Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТРИГОЛЬНИКИ



 

 

 

СТРИГОЛЬНИКИ

 

 

A Research Paper

Submitted in Partial Fulfillment of

The Requirements for:

История восточного христианства

Professor: Франчук Владимир Иванович

Evangel Theological Seminary

22. 01. 2003

 

 

by:

Очереднюк Наталия


Известно, что христианство Русь приняла в 988 году, а первые протестанты появились уже через несколько лет, но это были одинокие случаи. Вот какие интересные сведения содержит книга под много­значительным названием «Наставление, как правильно состязаться с раскольниками»: «Восстает около 1003 года  некий монах Андреан противу поклонени я икон, иерархии и законов церковных... Потом в 1149 году приходит монах Мартин, родом армянин, в Киевские страны и, написав там сто книжиц под именем Правда, раздает их тайным образом... Се первая к расколу дверь. Его учение некими той страны жителями и церквами принято яки истинное... ». А в книге Ядро Российской империи (лист 138) точно упоминается, что при князе Димитрии, сыне Иоанна Даниловича «многие начались в России расколы».

О людях, которые пробуждали церковь, некоторые исторические сведения можно найти. Церковные писатели и историки в один голос именуют их еретиками, светские исследователи называют их православными сектантами. Слово «сектантство» (от латинского Sekta — школа, учение) есть общее название различных религиозных групп и общин, которые отделились от господствующей церкви. Так называемые секты зачастую возникли так форма протеста против курса и учения официальной церкви и потому возникновение сектантства вполне может быть явлением збсолютно положительного характера[1].

В 14 веке наблюдаются первые признаки организованного протестантского движения в русском православии. Стригольники – одна из самых древних внецерковных групп в России. Возникло это течение в Пскове и Новгороде в середине 14 века. Псков и Новгород – это были города с вечевым управлением. Дух вольнолюбия, сопротивление княжеской власти вплоть до 70 годов 15 века создавали благоприятную обстановку и для оппозиции церковному авторитаризму. Развитие торговли и ремесла в Новгородской и Псковской республиках требовало распространения грамотности. Интересно отметить тот факт, что ремесленники оставляли на своих изделиях надписи, что свидетельствует, что грамотными были не только знать и духовенство, но и простые люди. Таким образом, сложились благоприятные условия для духовного просвещения народа.

И так вернёмся к стригольникам.  Поводом к появлению этого движения стало распространение симонии - платы денег за священнические чины. Стригольники считали, что епископы, изымающие плату за поставлени, не суть епископы, что они суть еретики – последователи Симона-волхва. А стригольники хотели видеть священство обновленным. Внешним поводом для их открытого выступления, как считают, была оппозиция Пскова против иерархического подчинения Новгороду и Москве: псковское духовенство посвящалось у владык новгородских. Пошлины, которые взимались при посвящении в священника и диакона были обременительными. Новгородские владыки, в свою очередь, обвиняли в том же московских митрополитов, от которых они зависели.  

Почему движение получило название «стригольники»? До сих пор нет единого мнения относительно названия: то ли последователи этого движения постригались, посвящая себя на служение Богу, то ли они, в большинстве своем, профессионально занимались стрижкой овец[2]. Но дело в том, что обряд посвящения в стригольники, часть которого составляло водное крещение, включал в себя специфическую стрижку «на три перста под ухом». Из этого следует, что нельзя было принять младенцев в свои ряды, так как оных ещё не стригут.

Стригольники отделились от церкви, потому что не хотели признавать епископов и священников, так как считали, что те ведут жизнь недостойную. К сожалению у нас нет много исторических сведений об этом течении. Известно, что в 1375 году в Новгороде предали казни трех так называемых «развратников христианской веры»: Никиту диакона, Карпа и имя третьего неизвестно. Казнь состояла в том, что еретиков бросили в воду. Это были основатели движения, главным среди них считался Карп. По свидетельству жития новгородского архиеп. Моисея, еретики завелись в Новгороде еще лет за двадцать до этой смертной казни, когда архиепископствовал там Моисей (1352—58 г. ), который тогда боролся с еретиками. Летописи нам не сообщают, откуда был Карп с товарищами и где возникло движение. Очень может быть, что первоначально оно возникло в Новгороде и что только потом распространилась в Пскове. Другая точка зрения: Никита и Карп были псковские диаконы. Исследование Священного Писания привело их к еще более существенным открытиям, чем грех симонии. Во свете Слова Божия обнаружились другие отклонения учения официальной церкви от евангельских основополагающих истин спасения: о посредничестве между Богом и человеком, покаянии, оправдании, возрождении, священстве. Диаконы Никита и Карп среди прихожан нашли много последователей: здесь вначале и образовался религиозный круг.

