Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12. Мачты являются одним из боевых факторов, и на них должны быть специально оборудованные и защищенные посты наблюдения.



 

 

    Опыт русско-японской войны изучали во всем мире. Морские державы срочно вносили коррективы в проекты строящихся кораблей, пытаясь устранить недостатки выявленные в ходе войны.

В области корабельных механизмов произошел существенный переворот. Поршневые машины достигли значительного усовершенствования в смысле конструкции, уравновешенности и уменьшения веса. Однако требование увеличения их мощности для достижения больших скоростей хода столкнулось с невозможностью помещения их под броневой палубой и сокращения длины машинных отделений в целях обеспечения непотопляемости корабля. Механизмы были высоки и длинны. Были сделаны попытки распределения мощности механизмов на три гребных винта, но это принципиально не разрешало задачи. Поэтому произошел решительный переход к паровым турбинным механизмам, предложенным в 1892 г. англичанином Парсонсом, но до тех пор применявшимся только в береговых установках. Ряд усовершенствований (в том числе и необходимая для морских механизмов реверсивность действия), предложенных Парсонсом и другими изобретателями, позволили применить турбинные механизмы к боевым кораблям.

 

 Первое опытное турбинное судно Turbinia было построено в 1894 г.; при водоизмещении 44 т и мощности паровых турбин 2400 лс оно развило скорость хода 34, 5 узла.

 

В1905 году в Портсмуте был заложен линейный корабль Dreadnought Дредноут. Небывалые сроки строительства поразили весь мир. Через четыре месяца после закладки, корабль был спущен на воду.

Водоизмещение корабля 18120 т, скорость хода 22. 4 узла. Это был первый турбинный четырехвинтовой линейный корабль с котлами угольного и частью смешанного угле-нефтяного отопления. Главная артиллерия его (рис. 118) состояла из 10—305 мм орудий в двухорудийных башнях, из которых три были расположены в диаметральной плоскости и две по бортам. Для отражения атак миноносцев имелось 28—76-мм пушек, поставленных незащищенно на надстройке и на крышах башен. Поясная броня 275-мм по середине и 100-. мм в оконечностях покрывала ватерлинию по всей длине; каземата не было. Броня башен и боевой рубки была такой же толщины, как и поясная; палубная броня толщиною от 44 до 69 мм. Главные переборки были осуществлены полностью водонепроницаемыми до средней палубы, без дверей в них до этой палубы. Сообщение с нижними помещениями производилось через шахты. В корме помещалось два параллельных друг другу бортовых руля.

 

 

Рис. 118. Английский линейный корабль Dreadnought.

 

Линкор «Дредноут»

HMS Dreadnought (Корабль Его Величества «Дредноут», от англ. dreadnought — «неустрашимый») — британский линкор, шестой корабль, носивший это имя, родоначальник нового класса этих кораблей, названных в его честь и свершивший революцию в военно-морском деле. «Дредноут» стал первым кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» («только большие пушки»).

Водоизмещение нормальное 18 120 т, полное 21 845 т, длина наибольшая 160, 7 м, ширина 25 м, осадка 9, 4 м. Мощность четырёх паровых турбин 24 700 л. с., скорость 22, 4 уз. Броня (крупповская): пояс 280—179 мм, верхний пояс 203—102 мм, барбеты 280—102 мм, башни 305—76 мм, рубка 280 мм, палубы 78 мм (мидель). Вооружение: десять 305-мм орудий Mark X, двадцать восемь 76-мм пушек, 5 торпедных аппаратов. Верфь  Portsmouth Dockyard, Портсмут, Англия

Заказан к постройке   22 февраля 1905

Строительство начато 2 октября 1905

Спущен на воду 10 февраля 1906

Введён в эксплуатацию 3 октября 1906

Выведен из состава флота      август 1918 - выведен в резерв

Современный статус снят с вооружения, утилизирован


Параметры

Водоизмещение 18 120 т нормальное

 20 730 т полное

Длина 160, 74 м наибольшая длина

Ширина          25, 01 м по миделю

Осадка 9, 03 м нормальная 9, 50 м предельная

Бронирование главный пояс: 179—279 мм

 рубка: 279 мм

 палуба: 18—76 мм

 башни: 305—279—76 мм

 барбеты башен: 279—203—102 мм

Технические данныеСиловая установка 18 паровых котлов «Бабкок и Уилкокс»

 4 турбины системы Парсонса

Мощность      23 000 л. с. расчётная на валах

 26 350 л. с. испытания на полном ходу

Винты 4

Скорость       21, 6 узла максимальная

Дальность плавания   6 620 миль на 10 узлах

Экипаж          685—692 человека (1905)

 732 человека (1909) 810 человек (1916)

Вооружение

Артиллерийское вооружение  5× 2 305-мм/45 Mark X

 28× 76-мм противоминных на лафете

 1× 76-мм десантная

 5 пулемётов

Торпедно-минное вооружение 5 456-мм ТА

 23 торпеды


В октябре 1906 года он блестяще закончил ходовые испытания. Название английского линкора стало нарицательным. С этого момента линейный флот всех морских держав стал делиться на два подкласса кораблей - дредноуты и додредноуты. При этом боевая мощь флотов характеризовалась количеством дредноутов. Благодаря своей защите, силе артиллерийского огня, превосходству в скорости дредноуты приобрели преимущества в боевой устойчивости и выборе позиции боя. Старые броненосцы оказались устаревшими и были бессильны в борьбе с ними. Появление этого корабля, положившего начало дредноутской эре постройки линейных кораблей, было тем же, что появление Warrior по отношению к деревянным кораблям.

 Однако факт постройки Дредноута имел и иное значение. Он поставил все страны в равные условия, так как ранее построенные линейные корабли потеряли свое значение. Теперь все морские державы могли одновременно стартовать в гонке морских вооружений. К тому времени достаточно четко определилась и разновидность класса линейных кораблей - линейные крейсера, пришедшие на смену броненосным крейсерам. Линейный крейсер окончательно оформился как быстроходный корабль с единым калибром главной артиллерии, повышенной скоростью и облегченным бронированием по сравнению с линкорами.

