Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ключевое слово



«Круглый стол» — механизм многосторонних консультаций широкого круга раз-нородных политических сил в интересах нахождения решения, необходимого для вывода соответствущей страны из общенационального кризиса.

В советско-польских отношениях начался новый этап. Стремясь предупредить отчуждение, весной 1990 г. Москва официально признала ответственность сталинского руководства за расстрел пленных польских офицеров в Катыни в 1940 г. и передало польским представителям часть документов, относящиеся к событиям тех лет.

В Венгрии в 1988 г. Я. Кадар ушел с поста генерального секретаря ЦК ВСРП, сохранив пост председателя партии. В политбюро по его настоянию были введены сторонники рыночных реформ, и в феврале 1989 г. в Венгрии была разрешена многопартийность. Начались трех-сторонние переговоры между ВСРП, оппозиционными партиями и об-щественными организациями о переходе Венгрии к парламентской де-мократии. В стране был учрежден пост президента.

В октябре правящая ВСРП разделилась на Венгерскую социалисти-ческую партию, в которую вошла большая часть членов прежней ВСРП,

и Коммунистическую партию Венгрии. 18 октября 1989 г. парламент Вен-грии принял около 100 поправок к конституции страны, которые изме-нили политическую систему. Окончательное оформление плюралисти-ческой системы произошло после выборов в Государственное собрание весной 1990 г., на которых ВСП получила только 11% голосов, а боль-шинство мест завоевал Венгерский демократический форум. Его лидер Йожеф Анталл возглавил новое правительство Венгрии.

В остальных странах-союзниках СССР перемены проходили с большей или меньшей долей участия массовых движений. В Болгарии 10 ноября 1989 г. был вынужден уйти с должности генерального секре-таря ЦК БКП Тодор Живков. В декабре 1989 г. была создана оппозици-онная организация «Союз демократических сил», по требованию кото-рой болгарское правительство пошло на созыв «национального кругло-го стола». Переговоры в его рамках шли трудно, но в марте 1990 г. было достигнуто соглашение о провозглашении равноправия форм собствен-ности, введении принципов разделения властей и многопартийности. Первое некоммунистическое правительство страны было сформирова-но в октябре 1991 г. Болгарская компартия, переименовавшая себя в апреле 1990 г. в социалистическую, оставалась влиятельной силой, опе-режая СДС по числу голосов, завоеванных на парламентских выборах.

С открытия в мае 1989 г. австро-венгерской границы, через которую из ГДР бежало около полумиллиона граждан, в Восточной Германии началась полумирная антикоммунистическая революция. В разных го-родах проходили антиправительственные выступления и столкновения с полицией.

В ноябре 1989 г. генеральным секретарем ЦК СЕПГ был избран Гре-гор Гйзи. Под его руководством СЕПГ стала называться Партией де-мократического социализма и заявила о готовности отказаться от руко-водящей роли в восточногерманском обществе. В начале ноября 1989 г. в стране было сформировано коалиционное правительство во главе с Хансом Модровым, имевшим репутацию реформатора. 9 ноября 1989 г. была открыта граница ГДР с ФРГ. В тот же день была разрушена «бер-линская стена». На повестку дня было поставлено объединение двух германских государств.

Реформистское брожение в Чехословакии началось в 1987 г. в связи с приездом в Прагу М. С. Горбачева. В декабре 1987 г. Густав Гусак усту-пил пост генерального секретаря ЦК КПЧ Милошу Якешу сохранив за собой пост президента ЧССР. В ноябре 1989 г. в Праге начались студен-ческие протесты. Возникли оппозиционные организации — «Граждан-ский форум» в Чехии и «Общественность против насилия» в Словакии. М. Якеш подал в отставку. Под давлением оппозиции компартия согла-силась исключить из конституции страны упоминания о руководящей роли КПЧ. 10 декабря Г. Гусак ушел с поста президента ЧССР. В Че-