После казни само течение не перестало существовать. В 1383 г. архиеп. суздальский Дионисий, будучи в Царьграде, по просьбе новгородского архиеп. Алексия, вы­хлопотал от патриарха вселенского две увещательных грамоты против еретиков, обращенные ко всему населению Пскова и Новгорода. Видимо, движение было довольно популярно. А греки, получавшие значительные доходы от русской церкви, были прямо заинтересованы, чтобы право ставленнических и вообще церковных пошлин не опорачивалось.

Когда в 1386 г., по делам своей новооснованной Пермской епископии, прибыл в Новгород из Великого Устюга Святитель Стефан, его, как человека начитанного и знавшего по-гречески, архиеп. новгородский попросил взяться за перо и написать полемический трактат против сектантов. Св. Стефан исполнил поручение, назвав свое сочинение «Мерило Праведное». С этого времени до правления митр. Фотия (1408—1431 г. ) новых сведений о секте не имеем. Но то, что митр. Фотий очень был ею обеспокоен и принимал против нее ряд мер, показывает, что секта была живуча и чем-то привлекательна.

Эти факты свидетельствует о том, что стригольничество довольно таки распространилось в России, и православная церковь понимала реальную угрозу этого движения. Видимый знак посвящения (особая стрижка) свидетельствовала о том, что стригольники не скрывали своих убеждений, а демонстративно выступали против официальной церкви. Для молитвы они собирались по домам, а собрания часто проводили прямо на улице. Стригольники вели благочестивую христианскую жизнь, не предаваясь крайностям аскетизму. Эти люди хорошо знали Библию и богословскую литературу своего времени, за что имели прозвища книжные. Обстоятельно учения стригольников мы не имеем. Существовавшая у стригольников литература, которая, вероятно, содержала основы их учения, до нас не дошла, так как всякое инакомыслие подавлялось и уничтожалось; иерархи господствующей церкви сразу же усмотрели в движении   стригольников (как, впрочем, и уже в XIX столетии в движении штундистов) силу, способную поколебать основы православия.  

Святитель Стефан говорит о Карпе, что он «списал писание книжное на помощь ереси своей», но оно погибло для нас. Источником сведений обучения стригольников для нас служит грамота против них патриарха Нила и епископа Стефана Пермского. В этих документах о стригольниках говориться кратко и отрывисто. Епископ Стефан писал о них: «Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бы веровал ереси их. Или бы не от книжного Писания говорили, никто бы не послушал их».  Из документа Стефана Пермского мы можем узнать, что стригольники были люди искренние, которые надеялись и стремились к тому, в чем полагали свои нравственные требования. Стригольники представляли с себя не еретиков, а скорее раскольников, они отпали от церкви, не потому что отвергали те или иные пункты вероучения, а потому что не хотели быть в общении с современными им русскими епископами и священниками. Стригольники отрицали реальность священнодействий иерархии потому, что не видели в ней евангельской нестяжательности: «недостойны их службы, яко не нестяжаша, но им^тя взи­мают у хрестьян, подаваемое им приношеше за живыя и за мертвыя». Стригольники указывали на то, что пастыри ведут себя и живут не по пасторски «сии учители пьяницы суть, ядят и пьют с пьяницами и взимают от них злато и сребро от живых и от мертвых».

Это право рядового христианина на проповедь они обосновывали  высказываниями Апостолов Павла и Петра (Рим. 12. 6, 7; 1Пет. 2. 9). С отрицанием иерархии, они отвергали монашество, как особое сословие и отвергали право священников совершать исповедь (1 Ин. 1. 9; 2. 2). Посредничество между Богом и человеком признавали лишь за Иисусом Христом (1Тим. 2. 5). Одним из главных пунктов их учения было отрицание икон - изображений Иисуса Христа, Апостолов и святых угодников. Важнейшими принципами вероисповедания у стригольников были: призыв людей к общественному покаянию вместо исповеди у священников: учение об оправдании перед Богом верою в искупительную жертву Иисуса Христа, о том что исполнение церковных обрядов, панихид не спасают человека; призыв  общества к нравственному возрождению: они доказывали, что церковные  приносы и поздняя милостыня (после смерти) не выкупает сделанных при жизни  грехов.

Документы говорят, что стригольники «клеветали» на весь вселенский собор, на патриархов, митрополитов, епископов, обвиняя их в симонии, в том, что они не соблюдали строгости канона и имели только вид благочестия «дабы чрез общение с епископами и священниками – еретиками и самими стать таковыми же».

