|
|||
Содержание. 1. Повеление Христа. 2. Начало гонений. 3. Арест Петра и Иоанна. 4. Виновники гонений. 4. Смерть Стефана. 5. Результат гонений
Г ОНЕНИЯ на христиан со стороны евреев
A Research Paper Submitted in Partial Fulfillment of The Requirements for HISTORY OF THE EASTERN CHURCH Professor: Franchuk V. I. Evangel Theological Seminary 20. 1. 2003
by: Anatoliy Struk
Содержание 1. Повеление Христа 2. Начало гонений 3. Арест Петра и Иоанна 4. Виновники гонений · Иудейский синедрион · Саддукеи · Люди из синагог · Лжесвидетели 4. Смерть Стефана 5. Результат гонений
3: 1 - 4: 31 3. Начало гонений Лука нарисовал идиллическую картину ранней христианской общины в Иерусалиме. Ее члены, получив прощение и дар Духа, пребывали в учении Апостолов, поклонялись Богу, заботились друг о друге и свидетельствовали тем, кто еще находился вне круга их общения. Все было наполнено светом, миром, радостью и любовью. Получив повеления от Христа и силу от Духа, они стояли на пороге величайшего миссионерского путешествия, которое собирается описать Лука. Прекрасный корабль под названием «Церковь Христа» готов поднять паруса, чтобы наполнить их ветром Духа, и отправиться в путешествие, чтобы одержать духовные победы. Но почти сразу поднялся полный опасностей шторм, такой яростный, что появилась угроза самому существованию церкви. И если можно сказать, что главным героем в повествовании Деяний 1 и 2 является Святой Дух, то главным Действующим лицом в Деяниях 3-6 почти наверняка является сатана. Его упоминают единственный раз тогда, когда Петр вопрошает Ананию: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? » (5: 3). Здесь Святой Дух и дух злобы, которого часто называют дьяволом, противопоставлены друг другу. На первый взгляд можно видеть лишь противостояние двух человек, один из которых солгал другому, но умение Петра распознавать духов позволяет ему за всем этим увидеть сокрытую реальность: сатана солгал Богу (5: 3-4). Действительно, сатана «вложил в сердце» Анании побуждение сделать это. Мы словно видим отраженную в кривом зеркале исполненность злым духом — сатанинское подобие состоянию Петра, исполненного Духом Святым. Чтобы лучше понять раннюю церковь, нам нужно прочитать Деяния святых Апостолов и Книгу Откровения одновременно. Обе рассказывают одну и ту же историю о церкви и ее опыте, о развитии конфликта, но с различных точек зрения. Лука в Деяниях констатирует то, что разворачивается на сцене истории перед глазами наблюдателей; Иоанн в Откровении позволяет нам увидеть скрытые силы в действии. В Деяниях восстают и подрывают авторитет церкви люди; в Откровении занавес приоткрыт, и мы видим враждебность самого дьявола, изображенного в виде красного дракона, которому помогают два чудовища и распутная блудница. Воистину, Откровение являет собой картину многовековой битвы между Агнцем и драконом, Христом и сатаной, Иерусалимом — святым городом и Вавилоном — великим городом, церковью и миром. Более того, вряд ли может быть совпадением то, что трем союзникам дракона в первых главах Деяний символически соответствуют три орудия, направленные против церкви, то есть: гонения, моральный компромисс и опасность обольщения лжеучениями, когда Апостолов отвлекают от их главной ответственности, то есть «служения Слову и молитве». Самым жестоким орудием дьявола является физическое насилие, и Лука описывает две вспышки гонений со стороны синедриона. В первом случае арестовали Петра и Иоанна, посадили их в тюрьму, запретили проповедовать, а затем, предупредив, отпустили (4: 1-22); во второй раз их и других («апостолов» вообще) арестовали, посадили в тюрьму и допросили, но на этот раз избили плетьми, прежде чем запретить проповедовать, затем отпустили. Лука видит в этом исполнение предсказаний Самого Иисуса, которые записаны в его Евангелии, о том, что Его учеников будут ненавидеть, «и пронесут имя» их «как бесчестное» (Дк. 6: 22, 26), что их приведут в синагоги «к начальствам и властям» (Лк. 12: 11), будут преследовать и гнать, предавая в темницы, за имя Иисуса (Лк. 21: 12 и дал. ). Интересно отметить сходство построения глав 3 и 4 Деяний со структурой главы 2. Сначала Лука описывает чудесное событие с точки зрения наблюдателя (во 2 главе) — сошествие Духа (2: 1-13), а в главе 3 ~ исцеление хромого (3: 1—10). История рассказана объективным, бесстрастным тоном, хотя в обоих случаях о толпе говорится как о людях, находившихся в изумлении, «не в состоянии объяснить» происходящее *. Во-вторых, Лука записывает речь Петра, где рассказывается о чудесном событии, а объяснение этому чуду дается так, чтобы прославить Христа, Которого его слушатели убили, но Бог воскресил, о чем свидетельствуют Апостолы. Ныне воскресший Христос и излил Духа, и исцелил хромого, являя таким образом силу Своего имени тем, кто уверовал в Него (2: 23-39; 3: 13-16; 4: 12). Каждый раз Петр заканчивает свою проповедь призывом покаяться, чтобы получить обещанные благословения (2: 38 и дал. и 3: 17 и дал. ) В-третьих, Лука описывает последствия чудесного события и то, как объясняет его Петр, а именно: исполненная Духом церковь, которая в первом случае учится, поклоняется, делится с ближними и свидетельствует (2: 42-47), а во втором — терпит гонения, но так же молится и делится своим свидетельством (4: 1-37). В то время как Лука представляет этот маленький литературный портрет церкви после Пятидесятницы, он концентрирует свое внимание сначала на хромом, которого исцелили (3: 1-10), затем повествует об Апостоле Петре, который обращается к толпе. Поводом для возмущения иудейских властей послужило исцеление хромого и последовавшая вслед за этим проповедь Петра. Петр воспользовался этой возможностью, чтобы проповедовать. Точно так же, как Пятидесятница была поводом для его первой проповеди, так и исцеление хромого стало возможностью для второй. Оба события явились действием вознесенного Христа. Оба явились теми знамениями, которые провозгласили Иисуса как Господа и Спасителя. Оба вызвали изумление народа. Центральной фигурой в обеих проповедях Петра является Христос. Петр направил внимание слушающей толпы от исцеленного хромого и от Апостолов ко Христу, Которого люди бесчестили и убили, но Бог оправдал, воскресив Его. И имя Его, приобретаемое верой, было настолько могущественным, что могло полностью исцелять людей. Более того, в своем свидетельстве об Иисусе Петр наделяет Его множеством значительных титулов. Он начал с того, что назвал Его «Иисусом Христом Назореем» (6), затем назвал Его Сыном (13), Который сначала пострадал, а затем прославился во исполнение пророчеств Исаии 52: 13 и дал. (ср.: 18 и 26; 4: 27, 30). Далее, Он называется «Святым и Праведным» (14), «Начальником жизни» (15), а в конце своей проповеди Петр называет Его «Пророком», предсказанным Моисеем (22). Это простое и такое понятное свидетельство об Иисусе, отвергнутое людьми, но подтвержденное Богом как исполнение всех пророчеств Ветхого Завета, призыв к покаянию и обещание благословения, дарованного физически хромому и духовно тем, кто уверовал в Начальника жизни и Подателя жизни, привело в ярость иудейское руководство. Дьявол не может смириться с вознесением Иисуса Христа. Поэтому он восстановил против Апостолов иудейский синедрион. Лука ясно дает понять, что обе волны преследований были инициированы саддукеями (4: 1 и 5: 17). Это был правящий класс богатых аристократов. В политическом отношении они приравнивали себя к римлянам и проводили политику соглашательства по отношению к римским властям, а потому боялись губительного для них воздействия учения Апостолов. С теологической точки зрения они были уверены в том, что мессианская эра уже наступила в маккавейский период; а потому Мессию уже не ждали. Они также не признавали воскресение из мертвых, которое Апостолы проповедуют в Иисусе (26). Таким образом, они видели в Апостолах еретиков, нарушающих мир, возмутителей спокойствия и врагов истины. В соответствии с этим, они начали действовать, досадуя, «раздражаясь» и даже «негодуя» на то, чему учили Апостолы людей, ибо в их глазах учение Апостолов являлось «запрещенной проповедью непрофессиональных проповедников». На другой день собрались в Иерусалим начальники (то есть синедрион, который состоял из семидесяти одного члена под председательством первосвященника), и книжники. Лука также упоминает, что там присутствовали и Иоанн и Александр (о которых ничего определенного не известно), и прочие из рода первосвященнического (6). Когда они сидели традиционным полукругом, поставивши их (то есть Петра и Иоанна) посреди, в памяти Апостолов, должно быть, возникли воспоминания о допросах Иисуса. Неужели история повторяется? Им не приходилось ожидать справедливости от этого суда, который тогда выслушал ложные обвинения и неправедно осудил Самого Господа. Неужели им придется разделить ту же судьбу? Неужели их тоже предадут в руки римлян и распнут? Они наверняка задавались этими вопросами. Суд