хословакии бьшо создано коалиционное правительство во главе с Ма-рианом Чалфой. В нем ключевые посты заняли бывшие диссиденты. Самый известный из них, драматург Вацлав Гавел, был избран прези-дентом страны 29 декабря 1989 г., а реабилитированный новыми влас-тями бывший руководитель компартии времен «пражской весны» Алек-сандр Дубчек стал председателем Федерального собрания. На состояв-шихся в 1990 г. парламентских и местных выборах компартия потерпела поражение, а в июле 1991 г. из страны были выведены советские войска. Трансформация политического режима в Чехословакии прошла настоль-ко мирно и безболезненно, что в истории события 1988—1989 гг. полу-чили название «бархатной революции».

В отличие от нее переворот в Румынии был кровавым. Первые круп-ные беспорядки в стране были отмечены в 1987 г. среди венгерского на-селения в Брашове (Трансильвания). Вслед за тем они повторились в Ти-мишоаре (Восточный Банат) в декабре 1989 г. В этих демонстрациях уча-ствовали как венгры, так и румыны. В ходе подавления демонстраций были убиты сотни людей. Кровопролитие повторилось несколько дней спустя в Бухаресте, когда демонстранты выступили непосредственно против правления Н. Чаушеску. Расправы осуществляла румынская по-лиция безопасности «Секуритате».

22-27 декабря 1989 г. события в Румынии достигли апогея. На сто-рону восставших встала армия. Н. Чаушеску и его жена Елена Чаушеску скрылись из столицы и попытались бежать из страны, но бьши схваче-ны и расстреляны. Fix обвинили в геноциде, коррупции и разрушении экономики.

В стране был сформирован Фронт национального спасения во гла-ве с Ионом Ялиеску, одним из деятелей компартии, оппозиционным Н. Чаушеску. Некоммунистическая оппозиция не согласилась признать правительство ФНС. В январе 1990 г. она возобновила кампанию про-тестов. Однако на президентских выборах в мае 1990 г. И. Илиеску по-лучил 85% голосов и был избран президентом Румынии. На парламент-ских выборах, проведенных вскоре после того, победу одержал ФНС.

3. Принципиальная договоренность об объединении Германии была достигнута между СССР и США во время встречи М. С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте в декабре 1989 г.. когда стало ясно, что в ГДР к власти пришли сторонники демократизации и реформирования стра-ны по западному образцу. Нужно было договориться об условиях объе-динения. Во-первых, следовало определить формулу переговоров. Име-лось два ее варианта — «два плюс четыре» или «четыре плюс два». При первом основными участниками выработки соглашения становились два германских государства, к которым на каком-то этапе должны были присоединиться великие державы — участницы антигитлеровской коа-

иции времен Второй мировой войны. При втором — условия объеди-нения должно было вырабатываться только четырьмя странами бывшей антигитлеровской коалиции, а двум германским государствам был бы предложен для присоединения к нему уже подготовленный документ.

Во-вторых, нужно было прояснить вопрос о границах единой Гер-мании. В этом вопросе не было оснований ждать осложнений, так как оба германских государства давно подтвердили признание границ по Одеру и Нейсе. Требовалось лишь найти форму, в которой это призна-ние было бы зафиксировано Германией объединившейся.

В-третьих, было необходимо договориться о статусе будущей еди-ной Германии — станет ли она нейтральным государством, как долгое время настаивал Советский Союз, или сохранит право входить в воен-но-политические союзы.

Вопрос объединения тревожил западноевропейские государства. Наибольшие сомнения испытывала Франция. Париж опасался, что с возникновением единого немецкого государства соотношение сил в тандеме Франция—ФРГ изменится в пользу последней. Кроме того, было не ясно, как отнесется будущая единая Германия к предложенно-му Францией плану углубления валютно-финансового союза западно-европейских стран и введению в перспективе единой европейской ва-люты.

