|
|||
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ГАРМОНИИВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ГАРМОНИИ
1. Виды хроматики в музыке. 2. Альтерационная хроматика: сущность, значение в музыке. 3. Альтерация аккордов S группы: распространенные аккорды и обороты, двойная трактовка альтерированных септаккордов II и IV ступеней. 4. Альтерация аккордов D группы: распространенные аккорды, их окраска, значение в творчестве композиторов. Авторские доминанты. 5. Отклонения: виды, роль в музыке. 6. Внешние признаки отклонений в мелодии. 7. Степени родства тональностей: принципы объединения, различные трактовки. 8. Модуляция: виды, роль в музыке. 9. Постепенная модуляция: направление модулирования, техника модуляции. 10. «Ускоренная» модуляция: общие аккорды, техника модулирования, время распространения в музыке. 11. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд. 12. Энгармоническая модуляция через малый мажорный септаккорд, увеличенное трезвучие. 13. Понятия мелодико-гармонической, мелодической модуляции. Сопоставление тональностей: место в музыкальной форме. 14. Мажоро-минорные системы: основные аккорды, обороты, значение в музыке. 15. Аккордика одноименного мажоро-минора: фонизм, основные обороты. 16. Эволюция аккорда в музыке ХХ века. 17. Атональность: виды, способы организации. 18. Техники композиции второй половины ХХ века. 20. Лад и тональность и музыке ХХ века.
Ответ должен содержать: № вопроса и букву ответа. Некоторые вопросы имеют не один ответ. Тест по гармонии
1. Определите степень родства тональностей E-dur и cis-moll. А. I , Б. II , В. III, Г. IV. 2. Определите степень родства тональностей g-moll и fis-moll. А. I , Б. II , В. III, Г. IV. 3. Определите степень родства тональностей D-dur и f-moll. А. I , Б. II , В. III, Г. IV. 4. Через какие аккорды может совершаться ускоренная модуляция? А. S, Б. гармоническая D, В. VI, Г. одноименная Т. 5. Найдите среди данных септаккордов «ложный D7»: А. des-f-g-h, Б. b-d-f-as, В. ges-b-cis-e, Г. es-fis-a-c. 6. В каких тональностях может быть построен «ложный D7» b-d-f-gis? А. B-dur, Б. F-dur, В. d-moll, Г. Es-dur, Д. A-dur. 7. Найдите септаккорд, через который можно совершить энгармоническую модуляцию из F-dur в A-dur? А. c-e-g-b, Б. a-cis-e-g, В. g-h-d-f, Г. f-a-c-es. 8. Выберите наиболее подходящий общий аккорд для модуляции из G-dur в e-moll: А. c-e-g, Б. d-fis-a, В. e-g-h, Г. g-h-d. 9. Через какой аккорд можно сделать ускоренную модуляцию из D-dur в B-dur? А. g-h-d, Б. a-cis-e, В. c-e-g, Г. g-b-d. 10. В какую тональность можно смодулировать из e-moll через энгармонизм аккорда e-gis-h-d? А. D-dur, Б. As-dur, В. cis-moll, Г. С-dur. 11. Назовите функциональное значение в E-dur септаккорда c-e-g-b после его энгармонической замены: А. VI7, Б. IV65 #1, В. г.II43 #1,3, Г. T64 #5. 12. Через какой аккорд можно смодулировать из B-dur в C-dur? А. f-a-c, Б. g-b-d, В. a-d-e, Г. b-d-f. 13. Что такое ускоренная модуляция? А. отклонение; Б. модуляция без кадансового закрепления; В. модуляция в тональности 4 степени родства без общего аккорда; Г. модуляция в тональности 3 степени родства через г.S. 14. Что такое мелодико-гармоническая модуляция? А. модуляция в гомофонной фактуре; Б. модуляция в полифонической фактуре; В. модуляция, совершенная с помощью мелодии; Г. модуляция, совершенная через эллиптический оборот. 15. Для какого стилевого направления характерно широкое применение энгармонических модуляций? А. авангардизм; Б. классицизм; В. романтизм; Г. полистилистика. 