит в этом исполнение предсказаний Самого Иисуса, которые записаны в его Евангелии, о том, что Его учеников будут ненавидеть, «и пронесут имя» их «как бесчестное» (Дк. 6: 22, 26), что их приведут в синагоги «к начальствам и властям» (Лк. 12: 11), будут преследовать и гнать, предавая в темницы, за имя Иисуса (Лк. 21: 12 и дал. ).

Интересно отметить сходство построения глав 3 и 4 Деяний со структурой главы 2. Сначала Лука описывает чудесное событие с точки зрения наблюдателя (во 2 гла­ве) — сошествие Духа (2: 1-13), а в главе 3 ~ исцеление хромого (3: 1—10). История рассказана объективным, бес­страстным тоном, хотя в обоих случаях о толпе говорит­ся как о людях, находившихся в изумлении, «не в состо­янии объяснить» происходящее *. Во-вторых, Лука запи­сывает речь Петра, где рассказывается о чудесном событии, а объяснение этому чуду дается так, чтобы про­славить Христа, Которого его слушатели убили, но Бог воскресил, о чем свидетельствуют Апостолы. Ныне вос­кресший Христос и излил Духа, и исцелил хромого, являя таким образом силу Своего имени тем, кто уверовал в Него (2: 23-39; 3: 13-16; 4: 12). Каждый раз Петр заканчи­вает свою проповедь призывом покаяться, чтобы полу­чить обещанные благословения (2: 38 и дал. и 3: 17 и дал. ) В-третьих, Лука описывает последствия чудесного собы­тия и то, как объясняет его Петр, а именно: исполненная Духом церковь, которая в первом случае учится, поклоня­ется, делится с ближними и свидетельствует (2: 42-47), а во втором — терпит гонения, но так же молится и делит­ся своим свидетельством (4: 1-37).

В то время как Лука представляет этот маленький ли­тературный портрет церкви после Пятидесятницы, он кон­центрирует свое внимание сначала на хромом, которого исцелили (3: 1-10), затем повествует об Апостоле Петре, который обращается к толпе.

Поводом для возмущения иудейских властей послу­жило исцеление хромого и последовавшая вслед за этим проповедь Петра.

Петр воспользовался этой возможностью, чтобы про­поведовать. Точно так же, как Пятидесятница была пово­дом для его первой проповеди, так и исцеление хромого стало возможностью для второй. Оба события явились действием вознесенного Христа. Оба явились теми знаме­ниями, которые провозгласили Иисуса как Господа и Спа­сителя. Оба вызвали изумление народа.

Центральной фигурой в обеих проповедях Петра яв­ляется Христос. Петр направил внимание слушающей толпы от исцеленного хромого и от Апостолов ко Хрис­ту, Которого люди бесчестили и убили, но Бог оправдал, воскресив Его. И имя Его, приобретаемое верой, было настолько могущественным, что могло полностью исце­лять людей. Более того, в своем свидетельстве об Иисусе Петр наделяет Его множеством значительных титулов. Он начал с того, что назвал Его «Иисусом Христом Назореем» (6), затем назвал Его Сыном (13), Который сначала пострадал, а затем прославился во исполнение пророчеств Исаии 52: 13 и дал. (ср.: 18 и 26; 4: 27, 30). Далее, Он на­зывается «Святым и Праведным» (14), «Начальником жизни» (15), а в конце своей проповеди Петр называет Его «Пророком», предсказанным Моисеем (22).

Это простое и такое понятное свидетельство об Иису­се, отвергнутое людьми, но подтвержденное Богом как ис­полнение всех пророчеств Ветхого Завета, призыв к пока­янию и обещание благословения, дарованного физически хромому и духовно тем, кто уверовал в Начальника жизни и Подателя жизни, привело в ярость иудейское руковод­ство. Дьявол не может смириться с вознесением Иисуса Христа. Поэтому он восстановил против Апостолов иудейский синедрион.

Лука ясно дает понять, что обе волны преследований были инициированы саддукеями (4: 1 и 5: 17). Это был правящий класс богатых аристократов. В политическом отношении они приравнивали себя к римлянам и прово­дили политику соглашательства по отношению к римским властям, а потому боялись губительного для них воздей­ствия учения Апостолов. С теологической точки зрения они были уверены в том, что мессианская эра уже насту­пила в маккавейский период; а потому Мессию уже не ждали. Они также не признавали воскресение из мертвых, которое Апостолы проповедуют в Иисусе (26). Таким обра­зом, они видели в Апостолах еретиков, нарушающих мир, возмутителей спокойствия и врагов истины. В соответ­ствии с этим, они начали действовать, досадуя, «раздра­жаясь» и даже «негодуя» на то, чему учили Апостолы людей, ибо в их глазах учение Апостолов являлось «запрещенной проповедью непрофессиональных проповедников».

На другой день собрались в Иерусалим начальники (то есть синедрион, который состоял из семидесяти одно­го члена под председательством первосвященника), и книжники.

