Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 5. Краткий анализ анабаптистского движения.



       Рассмотрев весь ход исторического развития анабаптистского движения, в первую очередь хочется отметить подход историков к оценке и описанию его. Первое что сразу бросается в глаза – это очень разнородные мнения о нём. И с одной стороны это выглядит нормальным, если смотреть в свете самой внутренней противоречивости этого движения, что само по себе подразумевает трудности в его оценке. Но вместе с тем очень ярко виден у многих историков просто предвзятый подход при оценивании. Имея свою точку зрения на данные процессы, они пытаются представить сам факт анабаптизма в негативном свете, используя при этом исторические факты, которые относятся к революционным анабаптистам. Другими словами они просто вырывают факты из контекста для подтверждения своей, уже заранее сформированной, точки зрения. Но следует заметить, что революционные анабаптисты в полный голос заявили о себе существенно позже, чем появилось само понятие анабаптизма. При чём следует отметить, что распространение это учение получило благодаря тому, что первые лидеры, учённые и инициаторы раннего анабаптизма не выжили после первых жестоких гоний. И, в конце концов, первое учение, которое изначально лежало в основе анабаптизма вернулось в довольно хорошо сохранившемся виде. Я думаю, что ни один представитель никакой деноминации (особенно, если она имеет долгую историю) не сможет с уверенностью утверждать, что его движение никогда не имело ошибок, неверных решений и чёрных пятен. И никогда истинно смиренный христианин не будет претендовать на самое точное и правильное учение и полное осуждение других деноминаций, если они действительно не являлись еретиками, и это не было признанно всей церковью.

Если подходить к оценке анабаптистского движения с непредвзятой точки зрения, то в нём, как и в каждом движении, можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты.

       Поступки революционных анабаптистов всегда будут оставаться тяжёлым воспоминанием в памяти последователей этого движения и всей истории церкви. Но, глядя на стремления Конрада Гребеля можно отметить и прогрессивные положительные моменты. Учение о крещении в зрелом возрасте и только тех людей, которые действительно родились свыше было решительным и очень важным шагом вперёд в истории церкви в целом. Говоря о нём, а также об анабаптистском пацифизме и об идеях полного разделения церкви и государства, мы можем увидеть современное понимание этих вопросов. Можно отметить, что эти идеи используют многие деноминации современной Украины, в том числе и евангельские христиане баптисты и пятидесятники.

       Говоря о Мельхиоре Гофмане, следует подчеркнуть его евангельское понимание таинств. Но наряду с ними присутствовало и такое богословие, которое достойно порицания. На сцене XVI-го века опять появилась многовековая проблематическая дискуссия о человеческой природе Иисуса Христа. И анабаптисты выбрали здесь неверную точку зрения.

       Рассматривая все выше приведённые факты, нужно дать справедливую оценку всем тенденциям этого движения в комплексе, называя каждую из них «своим именем».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.