В Англии последовала постройка аналогичных линейных кораблей — три типа Bellerophon (18 600 т) и три типа Collingwood (19 250 т) с заменой 75-мм пушек 100-мм, учитывая усиление миноносцев. Затем в 1909—1910 гг. были построены три линейных корабля типа Neptune. с линейно-эшелонным расположением башен.

 

Линейно-эшелонное расположение башен на линейных кораблях типа Neptune.

 

 

Верфь Portsmouth Dockyard, Портсмут, Англия

Заказан к постройке   1908

Строительство начато 19 января 1909

Спущен на воду 30 сентября 1909

Введён в эксплуатацию 11 января 1911

Выведен из состава флота      сентябрь 1922 - продан для разделки на метал

Современный статус снят с вооружения


Параметры

Водоизмещение 19 900 т нормальное

 22 000 т полное

Длина 166, 4 м (546 фт. )

Ширина          25, 9 м (85 фт. )

Осадка 8, 23 м (27 фт. )

Бронирование главный пояс: 254 мм

 траверзы: 127—203 мм

 палуба: 32—76 мм

 башни ГК: —279 мм

 барбеты башен ГК: 127-254 мм

 боевая рубка: 203—279 мм

Технические данные

Силовая установка     18 паровых котлов типа «Ярроу»

 4 турбины системы Парсонса

Мощность      25 000 л. с.

Винты 4

Скорость       21 узла максимальная

Дальность плавания   6 330 миль на 10 узлах

Экипаж          756 человек

Вооружение

Артиллерийское вооружение  5× 2 305-мм/50 Mk. XI

 12× 1 102-мм/50 BL Mk. VII

Торпедно-минное вооружение 3 457-мм ТА


 

Такое расположение башен, обеспечивает сильный бортовой и продольный огонь. Оно заимствовано англичанами у американцев, впервые применивших его на линейных кораблях типа Michigan. Скорость хода у всех одинаковая (21 узел). Водоизмещение у первого типа 22 500 m, у второго — 25 000 т. Это увеличение произошло из-за утолщения брони в оконечностях (150 мм вместо 100 мм и постановки каземата для 100-мм орудий выше поясной 300 мм брони, которую немного не доводят до оконечностей из весовых соображений. Эти линейные корабли были снабжены подводными бортовыми и кормовым торпедными аппаратами, с повышением калибра торпеды до 533 мм вместо 450 мм.

 

Рис. 120. Линейное расположение башен на линейных кораблях типа Orion.

 

Тип «Орион» (англ. Orion) — серия британских линейных кораблей. Первые линкоры, относимые к сверхдредноутам, тип «Орион» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1909 года, когда в Адмиралтействе пришли к выводу о недостаточной мощности 305-мм орудий ранних дредноутов. Всего в рамках программы в 1910—1912 годах было построено четыре корабля этого типа. Все они активно применялись в годы Первой мировой войны, в том числе все четыре приняли участие в Ютландском сражении. В послевоенные годы их служба оказалась сравнительно недолгой, в соответствии с Вашингтонским морским договором 1922 года они были сняты с вооружения в 1922—1926 годах.

Современный статус сняты с вооружения


Параметры

Водоизмещение 22 200 т нормальное

25 870 т полное

Длина 177, 1 м

Ширина          27, 0 м

Осадка 7, 6 м

Бронирование главный пояс: 203—305 мм

траверзы: 76—254 мм

палуба: 25—102 мм

башни ГК: —279 мм

барбеты башен ГК: 76—254 мм

боевая рубка: —279 мм

Технические данные

Силовая установка     18 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс»

турбины системы Парсонса

Мощность      27 000 л. с.

Винты 4

Скорость       21 узла максимальная

Дальность плавания   4 200 миль на 10 узлах

Экипаж          752 человека

Вооружение Артиллерийское вооружение        5× 2 343-мм/45 Mk. V

 16× 1 102-мм/50 BL Mk. VII

 4× 1 47-мм

Торпедно-минное вооружение 3 подводных 533-мм ТА


С линейного корабля Орион (1910г) началась постройка четырех так называемых сверхдредноутов, т. е. кораблей с возможно крупным калибром главной артиллерии; 343-мм калибр был началом в повышении калибра артиллерии; техника и промышленность стали работать в этом направлении далее.

 

Следующие четыре линейных корабля 1912—1913 гг. типа Iron Dике водоизмещением около 26 ООО т подобны предыдущему типу, но вместо 16—100-мм пушек среднего калибра поставлено 12—150-мм в казематах у носовых (10 пушек) и у кормовых башен (2 пушки).

Затем в 1913—1914 гг. идут пять линейных кораблей типа Queen Elisabeth водоизмещением в 27 500 т, представляющие значительный шаг вперед в отношении усиления активных, защитных и ходовых элементов. Главная артиллерия состоит из 8—381 -мм орудий в четырех башнях, расположенных линейно. Выбор их был обусловлен не только мощностью подобного орудия (оно выбрасывает снаряд весом 870 кг с начальной скоростью около 760 м/сек), но и соревнованием, так как в некоторых государствах был выбран 356 - мм калибр. Средняя артиллерия состоит из 12—152-мм орудий и шести скорострельных (75-мм) пушек с большим углом возвышения — против самолетов. Расположение бронирования показано на рисунке. С каждого борта, в расстоянии 1, 8—2, 4 м от него, для противоторпедной защиты поставлена броневая 50-мм переборка на протяжении всей средней части корабля в пределах концевых башен. Скорость хода 25 узлов при исключительно нефтяном отоплении котлов и большой дальности плавания (полный запас топлива 3400 т). Этим означенные корабли приближаются к линейным крейсерам, осуществляя вместе с ними оперативную разведку и авангардные действия, что и было на них возложено в Ютландском бою.