В апреле 1990 г. на сессии Европейского совета в Дублине было до-стигнуто соглашение о едином подходе стран Европейского сообщества к вопросу объединения Германии. Стараясь развеять сомнения партне-ров, ФРГ на этом заседании согласилась ускорить работы по созданию валютного союза западноевропейских государств. ФРГ также присое-динилась к Шенгенским соглашениям. В ответ Франция, Британия, Италия и другие страны ЕС высказались в поддержку объединения Гер-мании.

Этот процесс пошел по формуле «два плюс четыре». Инициатива в нем принадлежала ФРГ. В ноябре 1989 г. канцлер Г. Коль огласил про-грамму поэтапного объединения Германии из 10-ти пунктов. Главным среди них было безоговорочное признание будущей единой Германией существующих европейских границ. Для согласования своего плана с СССР западногерманское руководство вело переговоры с советскими представителями на протяжении первой половины 1990 г. К маю 1990 г. ФРГ добилась от Советского Союза не только понимания в вопросе о политико-правовых механизмах объединения с ГДР, но и согласия на участие объединенной Германии в НАТО.

Понимая, что объединение Германии, помимо Франции и СССР, может беспокоить Польшу, правительство Г. Коля провело переговоры с польским руководством. Германская сторона заявила об отсутствии у нее территориальных претензий к кому бы то ни было. По настоянию

Г. Коля в марте 1990 г. бундестаг ФРГ принял специальную резолюцию о нерушимости послевоенных границ Германии с Польшей.

Успех в урегулировании внешних аспектов германского вопроса позволил Г. Колю начать реализацию его плана. В феврале 1990 г. было объявлено о создании между ГДР и ФРГ валютного союза, основой ко-торого должна была стать западногерманская марка. Союз был выгоден населению Восточной Германии, которое получало возможность по льготному курсу обменять «слабую» восточногерманскую валюту на «сильную» марку ФРГ. Симпатии немцев на востоке страны были на стороне Г. Коля.

В марте 1990 г. в ГДР состоялись первые в ее истории выборы на основе подлинно многопартийной системы. Победил блок некоммуни-стических партий «Альянс за Германию», выступавший за объединение страны на основе западногерманской конституции — фактически за присоединение ГДР к ФРГ.

В мае 1990 г. правительство ГДР во главе с Лотаром де Мезьером заключило с ФРГ договор о валютном, экономическом и социальном союзе, который делал обе страны единым целым во всем, за исключе-нием сферы международных отношений и обороны.

• 21 июня 1990 г. между ГДР и ФРГ был заключен Государственный договор об объединении Германии, который, однако, мог вступить в силу только после урегулирования внешних аспектов германской проблемы. 22 августа 1990 г. Народная палата ГДР приняла решение о присоедине-нии к ФРГ с 3 октября 1990 г.

С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне, Берлине и Париже состоялось три тура многосторонних переговоров по Германии в соответствии с формулой «два плюс четыре». Внешние аспекты объединения Герма-нии были урегулированы 12 сентября 1990 г. подписанием в Москве Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Он был подписан министрами иностранных дел двух германских госу-дарств, СССР, США, Великобритании и Франции в присутствии пре-зидента СССР М. С. Горбачева. В международно-правовом отношении он представлял собой окончательное разрешение германской пробле-мы. Статус Германии как суверенного государства восстанавливался, а права бывших оккупирующих держа в в отношении обеих частей Герма-нии прекращались. Объединение Германии состоялось 3 октября 1990 г. Территория бывшей ГДР превратилась в пять новых земель ФРГ. Ана-логичным образом были объединены две части Берлина.

Советские войска могли оставаться на территории бывшей ГДР до конца 1995 г. (в 1994 г. они были выведены досрочно). Германия приняла на себя обязательства по финансированию содержания выводимых со-ветских войск и обустройства их в новых местах дислокации. Кроме того, германская сторона после вывода советских войск была обязана воздер-

живаться от размещения на территории восточных земель Германии ино-странных вооруженных сил, ядерного оружия или его носителей.

