Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ключевое слово



 

1. Политика СССР в Азии.
2. Доктрина невмешательства Горбачева.
3. Антикоммунистические революции в Европе.
4. Последствия распада СССР.
5. 80-н. 90 гг. - мирное урегулирование отношений на Ближнем Востоке.

 

 

«Возвратный» рост советско-американского соперничества на периферии международной системы привел американскую админист-

рацию к мысли о необходимости оказывать давление на СССР с окра-инных точек международной системы, в которых по каким-либо при-чинам Советский Союз не мог приобрести благоприятных для себя по-зиций. Такой точкой был Дальний Восток. Игра на советско-китайских и советско-японских противоречиях — характерная черта американской дипломатии на рубеже 1970-х и 1980-х годов.

Правительство КНР, учитывая раздражение Токио после неудачной попытки договориться с Москвой по территориальному вопросу в 1973 г., предлагало японской стороне подписать не просто мирный договор с КНР, а договор о партнерстве. В Пекине понимали, что японские де-ловые круги заинтересованы в экономических связях, считая китайский рынок перспективным. Учитывая неустойчивую ситуацию в сфере снаб-жения нефтью после 1973 г., китайское правительство обещало нала-дить масштабные поставки в Японию китайской нефти.

Руководство КНР добивалось от Токио согласия на включение в текст положения о выступлении Китая и Японии против гегемонии любой державы на Дальнем Востоке. Китайское руководство стреми-лось придать трактовке этого тезиса антисоветскую направленность. КНР и США в шанхайском коммюнике 1972 г. уже заявили, что ни одна из двух стран не стремится к гегемонии, и что обе они выступают про-тив попыток любой страны установить такую гегемонию. Теперь ска-зать о том же самом предлагалось Японии. СССР, по мысли китайской стороны, должен был остаться в изоляции по вопросу об отношении к гегемонии. Это бы, в понимании Пекина, означало, что КНР, Япония и США образуют неформальную коалицию против «советского гегемо-низма». В Москве нервно реагировали на маневры китайской диплома-тии, и советское руководство пыталось помешать заключению японо-китайского договора на предлагавшихся Китаем условиях.

Тем не менее в августе 1978 г. японо-китайский договор о мире и дружбе был подписан. Правда, японская сторона добилась корректи-ровки китайского проекта. Положение о гегемонии было включено не в основной текст, а в преамбулу договора. Кроме того, «не прошла» ки-тайская формулировка о «совместном выступлении» КНР и Японии против гегемонии. Из текста явствует, что каждая сторона выступает против нее «по отдельности». В целом, однако, заключение японо-ки-тайского договора было расценено как поражение советской диплома-тии и успех китайской политики сотрудничества с Японией и США на антисоветской основе.

2. На протяжении 1978 г. Вашингтон устранил препятствия для ус-тановления дипломатических отношений с КНР. С Тайваня были выве-дены американские войска, официальные отношения с Тайбэем были преобразованы в неофициальные, и американская администрация зая-

вила о намерении денонсировать американо-тайваньский договор 1954 г., который должен был потерять силу через год. В январе 1979 г. состоялся визит Дэн Сяопина в США, в ходе которого были установле-ны дипотношения между двумя странами.

Китайско-вьетнамский конфликт произвел отрезвляющее воздей-ствие на причастные к нему стороны. Дипломатически США отмежева-лись от КНР, хотя дали понять, что выступили бы против вмешательства Советского Союза в конфликт, если бы такие намерения у него возник-ли. В военном отношении единственным шагом американской админи-страции был приказ авианосцу «Констелейшн» прибыть в Тонкинский залив и оттуда следить за действиями направленных к побережью Вьет-нама советских боевых кораблей. Хотя военное вмешательство Вьетнама в Камбодже было осуждено, нападение Китая на Вьетнам тоже не вызва-ло сочувствия к действиям Пекина. Ситуация показала, что союз КНР с США вряд ли возможен. В Вашингтоне возникли опасения быть втяну-тым из-за КНР в конфликт с СССР подобно тому, как в 1950-х годах СССР чуть было не был вовлечен из-за Китая в конфликт с США. Республи-канцы резко критиковали Дж. Картера за его китайскую политику.

Последние годы правления администрации Дж. Картера (президент-ские выборы должны были состояться в ноябре 1980 г. ) были периодом сближения США с Китаем, поскольку американская администрация стала расценивать усилия КНР по созданию коалиции противостоящих Советскому Союзу стран на «антигегемонической» основе как средство глобального сдерживания СССР.

