Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жидовствующие. Раскол



Жидовствующие

Начиная с 1471 года начинается новое движение, которое было продолжением дела стригольников – жидовствующие. Уже в те времена на Руси существовал антисемитизм. Православная церковь была вдохновителем и организатором погромов на евреев. В результате этого возникло новое движение. Православные придумали о том, что существовал некто Жидовик Старий, но исторически подтверждено, что его не существовало. Организатором этого движения был монах Захарий. Это движение перекинулось в Москву и даже царь заинтересовался этим движением. Русь неоднократно стояла на грани пробивающегося процесса Реформации, но это ни разу не получило должное развитие. Православие старалось задавить это движение и у них получалось. Моральное состояние православной церкви было очень плачевным.

Реформация не произошла, но семена подлинного искания евангельской правды прорастали.

Раскол

Раскол стал реальностью. Православие России разделилось на два русла - на двуперстников и трехперстников, на  старообрядцев, не принимающих нововведений и никониан, принявших новые обряды. Два огромных отряда русских людей. Во главе одного отряда - патриарх Никон. Во главе другого - протопоп Аввакум, сын Петров.

Раскол - это еще не дух Христов, это еще не евангельское христианство, это даже не продолжение дела стригольников и других евангельских течений. Однако, последствия раскола имеют самое прямое, непосредственное отношение к будущему евангельскому движению в России: ибо в глубинных недрах самого раскола и дискуссий о нем, в спорах о церковных книгах начала быстро расти и созревать главная духовная предпосылка Реформации и протестантизма – ясно осознанное желание знать, что же обо всем этом думает сам Господь, что же говорит он сам обо всем этом в своем Святом Слове – Библии. Раскол дал целый спектр разных учений и деноминаций. Некоторые из этих движений были очень близки к евангельскому учению.

Духовное христианство (в противовес обрядовому христианству):

- Христововерие

- Духоборчество – наиболее близкое к Евангелию учению

- Молоканство

Очевидная особенность христововерия, духоборчества и молоканства состоит в том, что оно подготовило сердце народа бывшего СССР к живой вере, подготовило благоприятную почву для грядущего евангельского учения. И еще одно важное обстоятельство - в молоканстве имелась мощная группировка духовных христиан, деятельность которых при ближайшем рассмотрении носит характер ярко выраженного раннего отечественного пятидесятнического движения.

История церкви ХВЕП г. Корюковка.

Слово Божье достигло до нас из г. Одессы. Евангельская весть пришла в наши края еще до революции, начиная с с. Радомка, Семеновского района, Черниговской обл.

Первым, кто принес Евангельскую весть в с. Радомку был один молодой брат, который услышал о Боге в г. Одессе, когда служил в армии. Пастором церкви в Радомке был Шевчек Николай Потапович. В то время в селе не было Молитвенного дома и верующие собирались по домам и там проводили Богослужения.

В 1916г. Макар Никифорович был служителем в церкви в Чернотычах. В Рейментаровке был филиал от церкви в Чернотычах. В Рейментаровке был служителем Алексей Андреевич, фамилия неизвестна. В этих церквах было баптистское учение.

В настоящее время в Чернотычах несет служение Чигир Андрей Яковлевич, а в Рейментаровке сестра, Клюй Валентина Павловна, в церкви которой пятнадцать человек.

А в двадцатых годах Евангельское учение достигло и г. Корюковки. Учение было баптистское. Долгое время верующие собирались в доме сестры, Максименко Христи Степановны, где и проводили Богослужения до 1960 годов. Стукало Давид Васильевич верующий с 1916г. вместе работали с братом Макаром Никифоровичем на Сахарном заводе. Также вместе они служили в церкви. Братья и сестры г. Корюковки и с. Радомки поддерживали дружеские взаимоотношения между собой. Также в Радомке началось духовное пробуждение и люди начали получать духовное крещение. Верующие с Корюковки пешком ходили по сорок километров в Радомку, чтобы увидеться, вместе помолиться, получить крещение Духом, поддержать друг друга. Число верующих стало увеличиваться, и вся община решила построить молитвенный дом для служения. Решение приняли и приступили к осуществлению задуманного, в чем и помог им Господь. Дом построили деревянный на семьдесят мест. Это было в 1927-1928г. г. Молитвенный дом был построен не в Корюковке, а в с. Милейки – это двенадцать километров от Корюковки, где и жила семья Давида Васильевича. Верующие с Корюковки пешком ходили в