В ознаменование заслуг в деле укрепления мира М. С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

 

 

Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии и гражданская война в Афганистане

 

Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с ост-рейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И. Б. Тито не избавил эту стра-ну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму».

 

Система управления страной постепенно вела к экономической и поли-тической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И. Б. Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

Но к началу 1970-х годов в республиках и краях сформировалось но-вое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-ин-тернационалистских взглядов И. Б. Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к ру-ководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой. Очагом этнической напря-женности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. — Косо-во) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство на-селения которого после окончания Второй мировой войны стати состав-лять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским атбанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергалось негласной дискриминации со сто-роны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демо-графические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

После смерги И. Б. Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства — федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников.

Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правитель-ство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему удалось сбить ин-фляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как толь-ко реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкну-лось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего, реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рента-бельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федератьных, на чем и сосредо-точились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А. Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.

Она усугублялась религиозными и историческими факторами — большинство населения Словении и Хорватии составляли католики;

 

сербы, черногорцы H македонцы были православными; в Боснии и Гер-цеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые счи-тались отдельной этнической группой по признаку религиозной при-надлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право респуб-лики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению еди-ной Югославии.

В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требо-ваниями повысить статус края, объявив его республикой. Сербское на-селение края было напугано. По всей Сербии стали разрастаться анти-албанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых много-партийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич — руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразо-вали свою партию в социалистическую. С. Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необ-ходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский рес-публиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Слове-нии. 23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приня-ла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались администра-тивные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И. Б. Тито (который по националь-ности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики — что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, серб-ское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание своего государственного образования — Респуб-лики Сербская Крайна (РСК). Республика Сербская Крайна стала до-биваться объединения с Сербией. Помощь РСК стали оказывать имев-шиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

 

В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С. Милошевич, конечно, сочув-ствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

Благодаря этой осмотрительной позиции С. Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношения с США и другими западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе — албанско-му населению Косово.

В Югославии развивался политический кризис. Деятельность инсти-тута коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с це-лью определить будущий путь развития федерации. Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месича, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верхов-ной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Феде-ральный президиум фактически перестал функционировать.

В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной ар-мии для проведения операций в Хорватии — формально для того, что-бы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СФРЮ.

Власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отря-дов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

Она мало затронула Словению, относительно однородную в этни-ческом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правитель-ством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Евро-пейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорва-тию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Ма-кедония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

 

Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких фор-мах — прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддерж-ке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорва-тии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населен-ных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением меж-дународного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провоз-гласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти поста-новили провести в марте 1992 г. референдум, который должен был оп-ределить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом дек-ларация о независимости.

2. Ввиду фактического распада СФРЮ Сербия и Черногория 12 фев-раля 1992 г. тоже приняли решение о создании собственного двуедино-го государства — Союзной Республики Югославии (СРЮ). Новое госу-дарство провозгласило себя преемником бывшей СФРЮ и в апреле 1992 г. выразило готовность признать независимость других ставших не-зависимыми бывших республик Югославии. Международное сообще-ство не признало СРЮ правопреемницей СФРЮ и отказалось передать ей место СФРЮ в ООН.

В Хорватии против сепаратизма с оружием в руках стали выступать компактно проживавшие в отдельных ее районах этнические сербы. Руководство Сербии, представлявшее и федеральное правительство Югославии, и собственно сербские интересы, пыталось противостоять сепаратизму Хорватии и Словении политическим путем, оказывая по-мощь хорватским сербам. В Белграде надеялись заручиться поддерж-кой России и США и с их помощью заставить Хорватию и Словению пойти на соглашение, которое позволило бы замедлить разрушение федерации, перевести его в мирное русло и защитить интересы сербов на хорватской территории.

