Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. История происхождения названия.



3. История происхождения названия.

Сам термин «анабаптизм» произошёл от греческого слова α ν α β α π τ ι ζ ο, которое несёт идею повторного крещения. Его использовали по отношению к тем, кто перекрещивался. Как правило, это были христиане, которые, считали, что их крещение в младенчестве является небиблейским и недействительным, и стремились правильно креститься – в соответствии со своими представлениями о библейском учении крещения. В целом, в современном понимании – это «общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена реформации от главных течений протестантизма и создавших добровольные религиозные общества на основе ревностного соблюдений новозаветных установлений. Этот термин употребляется так же и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в XVI-XVII веках со стороны католиков, лютеран и реформаторов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты. »[4]

4. Этапы исторического развития анабаптистского движения.

Развитие анабаптистского движения можно только условно разделить на три этапа, так как между ними нет чётких временных границ, потому что они продолжали своё существование параллельно друг с другом, но имели существенное различие в учении на каждом из них и постепенно сменяли друг друга почти до полного уничтожения.  

A. Первые анабаптисты

« Многие историки несознательно, а другие вполне осознанно путают анабаптистов – хилиастов с библейскими анабаптистами. И те, и другие настаивали на необходимости водного крещения в сознательном возрасте, но почти во всех практических вопросах они чуть ли не диаметрально отличались друг от друга». [5]

Понятие «анабаптисты» ввёл Ульрих Цвингли, когда Конрад Гребель начал выражать своё несогласие в связи с его непоследовательностью в учении и нежеланию следовать до конца по намеченному курсу. Именно Конрада Гребеля можно считать основоположником анабаптистского движения. Он пришёл в отчаянье от умеренных реформ, проводимых его лидером, руководителем Швейцарской реформации. Желая порвать с государством, он стал критиком реформаторского движения, к которому сам прежде принадлежал. Его последователи создавшие с ним новое общество стали называть себя «братьями». Первыми перекрещенцами стали Конрад Гребель и Георг Блаурок, которые крестили друг друга в фонтане на площади в Цюрихе.

На первых порах Цвингли пытался дискуссировать с анабаптистами, но его усилие привели совершенно к противоположным целям. И тогда это движение столкнулось с сопротивлением и протестантов, и католиков, и государства. Одни считали их взгляды подрывающими основы христианства, а другие видели в них угрозу для своего государства, из-за учения о полной независимости от государства и их пацифистических взглядов.

Всё это выглядело крайне опасным на этот момент, и они стали объектом очень жестоких гонений, попавши между тремя огнями. Каждое государство имело свой курс в расправах над ними. Они попадали под юрисдикцию как гражданского, так и церковного суда. К ним применяли смертную казнь в различных видах: их сжигали на кострах, отрубали головы и с садистским юмором топили в воде для «ещё одного повторного крещения».  «Мученическую смерть приняли многие, возможно даже, что погибло больше людей, чем за несколько столетия гонений до эпохи Константина». [6]

B. Революционные анабаптисты

«Многие первые лидеры были учёными и почти все пацифистами. Но вскоре это первое поколение погибло в гонениях. В результате движение становилось всё более радикальным, превращалось в выразителя народного гнева, ранее выливавшегося в крестьянские восстания. Изначальный пацифизм был предан забвению, и его место заняли надежды на насильственную революцию», [7] что не было характерно для начала этого движения и для раннего анабаптизма. Новые лидеры анабаптизма сумели «соединить некоторые его основные положения с надеждами крестьян на социальную справедливость». [8] И именно к этому ответвлению анабаптистов в истории церкви навсегда прикрепили название анабаптистов – хилиастов.

Фанатизм и неверное понимание христианских доктрин стали в этот момент угрожать всему движению в целом из-за действий Шторха, Мюнцера и Гофмана. Для получения окончательной победы христиан и Царства Божьего начали появляться призывы к применению оружия. Эти идеи легко подхватили простые крестьяне и прочие бедные люди, которые давно жили идеями справедливости и равенства. «Кроме этого для осуществления этой программы Мюнцер в 1524 году организовал более 30-ти тайных обществ в различных немецких городах и в некоторых швейцарских общинах. Эти сообщества поддерживали его учение и готовились к военным действиям во время восстания». [9]

Среди возглавляющих эти действия можно также назвать такие известные фамилии как Гофман, Матис и Иоанн Лейденский. Само восстание, после некоторых малозначительных замешательств, началось в Мюльхаузене, городе силой захваченным анабаптистами, где Мюльцер призывал людей взяться за оружие, подобно ветхозаветным святым, и с помощью Божьей уничтожить угнетение. Началась продолжительная осада города, организованная изгнанными католическими епископами.  За время осады восставшие успели оставить о себе ещё некоторые негативные свидетельства. В городе разносились слухи о различных видениях, откровениях и пророчествах, о которых заявляли вдохновители этого восстания, и которые носили совершенно антибиблейский смысл. В это же время Иоанн Лейденский объявил свободное многожёнство, опираясь яко бы на авторитет Священно Писания, указывая на жизнь патриархов, что естественно является ересью.