с. Милейки на Богослужения, большое количество километров им было «нипочем», желание прославить вместе Бога и послужить друг другу превосходило все. Стукало Давид Васильевич, долгое время был пастором церкви, регентом хора. В церкви хор был небольшой, но с сильными голосами, сестры и братья очень красиво пели. В 1937-1938г. г. местные власти отобрали этот дом молитвы и так, как он был деревянный, перевезли его в Корюковку и сделали одно учреждение. Дом больше никто и никогда не отдал верующим, так как было сильное гонение на христиан.

С 1960г. жители г. Корюковки и жители с. Милейки начали собираться вместе в Корюковке по улице 8-го Марта, и там они проводили Богослужения до 1962г.

В 1962г. верующие начали проводить служения по домам, и так до 1968г. Пастором в Корюковской церкви был Литвин Петр Михайлович, с 1962г. по 1968г.

В 1968г. жители Корюковки начали собираться и проводить Богослужения в Корюковке, а жители Милеек – в Милейках. Таким образом, образовалось две церкви.

В 1968г. Литвин Петр Михайлович был осужден за веру во Христа на пять лет. Свой срок он отбывал в тюрьме, Сумской обл. Как и многие братья и сестры, которые сидели в тюрьме, он сильно ослабел, его здоровье очень испортилось. В то время, когда его отпускали из тюрьмы, Петр Михайлович помогал созидать церковь в близлежащем селе. Петр Михайлович был очень хорошим человеком, хорошим семьянином, посвященным Богу служителем, музыкант, имел средне – специальное образование. Его жена, Мария Ивановна, была ему хорошим помощником в жизни. У них было трое детей, две дочери и один сын.

После освобождения из тюрьмы Петру Михайловичу местная власть поставила условия, что он должен изменить место жительства или ему снова грозит тюрьма. После этого, Петр Михайлович со своей семьей выехал в Латвию.

С 1968г. по 1970г. в Корюковской церкви пастором был Коваленко Василий Иванович с с. Костобоброва, потом его судили за веру в Бога.

С 1970г. Богослужения начали проводить у сестры Тищенко Проскофьи Леонидовны, на ул. Пролетарская. Пастором был Тищенко Иван Леонидович, брат Проскофьи Леонидовны. Позже достроили дом и уже свободно собирались в нем для провождения Богослужений.

В 1972г. церковь вошла в общий Союз с евангельскими христианами и баптистами и до1991г., пока не распался Союз.

1945 год – Августовское соглашение, был создан Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов (ВСЕХиБ). Пономарчку Д. И и Кузьменко Н. В. были приглашены в Москву. В Москве руководителями пятидесятнического братства было предложено объединиться и влиться в Союз евангельских христиан и баптистов. В результате длительного обсуждения большинством братьев была высказана мысль о необходимости вхождения в общий Союз с евангельскими христианами и баптистами в целях выживания братства, на условиях, которые были предварительно обговорены между Понамарчуком и Кузьменком, с одной стороны, и которые, как тогда братьям казалось, гарантировали братству пятидесятников полноценную и полноправную жизнь в объединенном Союзе.

Соглашение об объединении было решено подписать. Скрепить это соглашение подписями от имени братства христиан евангельской веры Днепродзержинское совещание служителей уполномочило Афанасия Бидаша и Дмитрия Пономарчука. 1

И в 1991г., когда Украина стала независимой, местные власти предложили перерегистрацию. Поскольку в церкви были разные люди, с разных мест, и, конечно же, сколько людей, столько и мнений, то приняли такое решение. Кто хочет регистрироваться, пусть регистрируется, а кто не хочет – пусть остается так.

