Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практичне завдання



Практичне завдання

Задача по оценке качества и конкурентоспособности изделий

Цель задания

Оценить уровень конкурентоспособности изделий на основе использования интегрального показателя конкурентоспособности КС

Теоретическая основа методики

  Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием качества. Однако оно является более широким, поскольку охватывает не только оценку и уровень свойств и особенностей, внутренне присущих данному изделию, но и конкурентные свойства, т.е. положение изделия на рынке, его позиции по сравнению с аналогичными изделиями. Можно считать, что качество – это констатация, оценка внутренних свойств изделия, тогда как конкурентоспособность – это также учет внешней среды, рынка, на котором обращается данный товар.

  Исходя из этого, сформирована методология оценки относительного уровня конкурентоспособности изделия с помощью коэффициента относительной конкурентоспособности КС.

Коэффициент относительной конкурентоспособности определяется по формуле

 

                    КС = Ι кач. / Ι потр.                                                            (1)

 

здесь Ι кач. – индекс технического качества, который определяется с помощью балльного метода как отношение суммы взвешенных баллов по сопоставляемым машинам

Ι кач. = В i1 взв. / В i2 взв. ;

 

Порядок использования бального метода приводится ниже

 

1.     Из множества оценочных единичных параметров выбираем не более

10- ти важнейших, т.е. n ≤ 10

2.    Определяем экспертным путем ценность каждого из них, используя   индекс баллозначности βi. Эта величина может быть выражена в долях единицы или в процентах. Соответственно ∑ βi = 1 или 100%.

Значения i – это количество выбранных единичных параметров оценки, соответственно . i = 1…n

3.       Выбираем аналог (или вариант, с которым проводится сравнение)

в соответствии с основными требованиями к этим изделиям:

- эксплуатационная эквивалентность;

- конструктивно-технологическая схожесть;

- ценовая эквивалентность

4. Выбираем шкалу оценки. Это означает, что нужно выбрать диапазон изменения оценок от 1 до выбранного максимума и установить, какому значению оценки (наибольшему или наименьшему) соответствует наивысший балл. Например, 10-ти балльная шкала и балл 10 соответствует наилучшему показателю.

5. Экспертным путем по каждому из n показателей выставляем оценку, балл в рамках выбранной шкалы –В i.

6. Определяем т.н. взвешенный балл – В i взв. по формуле

     В i взв.= В i х βi

7. Определяем суммарный взвешенный балл как сумму всех взвешенных баллов по выбранным единичным параметрам для сопоставляемых вариантов – В i взв. = ∑ В i взв.

Все расчеты удобно свести в таблицу по форме таблицы 1.

 

Таблица 1. Расчет суммарных взвешенных баллов для сопоставляемых вариантов.

 

Наименование

показателя

Вариант 1

Вариант 2

βi В i1 В i1 взв. βi В i2 В i2 взв.
1. 0,1 0,7 0,1 0,8
2. и т.д.            
ИТОГО 1,0   В i1 взв. 1,0   В i2 взв.

Нужно помнить, что значения баллозначности βi для сопоставляемых вариантов одинаковы.

Индекс баллозначности и сами баллы выставляются, в основном, эмпирически. В данном случае для ориентации при выставлении баллов приводятся ориентировочные значения и диапазоны изменения величин по выбранным параметрам (таблица 2)

 

Цена потребления Ц потр. – это сумма всех затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией объекта в течение всего нормативного срока его использования в учетом дисконтирования затрат.

              Ц потр. = Ц пок. + З транс.+ З монт + ∑ З экспл. t х К диск.    (3)

Здесь Ц пок. – цена покупки или приобретения;

З транс – затраты на транспортировку, страхование и пр.;

.З монт – затраты на монтаж и установку оборудования на месте эксплуатации;

∑ З экспл. t х К диск.t – сумма эксплуатационных затрат за все годы нормативной эксплуатации с учетом дисконтирования.

Ι потр.- индекс цен потребления по сравниваемым объектам

                      Ι потр.= Ц потр. 2 / Ц потр. 1                                                                        (2)

 

Нужно обратить внимание на то, что в формуле (2) в показателях индексов качества и цены потребления индексы при сопоставляемых величинах – обратные. Так, если в показателе Ι кач сравнивается первый образец со вторым, то в показателе Ι потр. – они обратные, т.е. сравнивается второй объект с первым. Это объясняется структурой формулы и смыслом понятий.

