|
|||
РУССКИЙ языкРУССКИЙ язык МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Письменный экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Изложение объемом до 400 слов, включая служебные, является связным текстом, взятым из произведений русских писателей. Оценивается работа по пятибалльной системе (учитывается содержание и грамот ность). Продолжительность экзамена - 3 астрономических часа. Требования к поступающему по русскому языку Поступающий должен: иметь представление: - об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях; - об основных типах текста (повествование, рассуждение, описание); знать: - общие сведения о русском языке; - основные изучаемые единицы языка и категории; - основные языковые закономерности развития русского ли гературного языка; - литературную норму в её основных разновидностях: орфографические, лексические, морфологические, синтаксические, правописные (орфографические и пунктуационные), стилистические; уметь: правильно и сознательно использовать речевые средства для передачи содержания различных типов текста. ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Общие сведения о языке Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка. Функции русского языка в современном мире. Две формы существования русского языка. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.» Паука о русском языке. Основные линг вистические словари. Система языка. Основные уровни языка. Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме. Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения. Изобразительные средства фонетики русского языка. Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение - понижение голоса, гон речи и др.). Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные "и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы. Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие. Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования имен существительных. Имя прилагательное; значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению. Способы образования имен прилагательных. Имя числительное; значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных. Склонение числительных. Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений. Глагол, значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования глаголов. Причастие. Деепричастие. Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий. Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов. Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению. Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению. Междометие. Значения междометий. Морфологические средства выразительности речи. Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях. Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения. Однородные члены предложения.,. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные слова и вводные предложения. Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. ' Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Предложения с прямой и косвенной речью. Синонимия синтаксических конструкций. Изобразительные средства синтаксиса. Культура речи Культура речи, ее предмет и задачи. Основное понятие^культуры речи на уровне правильной речи - нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы. Орфография и пунктуация Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации. Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания. • Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте. ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ 1. Не оставляй товарища в беде Дверца самолета звонко щелкнула. Десантники поправили ранцы парашютов, плотнее придвинулись друг к другу, кое-кто ухватился за сиденье. Летчик дал полный оборот моторам, и воздушной корабль незаметно оторвался от земли. До начала выброски десанта оставались считанные минуты. У Сидоркина было уже одиннадцать прыжков, и он считал себя опытным парашютистом. "Приготовиться!" - раздалась команда. Она мгновенно вывела Сидоркина из раздумья. Руки быстро скользнули по ремням, к которым был пристегнут ранец парашюта. Еще движение - и поправлен шлем. Все это заняло несколько мгновений. Протяжный вой сирены предупредил десантников: пора покидать корабль. Это был своеобразный приказ, и все находившиеся на борту самолета стали собраннее. На секунду в дверях остановился первый из прыгающих. Вот он исчез за бортом. За ним другой, третий, четвертый... Рядом с Сидоркиным стоит рядовой Владимир Литовко. Солдаты чувствуют плечи друг друга. Они служат в разных отделениях, но сейчас, во время тренировочных прыжков, их ввели в состав одного