Поэтому часть людей вышли из церкви и образовали новую церковь. В 1994г., в апреле, она вошла во Всеукраинский союз христиан веры евангельской пятидесятников, и стала ее полноправным членом.

       25-26 мая 1990 года в Коростене был проведен Всеукраинский съезд, на котором была воссоздана деятельность Всеукраинского Союза христиан веры евангельской пятидесятников, и который объединил в своих рядах поместные церкви, принадлежавших ранее к различным группам зарегистрированных во ВСЕХБ, зарегистрированных автономно и незарегистрированных церквей ХВЕ и ХЕВ.

       Под руководством Р. И. Биласа съезд избрал председателем восстановленного Союза христиан веры евангельской – пятидесятников Николая Адамовича Мельника, который и руководил Союзом церквей до 1998 года. Заместителями председателя были избраны Б. О Мальский, В. М. Боечко и П. В. Сердиченко. 2

На пастора церкви в 1995г. рукоположили Нодя Федора Степановича. Нодь Федор Степанович – венгр, в восемь лет узнал первый раз о Боге. В восемнадцать лет приехал на Украину, на Донбасс и там уверовал. Там Федор Степанович ходил в баптистскую церковь. Для того чтобы стать членом церкви, в церковь нужно было ходить три года.

15 августа 1965г. Федор Степанович принял водное крещение. Церковь, где он являлся членом церкви, состояла из ста пятидесяти – двухсот членов, была зарегистрированная, могла свободно собираться. Жена Федора Степановича, Валентина Федоровна, очень добрая женщина, которая с четырнадцати лет служит преданно Господу. У них четверо детей: Михаил, Александр, Любовь, Федор. Почти все они служат Господу. Богослужения проходили в доме пастора Нодя Ф. С., который предоставил его для провождения Богослужений. Спустя короткое время он на своей усадьбе построил из личных средств стационарную палатку площадью 200м², которая построена из бетона, метала, дерева и шифера. В строительстве палатки ему помогали, семнадцатилетний сын Федя и зять Михайлов Николай – двадцать один год.

Открытие палатки для Богослужения состоялось в 1994г. Лимонченком В. А., Калюжным В. Н. и Нодем Ф. С. На двадцатое июля 1996г. в церкви насчитывается двадцать четыре членов.

В 1995г. при церкви функционировал институт «Руби». Все желающие могли учиться в этом институте, преподавателем в котором был Лепеха Николай.

В 1997г. в Корюковке была проведена областная молодежная конференция, на которой был избран областной молодежный руководитель – Будько Сергей.

В 1997 – 1998г. г. произошел «раскол» церкви. Третья часть или половина членов

 церкви ушли в другую пятидесятническую церковь не регистрированного братства. Это был тяжелый период в церкви для ее членов, особенно для тех, кто пришел в церковь недавно.

В данное время в палатке регулярно проходят Богослужения, четыре раза в неделю.

Кроме этого в церкви функционирует воскресная школа с сентября 1994г., организатором и учителем которой является Михайлов Николай. Также было организовано молодежное служение, лидером которого является Бут Руслан Валерьевич.

В церкви молодежью проводилась евангелизационная работа. Они брали Евангельские трактаты, брошюры, Новые Заветы, выходили на улицу, свидетельствовали людям о Христе, приглашали их в церковь, дарили книги. И, конечно же, такая работа не проходила бесследно, многие из приглашенных людей приходили в церковь.

Летом молодежь на велосипедах ездили в другие села проводить евангелизации. Для них это было незабываемое время, когда они могли служить другим молодым людям, рассказывать им о Христе, призывать к покаянию, указывая на лучшую жизнь во Христе.