16. Где можно встретить сопоставление тональностей? А. в постепенной модуляции; Б. во внезапной модуляции; В. между главной и побочной партиями сонатной формы; Г. между частями и разделами формы. 17. Выберите аккорды, относящиеся к одноименному Фа-мажоро-минору: А. g-b-d, Б. es-g-b, В. fis-a-cis, Г. as-c-es, Д. a-cis-e, Е. des-f-as. 18. Найдите «шубертову VI» в соль-миноро-мажоре: А. e-g-h, Б. es-g-b, В. es-ges-b, Г. e-g-b. 19. Найдите однотерцовую субдоминанту в Ре-мажоре: А. g-b-d, Б. ges-b-des, В. gis-h-dis, Г. as-c-es. 20. Аккорды мажоро-минора используются для… А. обострения тяготений неустойчивых звуков к устойчивым; Б. модуляций в далекие тональности; В. создания новой красочности; Г. усложнения функциональной системы гармонии. 21. Что такое кластер? А. аккорд смешанно-интервального строения; Б. многотерцовый аккорд; В. аккорд секундового строения; Г. аккорд, занимающий большой диапазон. 22. Как называется аккорд g-h-d-f-a-d-e? А. нонаккорд; Б. ундецимаккорд; В. дуодецимаккорд; Г. терцдецимаккорд. 23. Найдите полиаккорд: А. g-h-d-f-a; Б. g-h-d-f-a-с: В. g-h-d-as-c-es; Г. g-h-d-f-a-с-e. 24. Что такое политональность? А. тональность с большим количеством знаков; Б. тональность в полифонии; В. тональность с большим количеством отклонений; Г. одновременное звучание разных тональностей. 25. Выберите определения для атональности: А. отказ от мажора и минора; Б. отказ от звуков определенной высоты; В. отсутствие ладового центра; Г. отсутствие звуковысотной организации. 26. «Свободная атональность» А.Шенберга и др. привела к созданию новой техники композиции, называемой… А. додекафония; Б. алеаторика; В. микрохроматика; Г. полистилистика. 27. Додекафония – это… А. 12-звучная аккордика; Б. один из «искусственных» ладов; В. атональность; Г. серийно-двенадцатитоновый метод сочинения. 28. Что такое серия? А. ряд из 12 неповторяющихся звуков различной высоты; Б. неповторяющаяся последовательность из 12 звуков; В. цепочка из 12 хроматических интервалов; Г. мелодия в атональной музыке. 29. Какая техника композиции явилась развитием серийной? А. додекафония; Б. сериализм; В. алеаторика; Г. свободная атональность. 30. Название какой техники композиции ХХ века происходит от слов «случайность», «жребий» ? А. сериализм; Б. пуантилизм; В. алеаторика; Г. сонористика. 31. Что такое конкретная музыка? А. музыка определенного автора или направления; Б. музыка для определенного исполнительского состава; В. музыка, использующая не музыкальные звуки, а шумы; Г. электронная музыка.
32. Наиболее типичный вид вертикали в сонористике – это… А. квартаккорды; Б. кластеры; В. полиаккорды; Г. ундецимаккорды. 33. Минимализм - это … А. репетитивная техника; Б. микрохроматика; В. вариационная техника; Г. медитативная музыка. 34. Назовите композиторов ХХ в. – ярких представителей авангардных течений: А. К. Штокхаузен; Б. И.Стравинский; В. Д.Лигети; Г. Б.Бриттен; Д. А.Булез. 35. Какие из перечисленных композиторов ХХ в. придерживались в своем творчестве тональных принципов? А. К.Орф; Б. А.Шенберг; В. П.Хиндемит; Г. А.Веберн; Д. Д.Шостакович. 36. Одним из первых в русской музыке стал применять полистилистику … А. Д.Шостакович; Б. Р.Щедрин; В. Э.Денисов; Г. А.Шнитке. 37. Одним из наиболее последовательных приверженцев модальной техники, основанной на «искусственных» ладах в ХХ в. был… А. Б.Барток; Б. Б.Бриттен; В. О.Мессиан; Г. П.Хиндемит.
|
|||
|