Лука также упоминает, что там присутствовали и Иоанн и Александр (о которых ничего определенного не известно), и прочие из рода первосвященнического (6). Когда они сидели традиционным полукругом, поставивши их (то есть Петра и Иоанна) по­среди, в памяти Апостолов, должно быть, возникли воспоминания о допросах Иисуса. Неужели история по­вторяется? Им не приходилось ожидать справедливости от этого суда, который тогда выслушал ложные обвине­ния и неправедно осудил Самого Господа. Неужели им придется разделить ту же судьбу? Неужели их тоже пре­дадут в руки римлян и распнут? Они наверняка задава­лись этими вопросами.

Суд был изумлен, видя смелость Петра и Иоанна, особенно потому, что приметили, что они люди некниж­ные здесь не имеется в виду, что они были неграмотными, но то, что они не получили соответ­ственной подготовки в раввинистической теологии.

Какова была реакция Апостолов на угрозы и запрет? Бывши отпущены, рассказывает нам Лука, они немедленно пришли к своим, к родственникам и братьям во Христе, и пересказали все, что совет сказал им (23), а затем все еди­нодушно возвысили голос к Богу. Синедрион мог вынести предупреждение, мог угрожать, запрещать, мог пытаться заставить замолчать церковь, но его власть все же была подчинена наивысшей власти, а приказы людей не могут помешать воле

Бога.

После сошествия Духа и победы над сатаной церковь была почти готова начать миссионерское служение в мировом масштабе. Начало этому положила деятельность двух за­мечательных людей — Стефана-мученика и Филиппа-благовестника. Затем последовали два чудесных обращения — Савла-фарисея и Корнилия-сотника.

Первым был Стефан-мученик (6: 8 - 8: 2). Его проповеди вызвали яростное сопротивление иудейской оппозиции.

Филипп-благовестник (8: 4-40) был первым, кто по­делился евангельской вестью с презренными самаритяна­ми, и с его помощью была разрушена многовековая пре­града между иудеями и самаритянами. Затем он привел ко Христу первого африканца, евнуха-ефиоплянина, и крестил его.

Обращение к Иисусу и призыв Савла-фарисея (9: 1-31) стали прелюдией к миссии среди язычников, поскольку он был призван в первую очередь стать Апостолом для языч­ников.

Корнилий-сотник (10: 1 - 11: 8) был самым первым язычником, кто обратился к вере и вошел в состав церк­ви. Сошествие на него Духа самым ясным образом под­твердило правомерность его включения в Мессианское со­общество на равных условиях с евреями. Таким образом было преодолено иудейское суеверие Апостола Петра.

До сих пор Лука говорил о свершении чудес и знамений только Иисусом (2: 22) и Апостолами (2: 43; 5: 12)

Теперь же впервые говорится о том, что они совершались дру­гими людьми. Деятельность Стефана и Фи­липпа определенно является свидетельством того факта, что чудеса и знамения совершались не только Апостолами.

И все же, несмотря на все выдающиеся качества Сте­фана, его служение спровоцировало яростные нападки врагов. Не сказано почему, но некоторые из так называе­мой синагоги Либертинцев (так они назывались) и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном (9). «Либертины» были осво­божденными рабами, отпущенными римлянами на свобо­ду, и их потомками. Но кто были евреи из Киринеи, Александрии, Киликии и Асии? Некоторые считают, что они организовали четыре отдельные синагоги, а с либертанами — пять. Другие считают, что речь идет о двух, трех, или четырех синагогах. Но, может быть, лучше предположить, что Лука ссылается только на одну синагогу (потому что слово «синагога» стоит в един­ственном числе). придерживается того же мнения, представляя синагогу как собрание людей из четырех уже Указанных мест. Поскольку они были освобожденными Рабами, они являлись иностранными евреями, а теперь " Приехали жить в Иерусалим. Возможно, те, кто был из Киликии, включали в свое число Савла Тарсянина

Прежде всего они вступили в спор со Стефаном. Но в споре своем не смогли одолеть этого человека.

Второе, потерпев поражение в открытом споре, исчер­пав все аргументы, враги Стефана начали против него кампанию клеветы. Тогда научили они некоторых — может быть, подкупив их, — сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога (11). Таким образом они возбудили народ и старейшин и книжников.

В-третьих, напавши схватили его и повели в синедрион (126). И представили ложных свидетелей (13).

Итак, оппозиция изменила тактику, перейдя от тео­логических споров через последующую клевету к после­днему этапу — насилию. Такая последовательность по­вторялась часто и в дальнейших событиях. Сначала воз­никают серьезные богословские дискуссии. Когда они не приносят желаемых результатов, люди начинают кампа­нию лжи. В конце концов они прибегают к законным или незаконным действиям в попытке избавиться от своих противников силой.

После введения в историю Стефана Лука сначала уточняет обвинения, которые были выдвинуты против него (6: 13—15), затем коротко приводит речь Стефана в свою защиту, с которой он обратился к синедриону (7: 1—53) В конце главы автор сообщает нам об окончательном приго­воре, который и был приведен в исполнение: смерть через побивание камнями (7: 54-60).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.