Но через небольшой промежуток времени, благодаря предательству жителей города, это восстание было подавлено, а «царя Нового Иерусалима» взяли в плен. Его вместе с двумя ближайшими помощниками провезли по всей округе, а после жестоко пытали и казнили.

«Движение Мюнцера-Шторха естественно завершилось Мюнстерским королевством» 1535 года, а не евангельским движением, которое, зародившись в Цюрихе, стремительно распространилось по Европе и которое как до начала Крестьянской войны, так и после неё осуждало кровожадные высказывания Мюнцера». [10]

C. Поздние анабаптисты

Взятие города ознаменовало падение революционного анабаптизма. Новые лидеры, возглавившие движение объясняли эту ситуация с помощью взглядов ранних анабаптистов. Вновь стали популярными идеи о пацифизме, возродилось прежнее важное значение Нагорной проповеди, на первом плане опять появились идеи любви и полного доверия Богу.

Наиболее известным из руководителей этого периода был Менно Симонс, бывший католический священник, обращённый к Богу и принявший идеи анабаптизма. Но, несмотря на это, его не следует называть основателем этого вероисповедания, потому что после своего открытого отказа от католицизма он только лишь принял предложение делегации «тихих антипедобаптистов» возглавить уже основанное движение.  Именно он и начал активную политику пацифизма и категорически выступал против всякого противления злу в любых проявлениях.

Во время его руководства его последователи стремились поменять своё название. Сделать это они хотели не из-за того, что отказались от идеи перекрещивания, но из-за дурной славы, которая ещё много лет сопровождала их после Мюнстерских беспорядков. И в процессе исторического развития они стали называться «менонитами» - по имени своего руководителя.

«Со временем образовались три отчётливых направления анабаптизма, которые принципиально отличались друг от друга в вопросах дисциплины: ватерландцы(придерживающиеся смягчённой позиции); фризийцы (умеренные, но несколько более строгие); флемийцы (чрезвычайно строгие). Разногласия по второстепенным вопросам привели их к дальнейшему разделению». [11]

На протяжении всего XVI-го века преследования анабаптистов со стороны государства активно продолжались. Но в этом случае это происходило из-за недопонимания государственных властей их обновлённого (или возможно возобновлённого) учения, а так же по старой «привычке», после того, что сделали их неуравновешенные предшественники. Несмотря на это исторические факты говорят, что численность анабаптистов постоянно стремительно возрастала. И чем сильнее становились гонения, тем активнее росли их церкви. Из-за такого отношения, сложившегося к ним на родине, многие анабаптисты вынуждены были эмигрировать и, попытавшись обосноваться в нескольких странах, окончательно решились остаться в Южной Америке. Там они проживают и до сегодняшнего дня.

К учению поздних анабаптистов относится пацифизм со всеми его проявлениями, такими как запрет присягать кому-либо, служить в армии и занимать любые государственные посты требующие присяги. Они верили в крещение взрослых, истинно обращённых людей, и протестовали против детского крещения.  Верили, что сам обряд крещения и причащения не даёт верующему никакой благодати, а являются только внешними показателями настоящего внутреннего общения верующего с Богом. С большим желанием подражать примеру Иисуса Христа все последователи Менно Симонса омывали друг другу ноги. Сам руководитель был очень строг в вопросах дисциплины. «Брак разрешался только между членами братства; в случае повторный брак разрешался лишь в том случае, если один из супругов повторно вступил в брак или стал вести безнравственный образ жизни; долги выплачивались строго вовремя; проповедовать разрешалось тем, кто был избран церковью и посвящён на это дело старейшинами». [12] Среди своих доктрин они были согласны с взглядами Гофман и вместе с ним отрицали истинную человеческую природу Иисуса Христа. В учении о грехе и благодати Менно Симонс занял экстремистскую позицию относительно оценки свободной воли каждого человека. Из-за этих пониманий его учение часто ставилось под сомнение.

Благодаря успешной смене названия, осуждения многожёнства, отрицания идей борьбы, простоты жизни, благочестия, стойкости и своей известности через социальную работу современные меннониты пользуются глубоким уважением в обществе. К XX-му веку они остались основной ветвью старого анабаптистского движения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.