Известно, что виднейшим деятелем движения стригольников в Твери в 1386-1389 годах был некий Маркиан, изгнанный из города. Его яростным противником был епископ Иаков, впоследствии возведенный православной церковью в святые. В жизнеописании этого «святого» под названием «житие Иова» приводится характеристика на Маркиана, который якобы: «армяновер... иконам святым не покло­няется, называя их идолами, и выражает много других зловредных мыслей, так что поколебал князя, бояр и народ... " Однако среди тверского духовенства были у Маркиана и единомышленники — его горячо поддерживали тверские епископы Евфимий Вислень и Федор Добрый (впоследствии оба были изгнаны). Последо­ватели движения стригольников были в Ростове Великом, в Москве и в других местах России.

Отделившись в особое общество от епископов и священников как от еретиков, они поставляли в свои учителя людей простых. Что касается до совершения таинств, то относительно причащения вышеупомянутый Стефан говорит только, что они не принимали таинств от священников, но не известно, заменяли ли чем-нибудь. Исповеди стригольники заменяли покаянием. Что делали стригольники с другими таинствами неизвестно. Стефан пишет, что стригольники отвергали пение над умершими и их поминовение посредством молитв и приношений.

Полемические возражения еретикам, выдвинутые как в грамотах патриарха Нила, так и у Стефана Пермского, были для еретиков неубедительны, ибо и тот и другой не отрицали фак­та «каких-то» узаконенных пошлин. Факт был налицо, и стригольники предпочитали свое собственное его истолкование. Форму­лировка патриарха звучала так: «рукополагающих за деньги, как продающих непродаваемую благодать Всесвятого Духа, мы полагаем в один ряд с Симоном и Македонием и прочими духо­борцами.... Но, если рукополагаемые сами от себя, никем не будучи понуждаемы, часто делают благословные расходы на свечи, на церковное вино, на обеды и на подобные издержки, то эти траты не могут ставиться ни в какую укоризну, потому что самое рукоположение бывает даром. Ибо иное дело взять за рукоположение и иное — издержки на необходимые траты». Для образованных верующих людей такая аргументация до крайности слаба. Напр., 90-ое правило св. Василия Великого особенно осуждает тех, кто творит неправое дело под благо­видным прикрытием добра. И другие авторитеты предупрежда­ют против ухищренных и лукавых перетолкований церковных правил. Св. Стефан пробует иным методом сбить с позиции еретиков. Он не отрицает факта всеобщности обычая ставлен­ных пошлин. Но диалектически хочет обескуражить доведением их мысли до абсурда. Он спрашивает стригольни­ков: «если ставленная пошлина есть по вашему симония, а все священники ее платят, то значит на всей земле уже нет ни одного истинного священника? Где же их взять? Ведь не придет во второй раз Христос на землю и не сойдет ангел для посвящения кого-либо заново? » Стригольники могли на это ответить: «это самое мы и утверждаем: нужно обновление священства».

О плачевном состоянии православного священства говорили не только стригольники. Под 1481 годом в лето­писи, так называемой Типографской, читаем необычную при­писку. Сообщая о поставлении митрополитом Геронтием трех еписко­пов: — Иоасафа Ростовского, Герасима Коломенского и Си­меона Рязанского, летописец элегически от себя прибавляет:

«Увы, увы, погибе благоверный от земли, гр-вх ради наших, по Давиду: спаси мя Господи, яко оскуд'в преподобный, яко умалишася истины от сынов челов1ческих, суетная глагола кождо ко искреннему своему». Голубинский поэтому замечает:

«Этот загадочный плач может быть понимаем двояко: или, что в епископы были поставлены люди недостойные, или что они достигли епископства путями недостойными». Тут чувствуется эхо неумирающей стригольнической критики церкви и беспо­койства в самой церковной среде. Однако, при всей очевидности внутренней несостоятельности установлений официальной церкви и, произошедшего в более позднее время уклонения православия от истинного христианства к омертвелому обряду, для многих представителей черного (монастырского), да и отчасти белого духовенства, представлялось слишком страшным идти на полный разрыв с православием. Это побудило к поискам пути подновления внутренней жизни церкви. Так возникло рационалистическое движение " нестяжателей", выступивших против духа стяжательства, монастырского землевладения и физической расправы с инакомыслящими.  

Гонения на стригольников начались с 1375 года. Но смертная казнь руководителей не смогла остановить движения. С 1380 по 1430 новгородские иерархи постоянно занимались борьбой с этим течением. Константинопольский патриарх дважды обращался с увещанием к стригольникам.