 

 

 Английский линейный корабль Queen Elisabeth.

 

 

Дредноуты типа Queen Elizabeth - пять британских супердредноутов Royal Navy. Головное судно серии было названо в честь английской королевы Елизаветы I. Эта серия кораблей превосходила своих предшественников - дредноуты типа Iron Duke в Королевском ВМФ по огневой мощи, бронезащите и скорости. Немецкие дредноуты типа Kö nig также уступали этим кораблям, однако дредноуты типа Bayern были сравнимы по характеристикам, за исключением меньшей скорости.

Современный статус сняты с вооружения


Параметры

Водоизмещение 29 200 тонн (стандартное)

33 020 тонн (полное)

Длина 183, 41 м (между перпендикулярами)

197, 03 м (наибольшая)

Ширина          27, 6 м (наибольшая по ВЛ)

Осадка 9, 35 м (при стандартном водоизмещении)

10, 35 м (при полном водоизмещении)

Бронирование Главный пояс: 330-203 мм, в оконечностях: 152 мм (нос), 102 мм (корма)

Верхний пояс: 152 мм

Траверзы: цитадели:

152 мм (нос), 102 мм (корма)

Противоторпедная переборка: 50, 8 мм (25, 4+25, 4)

Башни: 330 мм (лоб), 280 мм (бока), 108 мм (крыша)

Барбеты: 254-178 мм (выше верхней палубы),

102-152 мм (ниже верхней палубы)

Казематы: 152 мм

Боевая рубка: 280 мм (стены), 76, 2 мм (крыша), 102 мм (дальномерный пост), 152 мм (шахта), 102 мм (ниже верхней палубы)

Пост управления торпедной стрельбой: 152 мм, 102 мм (выше верхней палубы)

Кожухи дымовых труб: 38 мм

Палубы: Палуба бака над казематами: 25, 4 мм

Верхняя палуба: 50, 8-31, 8 мм

Главная (средняя) палуба над погребами: 31, 8 мм

Нижняя палуба: 25, 4 мм

Платформа (промежуточная палуба): в носу-25, 4 мм, на концах 76, 2 мм, над рулевым устройством: 76, 2 мм

Технические данные

Силовая установка     24 котла Бэбкок и Вилкокс (Куин Элизабет, Вэлиант, Малайя),

Yarrow (Бэрхем, Уорспайт)

4 паровые турбины Парсонса прямого привода (Браун-Кёртис на Бархэме)

Мощность      75 000 л. с.

Винты 4 фиксированного шага

Скорость       25 узлов максимальная

Дальность плавания   5 000 миль на 12 узлах

Экипаж          960-1250 человек

Вооружение

Артиллерийское вооружение  8 (4× 2) 381-мм/42 орудий Mk I

16 (16× 1) 152-мм/50 Mk XII

Зенитная артиллерия 2 (2× 1) 76, 2-мм зенитные пушки

Торпедно-минное вооружение 4 (4х1) подводных 533-мм ТА

 


 

За этими кораблями последовали пять линейных кораблей типа Royal Sovereign (1915 г. ) водоизмещением 29350 m и скоростью хода 23 узла, в остальном элементы те же, но средняя артиллерия увеличена на два орудия. Котлы чисто нефтяного отопления, хотя предполагалось сначала смешанное отопление из-за опасения перебоев в снабжении кораблей нефтью.

HMS Royal Sovereign

Тип линейный корабль

Государство флага Великобритания

Строительство начато    15 января 1914

Спущен на воду  29 мая 1915

Выведен из состава флота 1949

Современный статус      снят с вооружения


Параметры

Водоизмещение   28 000 т нормальное

 31 000 т полное

Длина 189 м

 176, 9м по КВЛ

Ширина    27, 0 м

Осадка      8, 7 м

Бронирование      главный пояс: 102-330 мм

 траверзы: 102-152 мм

 палуба: 127 мм

 башни ГК: лоб—330 мм

 барбеты башен ГК: 102-254 мм

 боевая рубка: —279 мм

Технические данные

Силовая установка 24 водотрубных котлов на нефти

турбины системы Парсонса

Мощность 26 500 л. с.

Винты       4

Скорость   21 узла максимальная

Дальность плавания 5 000 миль на 12 узлах

Экипаж     997 человек

Вооружение

Артиллерийское вооружение   4× 2 381-мм/42 Mk I

 14× 1 152-мм/50 BL Mk XII

 2× 1 76-мм

 4× 1 47-мм

Торпедно-минное вооружение 4 подводных 533-мм ТА


Вслед за Англией и другие государства, учитывая напряженное политическое положение Европы и все возрастающие темпы вооружений, особенно в Германии и Англии, готовившихся к борьбе за господство на море, переходят к постройке дредноутов.

Во Франции, после промежуточных линейных кораблей типа Danton (1910 г. ), первыми кораблями типа дредноут периода 1911— 1912 гг. являются четыре: Jean Bart, Courbet, Paris и France.

 

Рис. 122. Расположение артиллерии на линейном корабле Jean Bart.

Линейные корабли типа «Курбэ» (фр. Classe Courbet) — серия французских линейных кораблей 1910-х годов. Были заложены в рамках кораблестроительной программы 1910 года и стали первыми французскими линейными кораблями дредноутного типа. Вследствие ограничений на размеры кораблей, наложенных возможностями имевшихся на французских военно-морских базах доков, линкоры типа «Курбэ» отличались сравнительно невысокой мореходностью. Затянувшееся строительство кораблей также привело к тому, что ко времени своего вступления в строй линкоры типа «Курбэ», в целом схожие с другими дредноутами первого поколения, уже существенно уступали начавшим к тому времени приниматься на вооружение сверхдредноутам других стран.