Среди стран Западной Европы единства мнений по югославскому вопросу не было. Германия признала Словению и Хорватию в декабре 1991 г. и требовала того же от других стран ЕС. Германские корпорации полагали, что им принесет выгоды экономическое освоение простран-ства новых государств. Франция отнеслась к сепаратистским тенден-циям в Югославии настороженно, опасаясь, что победа сепаратистов на Балканах может повлечь оживление центробежных тенденций в са-мой Франции — на Корсике. Страхи Франции находили понимание

в Великобритании, Бельгии и некоторых других странах Западной Ев-ропы, сталкивавшихся с сепаратизмом на своей территории. Админис-трация США занимала в югославском вопросе выжидательную пози-цию, опасаясь, что признание независимости Хорватии и Словении спровоцирует войну и обострит отношения между Западом и Россией.

В начале 1992 г. руководство Российской Федерации в лице мини-стра иностранных дел А. В. Козырева (вопреки ожиданиям западных политиков) выступило за признание независимости Хорватии и Слове-нии, поддержав Германию. 15 января 1992 г. страны Европейского со-общества признали хорватское и словенское правительства. То же са-мое сделала Россия. Последними Хорватию и Словению признали Со-единенные Штаты. «В ответ» хорватские сербы стали вооруженным путем добиваться отделения сербских исторических областей от Хорва-тии и их присоединения к Сербии. Правительство Сербии официально оставалось вне конфликта.

Распад Югославии продолжался. В апреле 1992 г. страны Европей-ского Союза признали независимость Боснии и Герцеговины. Ее прези-дентом стал лидер мусульманской общины Атия Изетбегович. Населе-ние этой республики состояло из сербов, хорватов и мусульман. Мусуль-мане составляли меньшинство, и мусульманская община находилась з неприязненных отношениях как с сербской, так и с хорватской община-ми. Вскоре после провозглашения независимости Боснии и Герцегови-ны боснийские сербы во главе с лидером их общины Радованом Карад-жичем в январе 1992 г. на территории сербских районов Боснии и Герце-говины провозгласили создание собственного образования — Республики Сербской. В июле 1992 г. их примеру последовали боснийские хорваты, которые тоже заявили о создании собственного «государства» — Герцег-Босна — на землях с преобладающим хорватским населением. Власть А. Изетбеговича сохранялась только в столице г. Сараево и некоторых дру-гих городах с преобладанием мусульманского населения.

Весной 1992 г. с конфликта между мусульманами и сербами в Сара-ево по всей стране начались столкновения между сербами, хорватами и мусульманами — «война всех против всех». Правительство Сербии ста-ло оказывать помощь боснийским сербам. Сербию и Черногорию об-винили во вмешательстве в дела Боснии и Герцеговины. 30 мая 1992 г. Совет безопасности ООН принял решение ввести против Сербии и Чер- ногории экономические санкции, которые, однако, соблюдались не всеми государствами. При этом, несмотря на введенное в 1991 г. эмбар-го ООН на поставки оружия воюющим сторонам, они имели возмож-ность получать вооружения.

Отношения между хорватами и сербами в Боснии и Герцеговине были хуже, чем между хорватами и мусульманами. Хотя Сербия и Хорва-тия были готовы разделить Боснию и Герцеговину между собой, бос-

 

нийские хорваты при поддержке правительства Хорватии были соглас-ны на союз с мусульманами, чтобы не допустить победы сербов. К со-юзу с хорватами мусульман подталкивали и западные страны.

Гражданская война в Боснии носила крайне ожесточенный харак-тер. Сербы, хорваты и мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания «враждебных» этнических групп, которые вы-ливались в массовые убийства мирного населения. Подобных преступ-лений Европа не видела со времен нацизма. Для расследований воен-ных преступлений на территории бывшей Югославии по решению Со-вета безопасности ООН 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ).