Отношения между СССР, США и КНР отличались острой конкурент-ностью. В 1979 г. США и КНР создали в Синьцзяне центры электронного слежения за ядерными полигонами СССР в МНР взамен тех, что были закрыты в Иране после антимонархической революции. Но в том же году конгресс США принял закон об отношениях с Тайванем, который, фор-мально снизив статус американо-тайваньских отношений до неофици-альных, фактически позволил Вашингтону сохранить связи с Тайбэем в прежнем объеме. Отказ США полностью разорвать отношения с Тайва-нем вызвал раздражение КНР. Реагируя на американское решение, Ки-тай в апреле 1979 г., заявив об отказе от продления советско-китайского договора 1950 г., срок действия которого истекал в 1980 г., одновременно предложил Советском}' Союзу начать переговоры о нормализации отно-шений. В конце 1979 г. они начались, однако вторжение СССР в Афгани-стан в декабре 1979 г. сорвало эти планы и дало маневрированию Китая, США и Японии на антисоветской основе новый стимул.

В американской элите не было единства по поводу пределов амери-кано-китайского сближения, выход за которые мог привести к втягива-нию США в советско-китайский конфликт. В Вашингтоне отмечали, что Москва чувствительна к китайской угрозе и склонна договориться

 

с Западом против КНР. Но было ясно, что провоцировать СССР опас-но: вторжение в Афганистан доказывало, что Москва способна на рез-кие шаги. Участие США в квази-альянсе с Пекином было рискован-ным мероприятием. Несмотря на это, после акции СССР в Афганиста-не стали развиваться американо-китайские военные связи. С 1980 г. США начали поставлять КНР технологию двойного назначения и вспо-могательное военное оборудование (средства связи, транспортные са-молеты). Этот процесс получил название попытки создания америка-но-китайского квази-союза.

Вместе с тем, в самом Пекине продолжали шириться сомнения в обо-снованности линии на союз с Вашингтоном. Старые аргументы (отсут-ствие ясной поддержки Китаю со стороны США в ходе вьетнамо-китай-ского конфликта и сохранение США связей с Тайванем хотя и на неофи-циальном уровне, но в прежнем объеме) были дополнены новыми — в Пекине стали полагать, что линия датьнейшего сближения с Вашингто-ном может поставить КНР в одностороннюю зависимость от США.

 

 

«Доктрина невмешательства» M, О. Горбачева. и антикоммунистические революции в Центральной и Восточной Европе

 

Подобно тому, как к концу 1980-х годов советское руководство пришло к выводу о нецелесообразности финансирования военной орга-низации ОВД, оно стало считать ненужным бременем и экономический союз с восточноевропейскими союзниками — СЭВ. Внутри СЭВ к тому времени было много разногласий. Восточноевропейские страны полага-ли, что Советский Союз подчинил их своим интересам, заставив пере-ориентировать на него их внешнеэкономические связи. СССР был глав-ным покупателем потребительских товаров и продовольствия из восточ-ноевропейских стран, которые те рассчитывали с большей выгодой сбыть на западноевропейских рынках за свободно конвертируемую валюту, а не на условиях оплаты по системе безвалютных расчетов в рамках СЭВ.

Советское руководство тоже перестало считать связи с Восточной Европой выгодными, решив, что обеспечивать союзников поставками нефти и газа по ценам ниже мировых нецелесообразно. В Москве при-няли решение перевести торговлю энергоносителями со странами СЭВ на расчеты в свободно конвертируемой валюте и начать поэтапный пе-реход к договорам о поставках нефти в социалистические страны по мировым ценам.

Начавшиеся в СССР перемены поначалу минимально отразились на восточноевропейских странах. Созданная в них по советскому об-разцу консервативная партийно-номенклатурная модель власти не спо-собствовала переменам. Восточноевропейские коммунисты с сомнени-ем наблюдали за демократическими реформами в СССР, опасаясь сле-довать советскому примеру. Особенно настороженно на «перестройку» реагировали в ГДР, Румынии и Болгарии, где сложились режимы авто-ритарной власти партийных лидеров — соответственно, Эриха Хонек-кера, Николае Чаушеску и Тодора Живкова.

Наибольшая тревога по поводу событий в СССР ощущалась в Румы-нии. Эта страна занимала в «социалистическом мире» особое место. Она входила в Движение неприсоединения, а в 1967 г. была единственной из числа союзных Советскому Союзу стран, которая отказалась разорвать дипломатические отношения с Израилем из-за его агрессии против араб-ских стран. После отказа Румынии в 1968 г. поддержать интервенцию стран ОВД в Чехословакии коммунистический режим в Румынии стал считаться на Западе самым «либеральным» в Восточной Европе. Но с учетом «пере-стройки» в СССР все изменилось. Улучшение отношений между СССР и Западом лишало смысла «румынскую фронду». В стране росло недоволь-ство проводимой руководством Н. Чаушеску политикой жесткой эконо-мии, злоупотреблениями, которые допускали члены его семьи, культом личности самого Н. Чаушеску, наконец, политикой «румынизации» в отношении венгерского населения Трансильвании и Баната.

