Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





IX век. После раскола.



IX век

Особый накал в отношениях между Западом и Востоком приходится на IX - XI века. В Византии в середине IX века, очень часто возникали всякого рода беспорядки. Посредством переворота пришел к власти император Михаил III в Константинополе. Вследствие того, что он имел внебрачные связи, патриарх Игнатий отказался давать ему причастие в церкви. Такой смелый поступок патриарха лишил его занимаемой должности. Михаил снял с должности Игнатия, и вместо него церковью и не без участия императора был избран Фотий.

       В такой смутный момент Римская церковь во главе с папой Николаем, предприняла ряд попыток повлиять на положение дел в Византийской церкви. Папа потребовал прибытия Игнатия и Фотия в Рим для пересмотра выбора патриарха Константинопольского. По ходу дела он напомнил императору Византии о землях, которые были насильно выведены из под власти папства ранее. Угрозы и несогласие папы с назначением Фотия, а также упреки в адрес императора, зародили в сердце последних враждебное отношение к Риму.

       Для разрешения этого конфликта, а также для решения некоторых других назревших богословских вопросов был созван Собор в Константинополе в 861 году (III Константинопольский собор). Собор утвердил Фотия патриархом, что вызвало впоследствии немало сплетен со стороны представителей папы.

 Еще одним конфликтом в отношениях Востока и Запада стало крещение болгар в 865 году. Для их крещения были присланы духовные лица из Константинопольской патриархии. Для утверждения в вере крещенных, патриарх Фотий написал один довольно обширный догматико-этический трактат и адресовал его болгарскому кня­зю Борису. Недостаток этого трактата, по словам некоторых исследователей, состоит в «его отвлеченном, ученом характере, мало понятном только что вступившим в лоно Христианской Церкви»[4]. Через некоторое время, по политическим соображениям, князь Борис решил перейти под покровительство Римского патриархата. Он просил папу прислать своих людей для проведения богослужений и послал несколько вопросов касающихся вероучения и христианской жизни. Папа дал довольно простое объяснение на вопросы и от­правил свой ответ с епископом Павлом и Формозою.

Переход Болгарии под церковно-административное ве­дение папы привел Фотия в негодование. В конце 866 г., или ранней весною 867 г., Фотий написал окруж­ное послание к восточным патриархам, и пригласил их в столицу на Собор — судить папу. В своей речи он сказал: «… латинские миссионеры затоптали засеянную в Болгарии ниву, обещавшую обильную жатву Евангелию…»[5] На этом же соборе Фотий обратил внимание восточных патриархов на вопрос об «исхождении Святого Духа» (Filioque). Западная церковь приняла доктрину исхождения Святого Духа от Отца и Сына, вместо распространенной и закрепленной I Никейским собором 325 года доктрине об «ихождении от Отца».

Кроме этих вопросов Фотий высказался против стрижения бород, возвышения диакона прямо в священники и далее.  25 сентября 867 года в связи с восхождением на имперский трон Василия Макелрнянина, патриархом Константинополя вновь становится Игнатий. По настоянию императора Фотий был отстранен от занимаемой должности. Через 10 лет патриарх Игнатий умер. И 23 ноября 877 г., Фотий опять взошел на патриаршую кафедру вновь. Весь этот процесс сопровождался давлением Римских пап, которые диктовали свои требования, и искали личную выгоду в нестабильной ситуации на Востоке.

В конце августа 886 г., император Василий I; умер и его место занял его сын Лев VI Мудрый, воспитанник Фотия. Не смотря на то, что он был воспитанником Фотия, Лев VI снял с должности патриарха и поставил вместо него своего 16-тилетнего брата Сте­фана. Такое отношение к личности и качествам возраста и характера избираемых патриархов красноречиво говорит о духовном уровне и зрелости последних.  

       Итак, взаимоотношения между Римской и Ви­зантийской Церквами во второй половине IХ-го века носили частый и оживленный характер, но, к сожалению, эти взаимоотношения не были  мирными, а скорее, по­лемическими.  Михаил Поснов в своем историческом очерке по данному вопросу справедливо замечает: «…следует обратить внимание на то, что раздор вращался более между личностями, чем между Церквами. Игнатий, Стефан приемлемы для Рима, Фотий и отчасти Николай… Уже тогда Фотий пододвигал дог­матическое основание для возможного разделения Константи­нополя с Римом»[6].

X век        

Начало десятого века положило начало новых конфликтов между востоком и западом. Патриарх Константинопольский Николай Мистик отлучает от Церкви императора Льва VI Мудрого, за внебрачные отношения с некой Зоей Карвонопсиной. Пытаясь оспорить свое отлучение, Лев VI направляет прошение в Рим. Римский священный престол польщен таким обращением, и снимает взыскание с императора. На некоторое время патриарх Николай Мистик был отправлен в ссылку, но не навсегда. В конце своей жизни император раскаялся в соделанном грехе и вернул Николая Мистика на его прежнюю должность.

