Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цветы в литературе



 

 

Цветы в литературе

На Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о цветах. И это не случайно. Согласно мифологии многих народов, цветы были созданы всемогущими богами, которые покровительствовали цветам. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем. Цветы воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью мифах и легендах. Не только древние авторы, но и русские, и зарубежные писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. Испокон веков поэты уподобляли женскую красоту хрупкой и нежной прелести цветка. А "язык цветов", способный выразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылких признаний. На «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным в произведении - о душе своего героя, о его сложных отношениях с миром природы и людей.

Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный “Цветком жизни”, установлен под Санкт-Петербургом, в память о детях, погибших во время блокады.

Роза. “Благоухая, розы рассказывают сказки”, - писал Гейне. “Живая молния!” - воскликнул Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, - назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон. “Расцвела роза в роще, и с её появлением все цветы получили новую жизнь”, - замечал Грибоедов. “Ярко-радостными” показались молодому Брюсову цветы после майской грозы. “Пусть роза сорвана - она еще цветёт...” - это Надсон.

Фиалка. И. С. Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Горячо любил и воспевал фиалки А. А. Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф. И. Тютчев, наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности”.

Ландыш. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П. И. Чайковского, Н. М. Карамзина, И. А. Бунина, А. И. Куприна, и И. Е. Репина, и Софьи Ковалевской...

Сирень. Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие её оттенков. В. Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени... переходила в рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”. Один из писателей сказал: “Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Что-то таинственное кроется в сирени: с одной стороны, сирень - и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности жизни. В чём дело - сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках-цветочках блеклых тонов?

Мимоза - предсказатель судьбы героев. “Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве”. Так описывает герой знаменитого романа М. Булгакова - “Мастер и Маргарита” - свою первую встречу с Маргаритой. Дотошные литературоведы выяснили: Маргарита несла “мимозу”. Ведь именно этот цветок появляется в Москве в первые дни весны.

 Лавр. Там лавр растёт, жестколист и трезв... М. Цветаева. Историк Светоний пишет, что Юлий Цезарь ни одну из своих наград не ценил так высоко, как лавровый венок. Лавр может убивать. Мёд, который собирают дикие пчёлы в лавровых кущах, для человека смертелен. Это его упоминал А. М. Горький в рассказе “Рождение человека”.

    Папоротник. Гоголь писал: “ Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся... словно пламя, осветив и другие возле себя...”.

 Жасмин. В дневнике (1951) М. М. Пришвина читаем: “20 июня. Среда. Именины Л. Жасмин цветёт... жасмин теперь пахнет о том, чего не было, и я теперь нюхаю это и радуюсь, что у меня теперь есть что-то своё и что даже самый жасмин вырос из нашей любви. Он вырос как приманка сделать что-то своё из того, чего не было”.

Мать-и-мачеха. “ Мать-и-мачеха хлопает по ветру своими бледно-зелёными листьями. Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зелёны и холодны, это - мачеха... - замечал В. Г. Короленко. - Похожи её листья на копытный след, и блестящий верхней стороной холодят, а нижней войлочной – согревают...”.

Одуванчик. Быль, рассказанная Михаилом Пришвиным: “Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали...”

Нарцисс. Иван Сергеевич Тургенев написал в 1867 году в альбоме Полины Виардо, какой цветок ему больше нравится - нарцисс. Нарцисс - символ любви счастливого брака. Им также восхищался Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии “Буря”, Эдгар По, описавший его, как один из цветков той “ долины многоцветных трав”, где ему удалось испытать райскую любовь.

Колокольчик. “...запах колокольчика, простого, дикого колокольчика, и я вижу: вдали идут мальчик и девочка в белой панамке, и у неё длинные чёрные ресницы. Но ведь и я в них, в этих детях, и моё чувство пространства, космоса тоже в них. Вот что такое запах колокольчика в моём воображении”. Эту запись оставил много лет назад в своём дневнике академик Виктор Николаевич Филипьев, крупнейший учёный-кибернетик. Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо - в чашечке колокольчика.

Лилия. Лилия - символ чистоты и непорочности, символ совершенства женщины. Лилия получила своё название от древне галльского слова “Ли-Ли”, что значит “белый-белый”. По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.

Василёк. Повесть Льва Толстого “Хаджи Мурат” начинается с описания букета полевых цветов. Об цвете васильков писатель замечает: “...ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость...”

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной-единственной строкой:

“Как хороши, как свежи были розы!”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.