Всего в 1910—1914 годах было построено четыре линкора типа «Курбэ», последние из которых вступили в строй уже после начала Первой мировой войны. Первоначально корабли серии входили в состав 1-го дивизиона 1-й эскадры флота, но перед началом войны были сведены в отдельный отряд командующего флотом. В ходе войны все линкоры типа «Курбэ» действовали на Средиземном море, но их участие в боевых действиях ограничивалось в основном обстрелами побережья Австро-Венгрии. Также в 1919 году два из кораблей этого типа использовались в ходе интервенции в России.

Хотя уже к концу Первой мировой войны линейные корабли типа «Курбэ» считались устаревшими, в частности из-за низкого модернизационного потенциала, не позволявшего существенно улучшить их характеристики, Франция, сумевшая после них достроить лишь одну серию более совершенных линкоров, сохранила тип «Курбэ» на вооружении. За исключением «Франс», затонувшего в 1922 году в результате попадания на скалу во время шторма, и «Жан Бара», в 1937 году разоружённого и превращённого в стационарное учебное судно, остальные два корабля серии оставались на вооружении и к началу Второй мировой войны. До капитуляции Франции линкоры использовались в основном для обстрела береговых позиций, а после капитуляции захвачены Великобританией и в дальнейшем переданы силам «Свободной Франции». После этого корабли уже никогда не вводились вновь в боевой состав флота и использовались в роли вспомогательных судов вплоть до своего списания из состава флота; последний корабль этого типа был списан и продан на слом лишь в 1955 году

Введён в эксплуатацию 1913—1914

Выведен из состава флота      1944—1955

Современный статус сняты с вооружения


Параметры

Водоизмещение 23 475 т нормальное

 25 579 т полное

Длина 165, 9 м максимальная

Ширина          27, 9 м

Осадка 9, 0 м

Бронирование главный пояс: 180—270 мм

 верхний пояс: 180 мм

 палуба: 12+45+40—70 мм

 башни ГК: 100—290 мм

 барбеты ГК: 270 мм

 казематы ПМК: 180 мм

 боевая рубка: 270—300 мм

Технические данные

Силовая установка     24 котла типа Никлосса;

турбины типа Парсонса

Мощность      28 000 л. с.

Винты 4

Скорость       21 узел максимальная

 14 узлов крейсерская

Дальность плавания   4200 миль на 10 узлах

 1140 миль на 20 узлах

Экипаж          1115 человек

Вооружение

Артиллерийское вооружение  6× 2 — 305-мм/45 Mle. 1906/10

 22× 1 — 138-мм/55 Mle. 1910

 4× 1 — 47-мм Mle. 1902

Торпедно-минное вооружение 4 × 450-мм подводных ТА


 

При водоизмещении 23 200 m и скорости хода 21 узел, они имеют броневой 270-мм пояс (в оконечностях 178-мм) и выше его 178-мм каземат в средней части для 18—140-мм орудий и в корме для четырех таких же орудий. Главная артиллерия состоит из 12—305 мм орудий в шести башнях (рис. 122): четыре концевых по американскому типу и две бортовых в одном поперечном сечении.

 

Это расположение нельзя назвать удачным, так как в бортовом залпе участвуют только пять башен. Поэтому на следующих линейных кораблях типа Bretagne расположение главной артиллерии было принято такое же, как на английском линейном корабле Orion. Калибр орудий главной артиллерии повышен до 340 мм.

Дальнейшее усовершенствование типа французских линейных кораблей выразилось в применении четырехорудийных башен главного калибра. Такие установки спроектированы для четырех кораблей типа Normandie (рис. 123), заложенных в 1913г.

Французский линейный корабль Normandie.

Линейный корабль " Нормандия", Франция (проект).

Линкор Нормандия после спуска на воду 19. 10. 1914.

Заложен в 1913т., спущен на воду в 1914 г., в строй не вступал.

Водоизмещение. нормальное 25 200 т. Длина максимальная 176, 4 м, ширина 27, 1 м, среднее углубление 8, 8 м. Две турбинные установки и две паровые машины общей мощностью 32 000 л. с., скорость 21 уз. (при форсировке до 22, 5 уз. ).

Броня: пояс 300—180 мм, верхний пояс и казематы 180 мм, палубы 50 + 50 мм, башни 250-340 мм, рубка 300 мм, противоторпедная переборка 30 мм.

Вооружение: двенадцать 340-мм и двадцать четыре 138-мм орудия, шесть 450-мм торпедных аппаратов.

Заложено 5 единиц: “Нормандия”, “Лангедок”, “Фландр”, “Гасконь” и “Беарн”, 4 первых спущены на воду в 1914-1915 годах, “Беарн” спущен в 1920 году и достроен в качестве авианосца.

 

 

Водоизмещение 25400 т,  скорость хода 21, 5узла. Во время первой мировой империалистической войны были заложены еще четыре корабля типа Duqiiesne водоизмещением 29 500 т, со скоростью хода 23 узла. При наличии 12—340 мм орудий в четырех концевых башнях, расположенных по американскому типу, это были одни из самых сильных артиллерийских кораблей. Постройка их по Вашингтонскому договору была прекращена, равно как и постройка линейных кораблей типа Normandie.

 

Германияв стремлении к увеличению своего военного флота наметила в 1912 г. судостроительную программу, по которой к 1920 г. военный флот должен состоять из 41 линейного корабля, 20 крупных и 40 малых крейсеров, 144 миноносцев и 72 подводных лодок. Постройка кораблей типа дредноутов началась с 1908 г. четырьмя линейными кораблями типа Nassau в 18 900 m (рис. 124) с 280-мм орудиями главного калибра в шести башнях, расположение которых нельзя признать удачным, так как из 12 орудий на борт действуют только восемь. Средняя артиллерия, 12—152 мм орудий, помещена в каземате; кроме того, корабли имеют 16 скорострельных пушек. Броневой пояс идет по всей длине корабля; имеется каземат в средней части. Скорость хода 19, 5 узла.

 

Рис. 124. Германский линейный корабль Nassau.