Особенно наличность сектантства беспокоила чувствительного и пламенного митрополита — грека Фотия (1408—1431 г. ). Около 1416 г. он узнал, что некоторые монахи в псковских монастырях почему-то уклонялись от исповеди и причащения. Очевидно из докладов духовенства митрополит видел, что это не простая небрежность, а предумышленное сопротивление церкви, параллельное явному сектантству-стригольничеству. Митр. Фотий пишет наставительное послание к псковским вла­стям, священству и всем православным людям, возлагая на них долг — возвращать сектантов на правый путь, а в случае упорства «отженуть» их от церкви. Это «отженутие» Фотий разумел и в каноническом и в гражданском смысле. Ссылаясь на каноны, митрополит приглашает упорствующих возмутителей мира церковного предавать «мирским властелем» для тюрем­ного заточения. Вероятно, какая-то часть была арестована и заточена, а другие разбежались. Прошло 11 лет, и митр. Фотий в 1427 г. пишет второе послание, рисует прежнюю картину и предлагает те же меры. Псковичи опять проделали и аресты, и заключения, и телесные наказания, и доносили митрополиту, что и скрывавшиеся еретики и вновь захваченные проявляют удивительное упорство и нераскаянность: «на небо взирающе, тамо Отца ce6е нарицают». Очевидно попрежнему беспоповствуют и даже в какой-то мере противятся и государству. В том же году Фотий пишет третье послание. В нем благо­словляет и «внешшя казни», но только не смертную казнь. Но все меры оказываются довольно безуспешными. Через два года митрополит пишет четвертое послание. В нем подтвержда­ет обращение к гражданским казням, но никоим образом не к смертной казни. Это характерно для восточной богословской мысли и практики. «Но инако», т. е. исключая смертную казнь, говорит м. Фотий, «всяко и заточеньми приводити их в по-знате». Теперь трудно судить о том, поощрял ли Фотий смертные казни стригольников, но факты остаются фактами: стригольников уничтожали физически. Принуждение еретика отречься от заблуждений считалось проявлением милосердия и любви к нему. Действительно, это было не только религиозное чувство, но и выполнение своего гражданского долга. Считалось, что нарушение церковного порядка приносит вред государству.

После 1430 года о стригольниках нет никакого упоминания. Возможно, они были физически уничтожены или рассеяны по Руси. Может быть, они слились с жидовствующими и беспоповцами.

В основе учения стригольников были заложены важнейшие евангельские принципы: признание в деле спасения и богопознания авторитета Евангелия (непризнание его за Преданием); всеобщее священство ( отказ от духовной иерархии); оправдание верою независимо от дел; необходимость общественного покаяния (отказ от исповеди у священников); призыв общества к полному нравственному возрождению.

В условиях жесточайших преследований и гонений, в рассеянии и изоляции друг от друга, стригольники распались на несколько толков. Некоторые из них, как это часто бывает в подобных случаях, пошли по ложному пути. Лишь немногие сохранили неповрежденными изначальные верования, искры которых угасли в Непросвещенной Словом Божьим народной среде: Священное Писание еще не было доступно массам.

Ещё на один момент важно обратить внимание. Возникло ли стригольничество в результате влияния извне или, говоря языком исследователей, это было явление самобытное, исходящее из глубины народного духа? Разве дух русского человека не способен на новизну мышления и открытие для себя пути живого общения с Богом через непосредственное углубление в Священное Писание? Движение стригольников носило совершенно самобытный характер. В их вероучении нет и следа гностицизма, манихейского дуализма или какой-либо другой философии, то есть нет тех моментов, которые мы можем найти у богомилов, вальденсов.  Движение стригольников, как считает большинство исследователей, возникло только на основе Священного Писания и критики официальной церкви[3].

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Движение стригольников было движением евангельским и притом первым

на Руси, опередившим более чем на столетие евангельское движение в

Западной Европе.  

2. Это движение было явлением самобытным, ставшим результатом исследования

Священного Писания, вызванного необходимостью обосновать протест на

практику господствующей церкви, - " поставления пастырей на мзде".  

   3. Движение стригольников, как охарактеризовал его Н. И. Костомаров,

" положило начало на Руси самородному религиозному мудрствованию". Мы же

скажем, что движение стригольников, будучи евангельским, было

пробуждением русского духа к исканию правды Божьей и пути спасения.  

4. Причиной поражения этого движения было полное физическое истребление

его участников господствующей церковью в условиях непросвещенности

народной среды Словом Божьим.  


Библиография

1. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Москва: Грааль, 1997 – 920с.

2. Карташов А. В. " Очерки по истории Русской православной церкви", т. 1

3. Санников С. В. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие. Одесса: «Богомыслие», 2002 – 668с.

4. Ткачук Іван. Всесвітня історія християнства. Луцьк, 1999 – 495с.

  1. Франчук Владимир. Просила Россия дождя у Господа. Том1. Киев: «Світанкова зоря», 2001 – 648с.

[1] Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. Т. 1. Киев: «Світанкова зоря», 2001 - С. 145

[2] Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. Т. 1. Киев: «Світанкова зоря», 2001- С. 146

[3] Санников С. В. . Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие. Т. 2. Одесса: «Богомыслие», 2002 – С 119



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.