3= Последствия распада социалистического содружества и, особен-но, СССР ощущались и в другой части земного шара, в многострадаль-ном Афганистане. Вывод их него советских войск в 1989 г. не привел к стабилизации ситуации. Советско-российская помощь Афганистану прекратилась по дополнительной договоренности между США и Рос-сией с 1 января 1992 года. С этого момента кабульский режим стал раз-рушаться. Антиправительственные силы занимали одну провинцию за другой. 28 апреля 1992 г. войска Северного альянса по главе с генерала-ми Ахмад-Шахом Масудом (таджик) и Абдулом Рашидом Дустумом (узбек) вошли в Кабул. Правительство М. Наджиба пало, а сам он ук-рылся на территории миссии ООН в Кабуле. Страна была провозгла-шена Исламским Государством Афганистан.

Спустя несколько недель, 13 мая 1992 г., во время визита министра иностранных дел России А. В. Козырева в Кабул была подписана совет-ско-афганская декларация, в которой говорилось: «Российская Феде-рация приветствует мирную передачу власти в Афганистане исламско-му правительству». Этот шаг был обоснован в Москве необходимостью добиться от нового афганского руководства передачи России советских военнослужащих, находившихся в плену у моджахедов. Надежды на скорое решение вопроса о пленных не оправдались.

В Кабуле было сформировано правительство во главе с одним из лидеров моджахедов С. Моджаддиди. 28 июня 1992 г. в столице состоя-лось собрание руководителей отрядов моджахедов, на котором большин-ством голосов президентом был избран таджик Бурхануддин Раббани. Это был редкий случай, когда высший пост в стране занял представи-тель не доминирующей этнической группы. Но часть полевых коман-диров, не приславших своих делегатов на собрание, не признала закон-ность этого избрания. В частности, участвовать в выборах отказался один из видных деятелей моджахедов пуштун Гульбеддин Хекматиар. Пыта-ясь достичь примирения, в июле 1993 г. Б. Раббани назначил его главой правительства.

 

Компромисс был непрочным, и со второй половины 1993 г. Афгани-стан разделился на две зоны — северную, где положение контролировало правительство при поддержке таджикских и узбекских сил, и южную, в ко-торой власть удерживали пуштунские полевые командиры. В Афганис-тане возобновилась междоусобная война между группировками моджа-хедов. Позиции Б. Раббани слабели, Г Хекматиар его теснил.

С сентября 1995 г. заметную роль в антиправительственной оппози-ции стали играть вооруженные группы религиозного движения «Тали-бан», состоявшие из выпускников исламских школ, преимущественно пуштунов, воспитанных в духе фанатичной преданности догмам рели-гиозной нетерпимости. Задачей талибов было положить конец внутри-афганской распре при помощи силы. Их руководителем стал мулла Мохаммед Омар (пуштун). Талибы начали борьбу против всех: кабуль-ского правительства, таджикско-узбекского Северного альянса и пуш-тунских отрядов Г. Хекматиара. Помощь талибам оказывало правитель-ство Пакистана и ЦРУ США.

В августе 1992 г. в Кабуле начались вооруженные столкновения между группировками моджахедов, ввиду чего российское посольство было эвакуировано. Осталось лишь генеральное консульство РФ в г. Мазари-Шарифе на севере Афганистана, в районе с преимущественно таджик-ским населением. Российско-афганские отношения были заморожены.

Распад Советского Союза изменил ситуацию. В Центральной Азии образовались новые государства — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Сначала они инерционно ориентировались на Россию. Но их приоритеты начали меняться. Таджикистан сохранил ориентацию на Россию. Казахстан и Киргизия склонялись к сотрудни-честву с Россией и Китаем, Узбекистан — с Россией, Турцией и США, Туркмения — с Россией, Турцией и Ираном. Ситуация в регионе была осложнена гражданским конфликтом в Таджикистане, к которому ока-зались причастны Россия, Узбекистан, Афганистан и Иран. Границы государств СНГ не охранялись так тщательно, как прежде советские. Поэтому конфликт в Афганистане стал переливаться на сопредельную территорию Таджикистана. Таджики жили по обе стороны прежней со-ветско-афганской границы. В Таджикистане их бьшо 4 млн, на афган-ской территории — от 3 до 8 млн человек.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.