Линейные корабли типа «Насс́ ау» — первый тип линейных кораблей-дредноутов Флота Открытого Моря Германской империи. Дредноуты типа «Нассау» (4 единицы) строились как ответ на постройку ВМС Великобритании первого в мире линейного корабля-дредноута HMS Dreadnought (1906).

Первый немецкий линкор, «Нассау», как и в случае с линкором «Dreadnought», строился в ускоренном темпе.

           Линейный корабль-дредноут


Государство флага     Германская империя

Принадлежность        Флот открытого моря

Параметры

Водоизмещение 18 873 т (нормальное), 20 535 т (полное)

Длина 145, 72 — 146. 15 м (наибольшая),

 145, 67 м. (по КВЛ),

 137, 7 м. (между перпендикулярами)

Ширина          26, 88 (по КВЛ)

Высота           высота борта по миделю — 13, 245 м.

Осадка при полном водоизмещении — 8, 57 м. (носом), 8, 76 (кормой)

Технические данные

Экипаж          967 — 1087 человек


Вооружение

Артиллерия   12 280-мм АУ SK. L/45 в 6 башенных установках, 12 150-мм орудий SKL/45 в казематах, 16 88-мм орудий SKL/45 в батарее и на надстройках, 2 60-мм десантные пушки SBtsKL/21

Торпедно-минное вооружение 6 450-мм подводных торпедных аппаратов

 

 

В следующих четырех линейных кораблях 1909—1910 гг. типа Helgoland расположение артиллерии и бронирования сохранено такое же, но калибр главной артиллерии увеличен до 305 мм, добавлено два 152-мм орудия, толщина поясной брони увеличена на 25 мм и скорость хода на 1 узел. Водоизмещение увеличено  до 22 000 т.

 

В дальнейшем указанное расположение башен главной артиллерии признается неудобным, и на следующих пяти линейных кораблях типа Kaiser (1911—1912 гг. ) принимается линейно-эшелонное расположение пяти башен с 10—305 мм орудиями такое же, как на английском линейном корабле Neptune (рис. 119). К тому времени, однако, это расположение башен в Англии было заменено линейным. Следуя тому же пути развития, германские линейные корабли типа Kö nig (1913 г. ) имеют расположение башен такое, как на английском Orion (рис. 120), а следующие линейные корабли Ersatz Wö rth и типа Bayern (1915 г. ) аналогичны по расположению и калибру артиллерии английскому Queen Elisabeth.

 

 

Германский линейный корабль Bayern.

 

«Байерн» на испытаниях в 1915 году

 

SMS Bayern (Корабль Его Величества «Байерн») — германский линейный корабль времён Первой мировой войны, головной корабль серии супердредноутов типа «Байерн». Первый германский линкор, вооружённый 380-мм орудиями. Затоплен экипажем 21 июня 1919 года в Скапа-Флоу.

Верфь Howaldtswerke, Киль

Заказан к постройке   3 апреля 1913[1]

Строительство начато 22 января 1914[1]

Спущен на воду 18 февраля 1915[1]

Введён в эксплуатацию 18 марта 1916[1]

Выведен из состава флота      21 июня 1919 года затоплен в Скапа-Флоу

Современный статус снят с вооружения


Параметры

Водоизмещение 28 074 т нормальное

31 690 т полное

Длина 180, 3 м — наибольшая[2]

179, 4 м — по ватерлинии[2]

Ширина          30, 8 м

Осадка 9, 4 м при полном водоизмещении

Бронирование главный пояс: 120—350 мм

верхний пояс: 170 мм

траверзы: 140—300 мм

башни ГК: 25—350 мм

барбеты башен ГК: 100—350 мм

боевая рубка: 170—350 мм

Технические данные

Силовая установка     14 водотрубных котлов системы Шульца—Торникрофта

турбины системы Парсонса

Мощность      48 000 л. с.

Винты 3

Скорость       22 узла максимальная

Дальность плавания   5 000 миль на 13 узлах

Экипаж          1157 человек в мирное время[3]

1276 человек — в военное[3]

Вооружение

Артиллерийское вооружение  4 × 2 380-мм/45

16 × 1 150-мм/45

Зенитная артиллерия 2 × 1 88-мм/45

Торпедно-минное вооружение 5 × 600-мм подводных ТА


 

 

Линейные корабли Queen Elisabeth и Bayern (рис. 125) представляют наиболее показательные образцы развития линейных кораблей ко времени первой мировой империалистической войны. В нижеследующей таблице приведены их сравнительные данные:

 

 

Наименование элементов

Queen Elisabeth

Bayern

Длина между перп 183, 0 м 179, 4 м
Ширина 27, 6 м 30, 0
Осадка 8, 8 м 8, 4
Водоизмещение 27 500 m 28. 520 m
Мощность механизмов 75000 лс 50000 лс
Скорость хода 25 узл 22. 3
Артиллерия 8—381-мм     12—152 мм 6—зен. 8—381-мм     16—152 мм  8 – зен.
Торпедное вооружение 3—533 мм 5—630 мм
Бронирование: поясное   325 мм   350 мм

 

Эти данные показывают, что на германских кораблях, по сравнению с английскими, обращалось большое внимание как на общее, так и на местное бронирование за счет уменьшения скорости хода (веса механизмов) и облегчения веса корпуса.

 

 

На первом итальянском линейном корабле дредноутского типа Dante Alighieri (1910 г. ) водоизмещением около 19 000 т и скоростью хода 23 узла были приняты трехорудийные башни с 305-мм орудиями в линейной установке (рис. 126). Средняя артиллерия (20—120-мм орудий) размещена частью в каземате, а частью в бортовых башнях; кроме того, установлено 12—76-мм пушек.

 

Итальянский линейный корабль Dante Alighieri.

«Данте Алигьери» — первый линкор итальянского флота. Корабль был заложен 6 июня 1909 года на верфи «Кастелламаре», спущен на воду 20 августа 1910, а сдан в эксплуатацию 15 января 1913 года.