Особенно незабываемые моменты для членов церкви были тогда, когда приезжали гости из других городов, стран, как например: Мельник Н. А., Лимонченко В. А.,

Радчук В., Франчук В. И., Билык В., Федько С. Г., Калюжный В. Н.. Для многих людей в церкви это было время, когда они могли узнавать что-то новое, время, когда они могли снова обновляться в силе, исполняясь желания еще больше служить Господу, посвящая Ему свою жизнь.                                                                                                 Ежегодно в Корюковке проходили евангелизации, на которые приходили жители города. Евангелизации проводили чаще братья из г. Киева, г. Чернигова, на которых многие могли получать спасение.

Корюковская церковь ежегодно проводит евангелизации в таких селах как: Тютюнница, Александровка, Рейментаровка, Савинки, Сядрино.

В церкви хорошо развитая музыкальная часть служения. Есть группа прославления «Два пути». По музыкальной части в церкви организовывается студия звукозаписи. Группа прославления постоянно выезжает с церковью на евангелизации в села и пользуется большим успехом. Основная работа в церкви – евангелизации, призыв ко Христу и духовное воспитание народа, а также и телесное здоровье верующих, что Господь благословляет также обильно. Господь очень много людей исцелил через Нодя Федора Степановича.

По мере увеличения численности верующих, церковь умножалась, и образовывались новые церкви в разных населенных пунктах.

В 2001г. в с. Сядрино была образована церковь, филиал от Корюковской церкви. Был куплен дом, в котором проводятся Богослужения. В этой церкви до двадцати человек прихожан, два человека приняли водное крещение. Служения здесь проходят два раза в неделю, по воскресеньям и средам. Молодые сестры, которые еще недавно покаялись имеют возможность на Богослужениях говорить короткую проповедь. Часто после Богослужений молодежь остается, и много поют, прославляя Бога. В этой церкви люди поют, молятся, проповедуют, слушают Слово Божье, получают исцеления и видят работу Божью в своей жизни.

Господь многих людей исцелял по молитве Нодя Федора Степановича или по их собственной молитве. Вот некоторые свидетельства из рассказов людей.

Мальчик Алеша, которому было восемь лет, упал и сильно ушибся. У него очень сильно болела голова, и он не мог ходить. В церковь его привезли на коляске. Помолившись за него, произошло чудо. Он стал себя хорошо чувствовать, и домой уже его не везли, а он сам побежал своими ногами.

Девочка, Катюша, которой было всего лишь два года, чуть было не отрезала себя пальца, он оставался, если так можно сказать, на одной шкурке. Помолившись, родители успокоили ее, и уложили спать. На следующее утро палец был сросшимся, здоровым, как будто ничего и не происходило. Слава Богу!

Однажды с г. Чернигова привезли женщину для молитвы за исцеление. У нее был сахарный диабет, она последнее время ничего не могла есть и она не ходила. Ее вынесли с машины и принесли в палатку для молитвы. Помолившись, она получила исцеление. Она уже почти сама могла идти в машину, и немного кушать. Бог прекрасен!

Поговорив с любым членом церкви, как с нашей или с другой церкви, мы можем много узнать интересного, того, что приносит радость и боль, утверждение в вере, назидание. То, что побуждает молиться еще больше, служить Богу еще преданнее, а доверять еще больше, иногда и не понимая Его!

История церкви ХВЕП с. Козиловка.

В 1917г. была организована церковь евангельских христиан в с. Козиловка. Пастором церкви был Черный Александр. Церковь имела свой Молитвенный дом.

Учение после немецкой войны пришло с Германии. В двадцатых годах появились христиане в с. Радомке и в с. Орловке Корюковского района. После двадцатых годов Мелашенко Павел Иванович, сам родом из с. Ченчиков учился в Одессе на столяра и там услышал благовестие Воронаева. Мелашенко Павел Иванович был лично знаком с Воронаевым. Как считали братья – баптисты. Воронаев проник в общину баптистов в г. Одессе обманным образом и увлек за собой многих членов общины, но был обнаружен братьями. В журнале «Баптист Украины» №3, 1928 год, стр. 38-41, приведены сведения о Воронаеве.