был изумлен, видя смелость Петра и Иоанна, особенно потому, что приметили, что они люди некнижные здесь не имеется в виду, что они были неграмотными, но то, что они не получили соответственной подготовки в раввинистической теологии. Какова была реакция Апостолов на угрозы и запрет? Бывши отпущены, рассказывает нам Лука, они немедленно пришли к своим, к родственникам и братьям во Христе, и пересказали все, что совет сказал им (23), а затем все единодушно возвысили голос к Богу. Синедрион мог вынести предупреждение, мог угрожать, запрещать, мог пытаться заставить замолчать церковь, но его власть все же была подчинена наивысшей власти, а приказы людей не могут помешать воле Бога. После сошествия Духа и победы над сатаной церковь была почти готова начать миссионерское служение в мировом масштабе. Начало этому положила деятельность двух замечательных людей — Стефана-мученика и Филиппа-благовестника. Затем последовали два чудесных обращения — Савла-фарисея и Корнилия-сотника. Первым был Стефан-мученик (6: 8 - 8: 2). Его проповеди вызвали яростное сопротивление иудейской оппозиции. Филипп-благовестник (8: 4-40) был первым, кто поделился евангельской вестью с презренными самаритянами, и с его помощью была разрушена многовековая преграда между иудеями и самаритянами. Затем он привел ко Христу первого африканца, евнуха-ефиоплянина, и крестил его. Обращение к Иисусу и призыв Савла-фарисея (9: 1-31) стали прелюдией к миссии среди язычников, поскольку он был призван в первую очередь стать Апостолом для язычников. Корнилий-сотник (10: 1 - 11: 8) был самым первым язычником, кто обратился к вере и вошел в состав церкви. Сошествие на него Духа самым ясным образом подтвердило правомерность его включения в Мессианское сообщество на равных условиях с евреями. Таким образом было преодолено иудейское суеверие Апостола Петра. До сих пор Лука говорил о свершении чудес и знамений только Иисусом (2: 22) и Апостолами (2: 43; 5: 12) Теперь же впервые говорится о том, что они совершались другими людьми. Деятельность Стефана и Филиппа определенно является свидетельством того факта, что чудеса и знамения совершались не только Апостолами. И все же, несмотря на все выдающиеся качества Стефана, его служение спровоцировало яростные нападки врагов. Не сказано почему, но некоторые из так называемой синагоги Либертинцев (так они назывались) и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном (9). «Либертины» были освобожденными рабами, отпущенными римлянами на свободу, и их потомками. Но кто были евреи из Киринеи, Александрии, Киликии и Асии? Некоторые считают, что они организовали четыре отдельные синагоги, а с либертанами — пять. Другие считают, что речь идет о двух, трех, или четырех синагогах. Но, может быть, лучше предположить, что Лука ссылается только на одну синагогу (потому что слово «синагога» стоит в единственном числе). придерживается того же мнения, представляя синагогу как собрание людей из четырех уже Указанных мест. Поскольку они были освобожденными Рабами, они являлись иностранными евреями, а теперь " Приехали жить в Иерусалим. Возможно, те, кто был из Киликии, включали в свое число Савла Тарсянина Прежде всего они вступили в спор со Стефаном. Но в споре своем не смогли одолеть этого человека. Второе, потерпев поражение в открытом споре, исчерпав все аргументы, враги Стефана начали против него кампанию клеветы. Тогда научили они некоторых — может быть, подкупив их, — сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога (11). Таким образом они возбудили народ и старейшин и книжников. В-третьих, напавши схватили его и повели в синедрион (126). И представили ложных свидетелей (13). Итак, оппозиция изменила тактику, перейдя от теологических споров через последующую клевету к последнему этапу — насилию. Такая последовательность повторялась часто и в дальнейших событиях. Сначала возникают серьезные богословские дискуссии. Когда они не приносят желаемых результатов, люди начинают кампанию лжи. В конце концов они прибегают к законным или незаконным действиям в попытке избавиться от своих противников силой. После введения в историю Стефана Лука сначала уточняет обвинения, которые были выдвинуты против него (6: 13—15), затем коротко приводит речь Стефана в свою защиту, с которой он обратился к синедриону (7: 1—53) В конце главы автор сообщает нам об окончательном приговоре, который и был приведен в исполнение: смерть через побивание камнями (7: 54-60).
|
|||
|