Водоизмещение    21800 т

Длина 168 м Ширина      26, 6 м

Осадка      8, 84 м

Мощность 32 200 л. с.

Скорость 22. 8 узла

Автономность плавания 4 250 миль на экономичном ходу

Экипаж    981 человек

Вооружение

Артиллерия 12 305-мм, 20 120-мм, 12 76-мм

Торпедно-минное вооружение   3 450-мм ТА


 

На следующих линейных кораблях (1911—1912 гг. ), типа Leonardo dа Vinci и типа Andrea Doria видно стремление к увеличению числа крупнокалиберных орудий, — поставлено 13—305-мм орудий в пяти башнях (рис. 127) по американскому образцу. Башни трехорудийные, за исключением средних концевых — двухорудийных башен. Это уменьшение было вызвано нежеланием увеличивать водоизмещение корабля, которое при 22, 5-узловой скорости хода и солидном бронировании,  возросло до 22 000 т. Эти два типа кораблей отличаются один от другого только калибром и расположением средней артиллерии в верхнем каземате. У первого 18—120-мм орудий сосредоточены в средней части корабля, как на Вауегn, а у второго 16—152-мм орудий размещены поровну в казематах у крайних башен. В отношении бронирования итальянцы (подобно первым русским дредноутам) проводят идею почти сплошного покрытия надводного борта за счет некоторого уменьшения толщины брони.

 

 Итальянский линейный корабль Andrea Daria.

Водоизмещение стандартное — 23 000 т, нормальное — 26 000 т, полное — 29 000 т.

 Длина максимальная —186, 9 м, ширина—38 м, осадка—9, 7 м.

 Мощность двухвальной паротурбинной установки— 85 000 л. с., скорость — 27 уз.

 Броня: как на “Джулио Чезаре”.

 Вооружение: десять 320-мм и двенадцать 135-мм орудий, десять 90-мм зениток, двенадцать 37-мм и шестнадцать 20-мм автоматов.

 Всего модернизированы таким образом 2 единицы: “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио”.

 Внешний вид корабля и его характеристики приведены по состоянию на 1940 г.

 Следующие линейные корабли типа Christoforo Colombo водоизмещением 30 000 т, заложенные во время первой мировой империалистической войны, относятся к сверхдредноутам с 381-мм орудиями и во всем подобны английским типа Queen Elisabeth. Они не были достроены.

 

 

На первых дредноутах США типа Michigan (1908 г. ), водоизмещением 16 000 т и скоростью хода 18, 8 узла, впервые было применено удачное расположение башен крупного (305-мм) калибра (рис. 128); На этих же кораблях американцы поставили решетчатые мачты, состоящие из большого числа тонких трубок, соединяемых через известные промежутки кольцевыми связями. Расчет был на их устойчивость при повреждении осколками снаряда, но они вибрировали и впоследствии от них отказались.

 

Линейный корабль США Michigan.

Тип: линкор

Водоизмещение: 18186 тонн.

Размеры: 138, 2 м х 24, 5 м х 7, 3 м.

Силовая установка: двухвальная, вертикальные паровые машины тройного расширения.

Вооружение: двадцать два 76-мм (3" ), восемь 305-мм (12" ) орудий.

Бронирование: 228—305 мм — пояс, 203—305 мм — башни.

Спущен на воду: декабрь 1906 г.

" Michigan" был построен после эпохального " Dreadnought", хотя спроектирован раньше. Его конструкция ознаменовала появление концепции линейно-возвышенного расположения башен главного калибра. Большая часть 76-мм (3" ) орудий концентрировалась в коробчатой батарее в центральной части корабля, остальные — на верхней палубе. Ажурные решетчатые мачты сокращали площадь возможной цели для артиллерии противника. Так как турбины были еще несовершенны, корабль оснастили паровыми машинами тройного расширения. " Michigan" был потоплен в 1923 г.

 

Артиллерийское вооружение дальнейших дредноутов показано на рис. 129; в основании лежит стремление к увеличению силы крупнокалиберной артиллерии. На кораблях типа Delaware (1909 г. ), водоизмещением 20 000 т и скоростью хода 21 узел, десять 305-мм орудий размещены в пяти башнях, причем две кормовые башни размещены на одном уровне, а средняя возвышена. Это расположение подобно таковому на английском Orion, но у последнего лучше, так как внутренняя кормовая башня возвышена, а средняя—на палубе.

    На линейных кораблях постройки 1911 г. типа Arkansas (26 000 т) установлено шесть двухорудийных 305 мм башен, причем расположение их надо считать удачным.

    Затем американцы переходят к постройке сверхдредноутов с 356-мм главной артиллерией, возвращаясь к расположению башен на Delaware, но с исправлением неудобства расположения кормовых башен; это были корабли типа Texas (1912 г. ), водоизмещением 27 000 т и скоростью хода в 21 узел.

 

Расположение артиллерии на линейных кораблях США 1909—1914 гг.

 

На следующих кораблях типа Nevada (27 000 т, 20, 5 узла) сохранены те же 10—356 мм орудий, но с применением трехорудийных концевых башен, внутренние башни оставлены двухорудийными, что дало возможность увеличить толщину броневого пояса (340 мм вместо 305 мм на предыдущем типе) без увеличения водоизмещения.

Однако на этой полумере нельзя было остановиться и следующие линейные корабли типа Pennsylvania (1915 г. ) и типа New Mexico — 32 000 т, скорость  хода 21 узел (рис. 130) — приходят к современному расположению орудийных башен, наиболее выгодному в смысле наибольшей мощности артиллерии при наименьшем водоизмещении. В отношении бронирования проведена типовая американская система: утолщенный броневой пояс по ватерлинии в средней части с броневыми палубами у нижней и верхней его кромок. Этот броневой ящик (raft body) защищает жизненные части корабля и обеспечивает сохранение остойчивости при пробоине. Казематы исключены (средняя 127-мм артиллерия не имеет броневой защиты), но усилено местное бронирование (подачные трубы башен, кожухи дымовых труб и др. ).

