Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гонение «Жидовство»



Когда архиепископ Новгородский Геннадий напуганный открытием ереси начал осведомлять своих собратий – архиереев.

В 1489 г. он писал Иоасафу архиепископу Ростовскому: „Та ересь здесь распростерлась не только в городах но и по селам. А все от попов, которые еретиками становились в попы”.       

Новгородский епископ Геннадий начал борьбу с ересью. Его удивила упорное запирательства, это хорошо усвоенная дисциплина тайного общества.

 Раскаялся один из еретиков поп Наум и сообщил нечто и о доктрине, и о культе. Принес книги по которым молились «еретики», молились по жидовски. Общества было конспиративное, видна из того, что поп Наум при всей решительности своего покаяние не мог никого назвать из сообщников, кроме четырех человек: двух священников и двух дьячков, Геннадий всех их арестовал и довольно наивно выдал их на пороки людей надежных. Но они немедленно предали своих поручителей и убежали в Москву.  

Однако шум произведенный Геннадием, вынудил Москву в 1488 г. Иметь соборное суждение о выловленных в Москве трех бежавших из Новгорода еретиках: двух священниках и одном дьячке. [4]

Великий князь с митрополитом, с епископами и со всем собором судили бежавших в Москву из Новгорода в Январе— начало Февраля 1488-го года; , по сколько на них были свидетельства в обы­ск Геннадием, признано было  и доказано то, что они в пьяном виде поругались святым иконам.

Государь приказал этих троих подвергнуть градской казни, —бить  кнутом ), а архиепископу Геннадию от 13-го Февраля 1488-го года написал грамоту, в которой приказывал:

- Во-первых, на троих подвергнутых в Москве градской казни собрать архиепископский собор, и если они и перед ним не покаются в своей ереси, пре­дать их новгородским великокняжеским наместникам для новой таковой же казни.

-Во-вторых, продолжать розыски еретиков и кто из обличенных в ней будут достойны церковной казни, казнить ему—архиепископу по своему рассуждению, а кто будет достоин по правилам градской казни, таких посылать к наместникам для наказания.

Получив грамоту великого князя, Геннадий ревностно принялся за розыск еретиков. Те из них которые каялись архиепископ милостиво воссоединял с церковью, заставляя лишь проходить по ступеням дисциплины покаяния, молится сначала только в притворе храма. А которые не каялись были наказаны. [5]

Геннадий требо­вал розыска и осуждения решительно всех еретиков. А великий князь приказал окончить дело только о тех новгородских ере­тиках, которые фигурировали в розыске Геннадия. К ним при­соединили еще двух лиц, которых очевидно уже никак нельзя было укрыть. Протопоп Алексей только что умер. Теперь изобличен был его двойник, протопоп Денис и чернец Захар, которого Геннадий изобличил как стригольника. Летопись сообщает нам, что еще до подписи соборного приговора при­бывшие в Москву епископы не пожелали сослужить в Архан­гельском соборе вместе с Денисом и с позором изгнали его из алтаря.

Геннадий призывал к беспощадному истреблению еретиков.

В 1486 г. в Москву проезжал через Псков и Новгород посол австрийского императора Николай Поппель. Он рассказал Геннадию про испанскую инквизицию и вызвал этим его сочувствие. В письме к новому митрополиту Зосиме перед собором Геннадий пишет: «Чтобы избавится от еретиков надо их казнить, жечь и вешать... »

Так по инициативе Геннадия на соборе 1490 г. встал в ясной форме прорекаемый вопрос о казни еретиков. Этому, чуждому духу Востока, идеалу костров инквизиции противостояли на соборе не только интриги двора, но и безупречные идеалистические фигуры вождей заволжских старцев, присут­ствовавших лично на соборе, преподовного Нила Сорского и игумена Паисия Ярославова. Протокол собора попутно дает знать нам, что состав его был, по древнерусскому обыкновению, не узко епископский. Тут присутствовали: «протопопы, священники, диаконы и весь священнический собор русской митрополии». Собор в наказаниях еретиков не пошел по стопам Ген­надия.

 Собор, согласно с волей великого князя, и этих немно­гих виновных присудил только к заточению и к покаянию. Но, желая дать некоторое удовлетворение и ревнующему Ген­надию, осужденных лиц для окончательного наказания отправляли обратно в Новгород. Ген­надий действительно устраивалим некоторое особое истязание в стиле подражания западной инквизиции.

За сорок верст до Новгорода люди Геннадия встретили арестантов, посадили их на коней лицом к хвосту лошадей, за который всадники долж­ны были держаться. На головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и с надписью «се есть сатанино воин­ство».

Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, то шлемы были зажжены на головах еретиков, и сверх того не­которые из осужденных были еще биты публично, затем за­ключены в заточение.  Ересь не только не замирала, но, можно сказать, пышно цвела и распростра­нялась. [6]                                      

Вскоре скончался архиепископ Геннадий и в места него поставили еще более пламенного ревнителя и интел­лектуально более подготовленный, чем Геннадий, к идейному разгрому ереси. Это был близкий ко Двору по своему поло­жению, знаменитый игумен почти подмосковного Волоколамского монастыря, Иосиф Санин. Он был достаточно осторожен в своей тактике подавления ереси. Он заботливо собрал большой полемический материал против всех сторон нового лже­учения, что и составило содержание его объемистой книги «Просветитель».

Митрополит игумена Троицкого монастыря стал Симон в сентябре 1495 года.

Начальные годы XVI века, 1503, 1505 гг., отмечаются рядом церковных соборов в Москве, обсуждающих вопросы, возбужденные все еще не расследованной до конца и не  ликвидированной ересью: вопрос о вмешательстве государства в церковные дела и о гражданской казни еретиков, вопрос о религиозном праве церкви и монашества владеть материальными богатствами и землями, вопрос о монастырских уставах. Постепенное осознание серьезной ответственности за все эти вопросы за­ставило придворные сферы более трезво взглянуть на отраву еретичества и согласиться на его истребление...

 Хотя заволжские богословы Паисий и Нил были по прежнему против физических казней еретиков, но вместе с Иосифом и митрополит, и большинство епископов, склонились, как и Ген­надий Новгородский, к оправданию смертной казни. К собору в конце 1504 г. великий князь приказал обыскать по всем городам и привести в Москву вождей ереси.

Иосиф возглавлявший преследования, приводя в пример испанскую инквизицию, требовал костров и оппонентам своим гордо бросил свой « убедительный » аргумент: «Еретика убить, что руками, что молитвой – едино есть». [7]  

И на Руси начались казни на них была произнесена анафема и часть жидовствующих были сожжены, а часть сосланы в монастыри.

Так в 1504 г. Запылали первые костры инквизиции в России для «очищения » душ грешников от еретического « злобесия ».

До этого еретиков топили или казнили иными способами. Следует отметить, что практика преследования на Руси всегда была более жестокой, чем в Европе. [8]     

Ересь этими решительными мерами, в каком-то мере была раздавлена. Но, конечно, как и после казни стригольников, не были погашены бродильные идеи, посеянные в более широких кругах.. Последнее ждало мотивированного ответа на вопрос о целесообразности покаянной дисциплины, при­мененной собором к относительному «множеству» второстепен­ных еретиков. Большинство из них, как и можно было ожидать, немедленно начали каяться.

Церковь заспорила: как после бывшего горького опыта расценивать такие покаяния? Преп. Иосиф, представитель большинства, утверждал, что покаяние это притворно, и самая вина кающихся тяжелее, чем ересь. Он квалифицировал ее не как ересь, а как полное отступничество от христианства.

Были уничтожены книги, которыми пользовались страдающие. В Москве в специально построенных клетках сожгли Ивана – Волка Курицына, а также Дмитрия Коноплева. И это в кануне Рождества. В Новгороде была казнена большая группа христиан, в том числе архимандрит Кассиан.

Протоиерисей Петр Смирнов, рассказывая о том смутном времени в своей книге «История христианской православной церкви» писал: «Преподобный Иосиф смело обличал митрополита Зосима, называя его Иудо-предателем и предтечею антихриста.

После того уже не было Зосиме возможности оставаться на кафедре митрополита и он вынужден был удалится на покой. Но и с удалением Зосимы ересь жидовствующих не прекратилась. В начале следующего года скончалась в темнице и покровительница злой ереси несчастная княгиня Елена». [9]

 

 

Заключение:

От жидовствующих не осталось документов, и по этому мы не знаем точно какое у них было учение. Все что есть у нас про них написано это от ихних врагов. Мы не можем сказать что они были еретиками, и мы не можем сказсать уверенна без никаких сомнений что они были христианами.   

 


[1] Владимир Франчук “Просила Россия дождя у Господа” Том 1, Киев 2001. стр. 147-148.

[2] П. В. Знаменской, Е. Е. Голубинский «История Римской церкви» стр. 562

[3] В. С. Санников «Двадцать веков Христианства» второе тысячелетие Том II, Одесса Санкт-Петерьург 2001стр. 120

[4] А. В. Карташев „Очерки по истории русской церкви” Том I, Москва „терра” – „Terra” 1997 cтр. 493

[5]   Е. Е. Голубинский «История Римской церкви» Москва 1997 Том II, стр. 555-556

 

[6] А. В. Карташев „Очерки по истории русской церкви” Том I, Москва „терра” – „Terra” 1997, стр. 496-497.

[7] Владимир Франчук “Просила Россия дождя у Господа” Том 1, Киев 2001. стр. 149.

 

[8] В. С. Санников «Двадцать веков Христианства» второе тысячелетие Том II, Одесса Санкт-Петерьург 2001стр. 120

 

[9] Франчук, стр. 149.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.