Исходные данные

В таблице 2 приведены данные об основных технических показателях 2-х видов автомобилей – Renaut и Ford

Таблица 2 – Исходные данные

Показатель

Тип сопоставляемых автомобилей

Вес каждого показателя, β i

Renaut Ford

Технические характеристики

Варианты
База, мм 0,1; 0,15; 0,17; 0,19
Масса, кг 0,25; 0,2; 0,24; 0,20
Рабочий объем двигателя, м3 0,15; 0,16; 0,17; 0,18
Максимальная мощность при фиксированном числе оборотов, км/час 140 / 5500 95 / 6000 0,15; 0,17; 0,18; 0,16
Максимальная скорость, км/час 0,2; 0,21; 0,23; 0,24
Время разгона до 100 км 2 мин. 1,5 мин. 0,2; 0,19; 0,22; 0,24

Экономические характеристики автомобиля

Затраты горючего на 100 км, л 10,2; 9,7; 9,5; 8,9 9,2; 8,8; 7,9; 9,0  
Средний пробег за период эксплуатации От 150 до 170 тыс.км От 150 до 200 тыс. км  
Цена автомобиля в момент покупки, Ц пок. От 18 до 20 тыс $ От 20 до 22  тыс. $  

 

· Амортизационные отчисления рассчитываются равномерным способом, исходя из годовой нормы амортизации для автомобилей а н = 0,24.

Отсюда величина годовых амортизационных отчислений будет равна

А год = Ц х а н

· Годовые затраты на ремонты и техническое обслуживание Зрто. принимаются равными 20% от величины амортизационных затрат, т.е.

З рто. = 0,2 х З аморт.

 

Варианты условия выбираются студентом самостоятельно путем набора различных изменяемых величин исходных данных в пределах величин, которые показаны в таблице 1. Конкретные значения исходных данных для решения задачи нужно показать в соответствующей таблице. ∑ β i = 1.

По каждому показателю выставляются баллы на основании экспертных оценок в пределах 10-тибалльной шкалы при условии, что максимальный балл соответствует наилучшему значению показателя.

 

Порядок решения задачи

1.Оцениваем индекс технического качества Ι кач. сопоставляемых автомобилей, исходя из указанных весовых показателей качества β i (табл.3) и 10-ти балльной шкалы оценок. Оценки выставляются экспертным путем.

2.Рассчитываем эксплуатационные показатели для обоих автомобилей по формуле З эксп. = З топл. + З аморт. + Зрто

3.Определяется структура эксплуатационных затрат и строится круговая диаграмма по этим данным. За 100% принимается вся сумма годовых эксплуатационных затрат.

4.Рассчитывается цена потребления Ц потр. по формуле (3), исходя из предположения, что годовые эксплуатационные затраты не будут изменяться по годам плановой эксплуатации. В этом случае целесообразно применить метод равных платежей, т.е. метод аннуитетов при расчете дисконтированных величин.

  Тогда Ц потр. = (Ц пок. + З транс. + З монт.) + З экспл. год. х ∑ К диск.t

  Все предпродажные расходы, а именно – транспортные, страховые монтажные, принимаются на уровне 10% от цены продажи.

4.Определяется индекс цен потребления Ι потр. по формуле (2)

5. Определяем коэффициент конкурентоспособности КС по формуле (1).

Анализ полученных результатов.

Для проведения качественного анализа полученных результатов необходимо свести все расчеты в таблицу по предлагаемой форме (таблица 2) и сопоставить значения взвешенных оценок по отдельным техническим и экономическим показателям. После этого сделать окончательный вывод об уровне конкурентоспособности объектов и причинах такой ситуации.

 

 

Табл. 2 Анализ результатов

Показатель

Сопоставляемые объекты

Разница

Renaut Ford
В взв.∑ , в том числе: - В i взв.      
Ι кач.      
Ц потр. , в том числе: ·  З перв. ·  З экспл.год.      
Основные составляющие З экспл.год. ·  З топл. ·  З аморт. ·  З рто      
Ι потр      
КС      

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.