 

 

На линейных кораблях типа Реnnsylvania поставлены крейсерские турбины для экономического хода, а на кораблях типа New Mexico впервые американцами введено электродвижение(рис. 131), т. е. турбогенераторы, питаемые котлами, подают электрический ток в моторы а, соединенные с гребными валами. Такие же установки поставлены и на последующих линейных кораблях.

 

Размещение котлов, генераторов и электромоторов на кораблях США.

 

Программой 1915 г. было намечено усиление военного флота США постройкой новых десяти линейных кораблей, шести линейных крейсеров, десяти сторожевых судов, пятидесяти эскадренных миноносцев, девяти эскадренных и 58 позиционных подводных лодок, а также большого числа вспомогательных судов. Это показывает стремление США поставить свой военный флот на уровень с флотами первоклассных европейских государств. Следует отметить, что американцы шли в развитии типов своих кораблей самостоятельным путем и вводили ряд усовершенствований, в том числе и своеобразную систему противоторпедной защиты. Эта система была применена на первых из указанных выше десяти линейных кораблей (Colorado, Maryland и West Virginia) (рис. 132) водоизмещением 32 000 т, со скоростью хода 21 узел, имеющих 8—406 мм орудий в той установке, которая удачно была принята американцами на их первом дредноуте Michigan.

Рис. 132. Линейный корабль США West Virginia.


32 693 т стандартное

33 590 т полное

Длина 190, 32 м

Ширина     29, 74 м

Осадка      14, 4 м при полном водоизмещении

Бронирование       главный пояс: 343 мм

> траверзы: 203 мм

палуба: 44, 5+44, 5+25, 4 мм (всего до 158, 5 мм)

башни ГК: 127—457 мм

барбеты башен ГК: 320 мм

боевая рубка: 152—406 мм

система противоторпедной защиты

Технические данные

Силовая установка 8 водотрубных котлов

4 турбины системы General Electric

Мощность 28 900 л. с.

Винты 4

Скорость  27, 8 узла максимальная

Дальность плавания 21 100 миль на 10 узлах

9 900 миль на 18 узлах (при максимальном запасе топлива)

Экипаж     850 человек

Вооружение

Артиллерийское вооружение     4× 2 406-мм/45 Mk. VIII

12× 1 127-мм/

Зенитная артиллерия      8× 1 76-мм/ (с 1929 - 8х1 127-мм/25 АУ)

8 12, 7-мм пулемётов (с 1929)

(в ходе Второй мировой войны зенитное вооружение кораблей типа было существенно модернизированно)


 

 

У последующих кораблей были намечены трехорудийные башни 406-мм орудий и скорость хода до 23 узлов.

 

Первыми японскими линейными кораблямидредноутского типа были Kawachi и Settsu, построенные в 1910—1911 гг., водоизмещением 20 800 т и скоростью хода в 20 узлов (рис. 133).

В дальнейшем Япония переходит к постройке сверхдредноутов с таким же последовательным приближением, по расположению артиллерии, к более совершенному типу, как и у американцев.

Линейные корабли Fttso и Yamashiro (1914—1915 гг. ) имеют 12— 356 мм

 орудий в шести двухорудийных башнях, расставленных с некоторым различием против американского корабля Arkansas, а именно: средние башни удалены друг от друга, одна в нос, другаяв корму от дымовой трубы. Броневой пояс по ватерлинии (300-. мм в средней части) не доходит до оконечностей, выше его 150-J^ш каземат для 16—152-мм орудий; толщина броневой палубы 75 мм. Водоизмещение этих кораблей 30 600 т, скорость хода 22, 5 узла.

Следующие линейные корабли Ise  и Hiuga (1916—1917 гг. ), водоизмещением 31 300 т, со скоростью хода 23 узла, также имеют 12— 356-мм орудий в шести башнях, расставленных совершенно так же, как на американском корабле Arkansas, попарно одна над другой. Бронирование такое же, как и на предыдущем типе. В дальнейшем Япония переходит на 406-м орудия в четырех башнях, расставленных аналогично тому, как на американском корабле West Virginia.

 

Японский линейный корабль Kawachi.

 

 


21 157 тонн (Кавати)

 21 787 тонн (Сэтцу)

Длина 160, 3 м (Кавати)

 162, 5 м (Сэтцу)

Ширина    25, 75 м

Осадка      8, 25 м (Кавати)

 8, 5 м (Сэтцу)

Бронирование       Главный пояс 127—305 мм, верхний пояс 100—178 мм, башни ГК 279 мм, батарея СК 152 мм, боевая рубка 254 мм, палуба 27 мм

Технические данные

Силовая установка 16 паровых котлов «Miyabara», турбины «Curtis»

Мощность 25 000 л. с. (18, 6 МВт)

Скорость 20 узлов (37 км/ч)

Экипаж    около 1000

Вооружение

Артиллерия 4 × 305 мм/50 калибров, 8 × 305 мм/45 калибров, 10 × 152 мм, 8 × 120 мм, 16 × 76 мм

Торпедно-минное вооружение   5 × 457 мм ТА


Приведенное выше описание указывает путь развития линейных кораблей в главнейших государствах ко времени первой империалистической войны. Остальные государства следовали английским или американским образцам.

    Бразилия в 1908—1909 гг. заказала в Англии два линейных корабля Minas Geraes и Sao-Paulo водоизмещением 19 300 m и скоростью хода 21 узел. Расположение башен подобно тому, как на английском корабле Neptune, но позади первой добавлена вторая носовая возвышенная двухорудийная башня. Следующий бразильский линейный корабль Rio de Janeiro (1912 г. ), построенный также в Англии, представляет интерес как сильный по артиллерии корабль при наличии 305-мм главного калибра. При водоизмещении 27 500 т  и скорости хода 22 узла он имеет 14—305-мм орудий и 20—152-мм орудий (рис. 134). При достаточной площади бронирования толщина пояса по ватерлинии уменьшена до 225 мм, во избежание увеличения водоизмещения.