Придя к выводу о «нерентабельности» сохранения зоны влияния в Восточной Европе, советское руководство перестало считать себя от-

ветственным за сохранение у власти в восточноевропейских странах коммунистических правительств. Либо страны Восточной Европы долж-ны были реформироваться в соответствии с «моделью Горбачева», либо они должны были сами отвечать за свое будущее. В октябре 1989 г. во время официального визита в Финляндию М. С. Горбачеву был задан прямой вопрос о его мнении о ситуации в ГДР, где как раз в тот момент поднялась волна общественного недовольства под лозунгом отстране-ния от власти генерального секретаря ЦК СЕПГ Э. Хонеккера. Отвечая на вопрос, советский лидер впервые заявил о том, что Советский Союз не имеет намерения вмешиваться в дела восточноевропейских стран («док-трина невмешательства»). Это означало отказ Москвы от доктрины «со-циалистического интернационализма».

Ключевое слово

Доктрина невмешательства—внешнеполитическая доктрина СССР в 1989-1991 гг., согласно которой Советский Союз провозгласил отказ от вмешательства в граж-данские конфликты в восточноевропейских странах.

3 декабря 1989 г. на острове Мальта в Средиземном море состоялась встреча М. С. Горбачева с президентом США Джорджем Бушем-стар-шим, который был избран вместо Р. Рейгана в ноябре 1988 г. тоже от республиканской партии. В литературе можно встретить мнение о том, что во время встречи на Мальте советская сторона достигла договорен-ности с США о невмешательстве в происходившие в Восточной Европе события. Положение в социалистических странах обсуждалось на Маль-те, но сама встреча состоялась в конце осени 1989 г. — когда антиком-мунистические трансформации в Восточной Европе фактически были завершены всюду, кроме Румынии. Советско-американские дискуссии не могли иметь решающего значения для развития восточноевропей-ской ситуации. Во время встречи на Мальте руководители СССР и США официально провозгласили окончание «холодной войны».

2= Волны информации о «перестройке», несмотря на запреты, дос-тигали социалистических государств и стимулировали антиправитель-ственное брожение. Даже антироссийски и антисоветски настроенные политики видели в М. С. Горбачеве и «перестройке» знак обновления, перемен, отказа от того строя, который был создан в Восточной Европе после 1945 г. В регионе началось движение за «обновление социализ-ма», которое переросло в стихийный слом старой политической систе-мы.

Генералу В. Ярузельскому в Польше посредством введенных им в 1981 г. жестких мер удалось добиться стабилизации обстановки. Но он не удовлетворился укреплением личной власти, а стал осторожно раз-вивать диалог с оппозицией, чтобы не допустить повторного протест-

ною взрыва. Начались контакты представителей государства с католи-ческой церковью. Вскоре после избрания В. Ярузельского президентом в 1985 г., в стране была объявлена амнистия (сентябрь 1986 г. ), благодаря которой смогли возобновить деятельность руководители «Солидарности». Была смягчена цензура в области культуры. В 1987 г. произошло улучше-ние отношений Польши со странами Запада и были отменены введен-ные в 1981 г. против ПНР из-за военного положения экономические санк-ции. Польшу приняли в МВФ, а ее долги удалось реструктурировать.

В 1988 г. польские власти объявили о созыве «круглого стола» поли-тических партий и движений. Руководители ПОРП на первом заседа-нии «круглого стола» в феврале—апреле 1989 г. согласились легализо-вать «Солидарность» и провести ряд изменений в политической систе-ме страны: в первую очередь выборы на многопартийной основе и учреждение второй палаты парламента — сената. В сейме после июнь-ских выборов 1989 г. «Солидарность» вступила в коалицию с бывшими некоммунистическими партиями и ПОРП осталась в меньшинстве. В сентябре 1989 г. было сформировано первое некоммунистическое пра-вительство во главе с представителем католической интеллигенции Тадеушем Мазовецким. В июле 1989 г. сейм большинством в один голос снова избрал В. Ярузельского президентом страны. В январе 1990 г. ПОРП объявила о преобразовании себя в социал-демократическую партию. Прямые выборы президента были назначены на 1990 г. Нака-нуне их проведения В. Ярузельский отказался от выдвижения своей кан-дидатуры. Президентом страны стал лидер «Солидарности» Л. Валенса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.