       «Имя Воронаева тесно связано с развитием пятидесятничества на Украине в последние годы и жуткими духовными руинами многих общин нашего братства. Хитрый, неискренний, он вкрадывался в простые сердца детей Божьих, неся «дары» бессмысленного лепета и нервное расстройство своим последователям». 3

       Да, мнения различны. Для баптистов Воронаев – разрушитель, а для пятидесятников – основатель пятидесятнического движения на Украине.

В 1937г. Черного Павла забрали и посадили в тюрьму, в то время в тюрьму сажали многих мужчин и даже женщин. В 1937г. Молитвенный дом забрали под роддом. В церкви христиан баптистов в войну в Козиловке был пастор Крутько Николай Сергеевич, после его был пастырь Клименко Иван Анатольевич.

В Орловке во время войны с 1941г. по 1944г. в церкви был пастором Лысак Алексей, евангельские баптисты и пятидесятники вместе проводили служения. Позже был пастором Аникусько Иван Тихонович. Во время войны немцы разрешали свободно собираться и проводить служения.

В 1944г. некоторые пятидесятники присоединились к баптистам, а некоторых посажали в тюрьмы.

А с 1949г. началось сильное гонение на не регистрированные церкви. А в регистрированных церквах пасторами были люди, поставленные от КГБ. Регистрированные церкви свободно проводили служения.

В Козиловке была регистрированная церковь Евангельские христиане баптисты – это после войны, а христиане веры Евангельской не были регистрированные.

В 1959г. баптисты присоединились к пятидесятникам. В настоящее время в Козиловке церковь ХВЕП не регистрированная. И то, что их церковь не зарегистрированная, не влияет на их отношения с другими церквами.

С 1954г. с двадцатипятилетнего возраста Лантух Михаил Романович – дьякон церкви, а с 1959г. тридцатилетнего возраста – пастор церкви и по настоящее время. Жену Михаила Романовича зовут Марфа. У них пять детей, трое из них живут в Америке, двое живут на Украине, один из которых является пастором в Холмах и Орловке.

В Козиловке построен Молитвенный дом на пятьсот мест, с помощью спонсора и местной церкви. Строительство церкви длилось с 2000г. по 2001г., и в ноябре 2001г. было открытие Молитвенного дома. В церкви сто тридцать членов, а всего двести человек с детьми и прихожанами. В Козиловку едут с разных мест: Украины, России, Белоруссии, чтоб получить исцеление. И Господь исцеляет больных, освобождает от демонических сил.

В 2001г. Было открытие церкви в с. Холмы. Здесь был куплен дом в центре села. На данный момент в церкви тридцать пять человек. Служитель церкви в Холмах из Козиловки – Лантух Иван Михайлович, сын Михаила Романовича.

В Орловке строится Молитвенный дом. Сейчас служения проводятся в доме верующего брата. Церковь состоит с тридцати человек. Пастором церкви там также Лантух Иван Михайлович.

Очень важно научиться дорожить духовным наследием, которое пришло к нам от наших отцов. Мы еще не успели сделать ничего большого, и огромную роль играет наследие наших отцов. У каждого поколения существуют свои задачи. Задачей старых поколений было сохранение истинного учения церкви Христовой. Задачей нашего поколения является несение этой вести (учения) всем народам. Нельзя ни в коем случае превозносить задачи и цели одного поколения над задачами и целями другого поколения. То, что мы имеем сегодня время свободы – это результат молитв предыдущих поколения. Главное – верно выполнить свой долг, как это сделали наши деды. У Бога нет разделения на поколения, и поэтому Он хочет использовать мудрость и опыт старших, и рвение и силы молодых. Да поможет нам Бог!

Библиография

  1. Франчук В. И. Просила Россия дождя у Господа. – Киев: Світанкова Зоря, 2001
  2. Слободняк В. А. Очерки по истории пятидесятничества. – Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария, 2000

 


1 Просила Россия Дождя у Господа, том 2, стр. 294-295

2 Просила Россия дождя у Господа, том 3, стр. 6-7

3 Очерки по истории пятидесятничества, стр. 37



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.