       Такой поступок со стороны папы Анастасия III, вызвал негодование в Византии. В Рим было направлено несколько писем, которые осуждали действия папы. Папа был обвинен в отступлении от христианских догм. Для устранения конфликта между Западом и Востоком, вновь был созван собор в 920 году. В результате этого собора был достигнут мир между папой и патриархом. Папа признал свою неправоту. Это происшествие подорвало в определенной степени у Константинополя доверие к Риму.

XI век       

Одиннадцатый век – век окончательного разделения Западной и Восточной церкви. И опять же патриарх Констаннтинопольский, на этот раз Михаил Керуларий делает последнюю попытку получить у папы и Римской Церкви полную самостоятельность и независимость на Востоке. Письмо-прошение от патриарха к папе, к сожалению, не сохранилось, но из ответного письма папы патриарху Михаилу Керулларию видно, что такое письмо было написано. В ответном письме папы говорится: «ты (т. е. патриарх Михаил) писал нам, что если Римская Церковь, чрез наше посредство, приняла твое имя, то наше имя, чрез твое посредство, было бы принято во всей вселенной — не чудовищно ли это, любезнейший брат? »[7]

Говоря о Михаиле Керулларии (1043-1058 г. ), нужно отметить, что он был преемником патриарха Алексея, бывшего Студийского игумена. Михаил, по свидетельству историков, обладал качествами, больше подходящими для императора, чем патриарха[8]. Он был аристократического происхождения и происходил из знатного рода. Среди своих сверстников Михаил выделялся самоуглубленностью и серьезностью. После неудачного заговора, летом 1040 г., Михаил Керулларий был лишен имущества и пострижен в монахи. В монастыре он получил хорошее духовное воспитание. Когда в 1043 г. вступил на престол Константин IX Моно­мах, то Михаил Керулларий был в числе приветствовавших это восшествие. Через некоторое время Михаил был замечен императором и, учитывая кроме всего прочего аристократическое происхождение монаха, стал одним из приближенных Константина IX. Некоторое время он был ближайшим советником царя, а потом, наконец, занял патриаршую кафедру. Не совсем ясен вопрос об избрании Михаила в патриархи. История об этом умалчивает, но факт остается фактом.

Предпосылкой для последнего конфликта стало закрытие Михаилом Керуларием, патриархом Константинопольским нескольких римских монастырей и церквей в Константинополе. Он осудил практику этих монастырей и всего Запада использовать опресноки во время евхаристии. Вместе с этим в Рим было направлено письмо, в котором Михаил обвинял Римскую церковь в ошибках вероучения.

       В ответном письме папа Лев XI напомнил патриарху, кто есть главный в Церкви. При этом он заявил о том, что папа римский не только имеет духовную власть над Церковью, но и административную и политическую. [9] В особом письме императору папа Лев XI намекал на разрыв политических отношений между Римом и Константинополем, в случае, если Константин Мономах не повлияет на патриарха. Однако требования Льва XI были проигнорированы государственным и церковным руководством Византии. Назрел очередной конфликт.

       Для разрешения конфликта в 1054 году из Рима прибыло посольство во главе с кардиналом Гумбертом. Переговоры не удались. Патриарх уклонялся от всякого рода переговоров с легатами, а на тех редких встречах, которые все-таки были, вел себя очень холодно. К сожалению, и Гумберт с самого занял позицию, которая никак не способствовала примирению. Он приехал как представитель высшей власти, и вел себя соответственно. Впоследствии патриарх жаловался на папских легатов, что они не воздавали ему должного почтения во время пребывания в Константинополе. Так или иначе, 16 июля 1054 года во время богослужения в Софийском Кафедрально-Патриаршем соборе легаты вошли в храм и положили на алтарь грамоту, в которой было заявление о предании Михаила и его сообщников анафеме. После этого они вышли из церкви, отрясая прах и восклицая по-евангельски: " Видит Бог и судит". Незамедлительно легаты покинули Константинополь.

20 июля патриарх Михаил созвал собор, на котором посовещавшись с другими священнослужителями, предал анафеме легатов и их сообщников. Это постановление было передано другим восточным патриархам, которые и поддержали Михаила Керулария. Таким образом, произошло взаимное отлучение Западной и Восточной церкви от Тела Христова. Раскол стал очевидным и бесповоротным. Церковь Западная отпала от союза с Восточной. [10]

После раскола.

       Впоследствии был сделан ряд попыток воссоединить Восток и Запад. Патриарх Александрийский писал Михаилу и увещевал его пойти на примирение. Император Генрих III (в 1055г. ) и папа Стефан IX (1057-1058) приглашали Византийского императора и Восточную церковь объединиться для изгнания норманов из нижней Италии. Но все это не привело к желаемому результату. И лишь только спустя более тысячи лет 7 декабря 1965 года на II Ватиканском соборе папа Павел II и патриарх Афинагор официально сняли друг с друга давнее предание анафеме. Не смотря на это объединение церквей не произошло, и вряд ли это вообще возможно. Экуменическое движение, которое получает сегодня все большее и большее распространение не только среди христиан, но включая и другие религии, не способно соединить церкви из-за некоторого отличия в доктринах, а также из-за стремления каждой из сторон к мировому господству.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.