Рис. 134. Бразильский линейный корабль Rio de Janeiro.

 

 

Проект новых бразильских кораблей, которым собирались присвоить имена " Rio de Janeiro", " Minas Gerais" и " Sao Paulo", основывался на существенно переработанных чертежах английского броненосца 2-го класса " Triumph" (в свою очередь создававшегося по заказу чилийского флота, но по ряду причин оставшегося во флоте Его Величества). Принципиальным отличием от прототипа стало размещение и состав артиллерии главного калибра — 12 254-мм орудий в шести башнях. После того, как в декабре 1906 г. мир был потрясен появлением новейшего английского линкора " Dreadnought", заказчик пожелал переделать проект под новый " стандарт" — 305-мм орудия и 21-уз. скорость. Старый контракт расторгли, подписав 20. 2. 1907 новый на постройку двух кораблей — " Minas Gerais" и " Sao Paulo" (закладку " Rio de Janeiro" отложили на более поздний срок).

 

    Бразильские дредноуты, созданные с оглядкой на " Dreadnought", тем не менее унаследовали ряд черт исходного проекта броненосца: паровые машины тройного расширения, 12 орудий главного калибра и относительно низкий гладкопалубный корпус без полубака. Кроме того, проектировщики фирмы " Armstrong" не побоялись разместить большую часть артиллерии главного калибра линейно-возвышенно — английский флот начал делать первые робкие шаги в этом направлении лишь несколько лет спустя. Факт строительства линкоров для Бразилии в самый разгар " дредноутной" лихорадки вызвал широкую дискуссию в британском парламенте. Высказывались опасения, что эти корабли могут оказаться перепроданы не дружественной Британии стране. Также предлагалось перекупить их для собственного флота, но Адмиралтейство выступило против — созданные для Бразилии линкоры не отвечали ряду требований британского флота, в первую очередь, по бронированию.

 

Испания в период 1913—1915 гг. построила три дредноута типа Espana водоизмещением 15 700 т и скоростью хода 19, 5 узла. Броневой пояс тянется по всей длине ватерлинии (200-мм по середине, 75- мм в носу и 100-мм в корме); толщина броневой палубы 38 мм. Артиллерия состоит из 8—305-мм орудий в четырех башнях — две в оконечностях и две бортовых (одна носовая и одна кормовая); 20—100-мм пушек расположены в верхнем 75-мм каземате.

 

    Аргентинская республиказаказала в США (1910 г. ) два линейных корабля Rivadavia и Moreno водоизмещением 28 000 т и скоростью хода 22, 5 узла. Корабли хорошо забронированы: пояс по ватерлинии толщиною 300 мм по середине, в носу 125 мм, в корме 100 мм; выше два каземата толщиною 225 мм и 150 мм. Артиллерия: 12—305-мм орудий в шести башнях, из них две бортовые, 12—150 -мм орудий в верхнем каземате и 16—100-мм пушек на палубе, на крышах башен и в оконечностях корабля.

Республикой Чили были заказаны в Англии (1912 г. ) два дредноута Almirante Cochrane и Almirante Latorre водоизмещением 28 000 т, со скоростью хода 23 узла, по типу английского King George V, но с некоторыми изменениями: за счет уменьшения толщины броневого пояса (225 мм вместо 300 мм) калибр главной артиллерии повышен до 356 мм, а скорость хода на 2 узла (23 вместо 21).

Малые государства, как Голландия, Швеция и др., ограничиваются постройкой небольших броненосцев береговой обороны, о которых будет сказано ниже.

    В отношении развития бронирования на линейных кораблях в период от русско- японской до первой мировой империалистической войны следует отметить две системы.

Германская, принятая также в Англии и Японии, состоит в возможно большем покрытии борта бронею разной толщины, в зависимости от важности защищаемых частей корпуса и устройств корабля; броневых палуб две, из них нижняя опущена до уровня ватерлинии, чтобы защитить механизмы и погреба для боевых припасов от снарядов, могущих пробить борт.

Американская, развившаяся из французской, — имеет в основе сильную броневую бортовую, с поперечными броневыми траверзами, защиту средних, наиболее жизненных, частей корабля поясом у ватерлинии. Прикрытая сверху при верхней кромке брони толстой горизонтальной броневой палубой, а снизу тонкой — противоосколочной, такая броневая коробка (raft body) служит также обеспечением плавучести и остойчивости корабля. Казематы на последних дредноутах США не ставятся, но обращено внимание на усиление местного бронирования ответственных устройств в верхней части корабля. Орудия среднего калибра не защищены бронею; число их увеличено, и они распределяются по всей длине корабля. Оконечности прикрываются толстой броневой (карапасной) палубой со скосами (толщиною 100—150 мм) к бортам. Вторая система, в отношении горизонтального прикрытия, имеет преимущество на больших дистанциях боя.

Значение боевых мачт, ранее служивших для расположения прожекторов, радиосвязи и сигнализации, сильно возрастает. Увеличение дистанций боя вызвало необходимость установки на мачтах дальномерных артиллерийских постов и постов наблюдения. Прежние ординарные мачты заменяются, для большей устойчивости, трех-, четырех- и даже восьминогами (у японцев) мачтами.

 

    Вплоть до мировой войны на линейных кораблях устанавливаются подводные бортовые торпедные аппараты(а в Германии и носовой у форштевня); только последние морские бои выявили их бесполезность на линейных кораблях. Значение же бортовой противоторпедной защиты вырастает в одну из основных проблем военного кораблестроения. Германские линейные корабли, более широкие, нежели английские, за счет некоторого уменьшения скорости хода имели возможность лучше развить эту защиту.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.