отделения. Юноши почти не знают друг друга. Командир махнул Сидоркину рукой. Слова "пошел!" солдат уже не слышал. Ни с чем не сравнимое ощущение свободного полета сразу охватило его. Сначала Илья почувствовал, а потом увидел бегущую в сторону от него шелковую дорожку. Еще мгновение. Раздался хлопок, и то, что было бесформенной массой, обрело упругую куполообразную форму. Раскрывшийся парашют опускал десантника на землю. Вдруг что-то засвистело сверху. Цветистый купол резко качнулся. По голове и лицу хлестнуло шелком. Это был чей-то нераскрывшийся парашют. В мозгу промелькнуло: "Погибает товарищ! А если..." Сидоркин сразу руками с силой схватился за пролетающий мимо шелк. Рывок! Парашют стал спускаться быстрее. Ведь теперь он поддерживал не одного, а уже двух человек. До судороги сводило пальцы, но Сидоркин, стиснув зубы, держал товарища. Спасенный десантник висел на стропах, слегка покачиваясь от ветра. Вот он сделал движение, и умело раскрыл дополнительный парашют. Спуск стал плавнее. "Молодец! Находчивый парень", - подумал Илья Сидоркин и в тот момент увидел лицо того, кого он спас. Это был Владимир Литовко. Огромное зеленое поле уже совсем близко. Первым коснулся травы Литовко. Десантник поджал ноги, спружинил ими и, выпрямившись, отбежал в сторону. Следом приземлился Илья Сидоркин. Как только он собрал парашют, Литовко подошел к нему, протянул руку, а затем крепко, по-братски обнял. От волнения Владимир мог сказать только одно слово: "Спасибо!" (По Б.Лукьянову) 2. Мужество Подходят к концу полёты, но у экипажа нашего серебристого сверхзвукового бомбардировщика в полном разгаре подготовка к вылету. Инженеры, техники, механики, мотористы снуют вокруг самолёта, тщательно проверяют каждый узел, каждый агрегат боевой машины. Никому не хочется, чтобы в воздухе создалась аварийная ситуация, тем более, что сегодня впервые начинаются полёты на боевое применение сверхзвукового бомбардировщика на малой высоте. В полет отправится один из самых опытных наших экипажей: командир Борис Леонидович Львов и штурман Михаил Михайлович Петров. Перед экипажем стояла довольно сложная задача. Предстояло найти и отработать лучшие способы прицеливания и нанесения удара по заданной цели имеющимся бомбардировочным вооружением. И вот уже мощные реактивные двигатели быстро разгоняют самолёт. Он буквально врезается в воздух и через несколько секунд уже на заданной высоте. Необычно быстро проскакивали под самолётом пролетаемые ориентиры. Скорость пока 720 километров в час, т.е. есть 200 метров в секунду! Самолёт летит уверенно, ничто не предвещает беды. И вдруг... грохот, как от разорвавшегося в кабине снаряда. Машина стремительно уходит ввысь. "Боря! Боря, что случилось?" - взволнованно стал запрашивать командира штурман, ввысь. "Боря! Боря, что случилось?" - взволнованно стал запрашивать командира штурман, но командир не отвечал. Проходит несколько томительных и напряженных минут полета. Пока все остается загадочным. Самолёт летит, не падает, а от командира ни слова. Что же произошло? Наконец в наушниках шлемофона раздается неузнаваемый голос командира: "Миша, в переднее стекло попала большая птица, пробила его и ранила мне лицо. Я ничего не вижу. Все в крови. Подсказывай мне, куда вести самолёт". В ту же секунду штурман вызвал руководителя полётов и доложил о случившемся. Земля разрешила посадку. Без лишних разговоров членами экипажа было принято окончательное решение посадить самолет во что бы то ни стало. Воля к победе, мужество и героизм, собранные воедино экипажем летчиков- испытателей Бориса Леонидовича Львова и Михаила Михайловича Петрова, сделали свое дело. Необычный, почти катастрофический полёт завершился успешно. Жизнь авиаторов и дорогостоящий сверхзвуковой бомбардировщик были спасены. (по Н.С. Зацепе) ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУЩЕННЫЕ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТАХ К типичным ошибкам, встречающимся в письменных работах абитуриентов, относятся орфографические, грамматические, пунктуационные и речевые (стилистические). Орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки на: - правописание слов с безударными гласными в корне проверяемыми и не проверяемыми ударением, (напряжение - напряжение, литеть - лететь, потрон - патрон, штопар - штопор, катастрофа - катастрофа); - правописание слов с чередующимися гласными (прикосновение - прикосновение, предложить - предложить); - правописание слов с гласными после шипящих и -ц- (тяжолый - тяжёлый, парашут - парашют, решотка - решётка, сбережот - сбережёт, станцыя - станция, операцыя - операция); - правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными (чу_сгво - чувство, учас_ник - участник, рас_ориться - рассориться, пятибал_ьный - пятибалльный); - правописание приставок на з/с (збить - сбить, зделать -сделать, черезчур - чересчур, расщитывать - расчитывать); - правописание заимствованных слов (винтилятор - вентилятор, призидент - президент, привелегий - привилегий, эскадрилия - эскадрилья); - написание -ы, -и после приставок (прединфарктный - предынфарктный, сверхызысканный - сверхизысканный); - написание приставок пре-, при- (преблизиться - приблизиться, привысить - превысить); - правила переноса слов (пре-ддвери-е - пред-две-рие, пь-еса - пье-са); - слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами (подняться в_высь - подняться ввысь, подойти в_плотную - подойти вплотную, рухнуть в.низ - рухнуть вниз); - падежные окончания существительных и прилагательных (привезли на тележки - привезли на тележке, в армие - в армии, на сидение - на сидении, синия краска - синяя краска, последние мгновение - последнее мгновение, мечтать о покорение неба - мечтать о покорении неба); - правописание не с различными частями речи (неотстать - не отстать, не_годующий - негодующий, нераскрытая учеными тайна - не раскрытая учеными тайна); - правописание н и нн в различных частях речи (песчанный - песчаный, организационный - организационный, начищеные сапоги - начищенные сапоги, считаные минуты - считанные минуты); - правописание производных предлогов (не_смотря на испуг - несмотря на испуг, на_встречу ветру - навстречу ветру, вследствии болезни - вследствие болезни); - правописание неопределенных и отрицательных местоимений (нисчем - ни с чем, ни_какой - никакой); - знаки препинания в предложениях с однородными членами (Задание было выполнено успешно, вертолет в срок достиг опорной точки./Задание было выполнено успешно: вертолет в срок достиг опорной точки.); - знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами (Приготовив все бомбы_они подвезли их к самолету./Приготовив все бомбы, они подвезли их к самолету. Будем работать, засучив рукава./Будем работать засучив рукава.); - знаки препинания в предложениях с прямой речью ( _Город и аэродром бомбят фашисты, сказал летчик, придется подождать / "Город и аэродром бомбят фашисты, - сказал летчик, - придется подождать."); - знаки препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях (Дедал часто оборачивался_чтобы посмотреть на Икара./Дедал часто оборачивался, чтобы посмотреть на Икара. Воздух дышит весенним ароматом_и вся природа оживляется./Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.). - употребление слова в несвойственном ему значении (Мокрыми ресницами он шлёпал себя по лицу); - смешение паронимов или синонимов (Рука болталась как плетень); - нарушение лексической сочетаемости (Пули не свистели над ушами); - неудачное употребление в контексте местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (Литовко потянул штурвал и он взлетел); - употребление лишних слов (Опустив голову вниз); - стилистически неоправданное употребление рядом или близко однокоренных слов (Характерная черта характера); - нарушение видо-временной соотнесенности (Когда самолет взлетал и набрал высоту, молодые летчики долго смотрели ему вслед); - смешение лексики разных исторических эпох; - злоупотребление штампами. Стилистические ошибки:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. М.: Мнемозина, 1997. 2. Греков В.Ф., Крючков С.Е:, Чешко J1.A. Готовимся к экзаменам. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Оникс, 1998. 3. Кайданова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: "Высшая школа", 1976. 4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во «Русский язык», 2000. 5. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М.: "Фамилия", 1995. 6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Азъ", 1993 (и последующие издания). 7. Орфографический словарь русского языка / под ред. Бархударова С.Г., Протченко И.Ф., Скворцова М.И. М.: Изд-во "Русский язык", 1980 (и последующие издания). 8. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М.: 1990 (и др. годы издания). 9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис, 1996. 10. 125 основных правил русской грамматики с упражнениями (для школьников и поступающих в вузы) / под ред. Леканта. М.: Дрофа, 1999. 11. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Тексты для изложений при подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы (9 класс). М.: "Дрофа", 1997. 12. Чешко Л.А. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. М: "Новая волна", 1998.
|
|||
|