Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Степанов С.А. Кооперативы сегодня: Новая форма организации в сельском хозяйстве – М.,1999



 

Содержание

 

Введение. 3

1. Возникновение, эволюция и общественно-экономические функции потребительской кооперации. 4

2. Количественные и качественные характеристики форм потребительской кооперации. 11

3. Потребительская кооперация и современное государство. 15

Заключение. 24

Список литературы.. 26

 

 


Введение

Особенностью развития российской потребительской кооперации является то, что она до 1918 г. она уже существовала в капиталистической экономической системе. В работе детально рассмотрен механизм трансформации дореволюционной российской кооперации из капиталистической экономической системы в коллективистскую.

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня в потребительской кооперации Российской Федерации происходит обратный процесс: сформированная Советской властью потребительская кооперация перестраивает свою работы применительно к рыночной экономике.

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах.

Целью данной работы является изучение особенностей развития потребительской кооперации в современных экономических отношениях. Задачами работы выступают: анализ возникновения и эволюции потребительской кооперации; рассмотрение количественных и качественных характеристик форм потребительской кооперации; определение места потребительской кооперации в современном государстве.


1. Возникновение, эволюция и общественно-экономические функции потребительской кооперации

На основании теоретического анализа генезиса российской потребительской кооперации разработана периодизация этапов ее развития, классифицированных по видам собственности и правовой формы, в которой выделены:

докооперативные потребительские хозяйства - (до середины 19 в.);

потребительские кооперативы в дореволюционной России (до апреля 1918 г.):

потребительская кооперация в советской России (до 25 декабря 1990 г.);

отсутствие кооперации как правовой формы хозяйствования (с 25 декабря 1990 г. по 19 июня 1992 г.);

потребительская кооперация в РФ (с 19 июня 1992 г. по настоящее время).[1]

По классификации видно, что на момент появления нового государства - Российской Федерации 12 июня 1991 г. - кооперативы, как правовая форма хозяйствования, в стране отсутствовали.

Дореволюционную историю потребительской коопера­ции России можно подразделить на два периода: пер­вый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции; второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.

Первый период характеризуется медленным развити­ем потребительской кооперации. Рабочие были еще свя­заны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате мно­гим рабочим кооперативы были просто недоступны.

Напуганное размахом стачечного движения царское правительство в 1886 г. запретило выдачу заработной платы натурой через лавки фабрикантов и заводчиков. Поэтому харчевые лавки стали прикрывать кооператив­ной вывеской. Деятельность зависимых обществ потреби­телей, насаждаемых предпринимателями, вызывала у ра­бочих законный протест и неприязнь; рабочие называли такие кооперативы «грабиловками».

Россия была аграрной страной, однако в силу сохра­нения пережитков крепостничества долгое время кресть­янские кооперативы оставались весьма малочисленными

Кооперативное движение потребителей оживилось только с начала 90-х годов, когда наметился бурный промышленный подъем и новый, пролетарский этап осво­бодительного движения. Ускорилось развитие потребительской кооперации в деревне.

Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 об­щества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми.[2]

В России существовала сложная процедура утверж­дения устава каждого вновь организуемого коопера­тива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правитель­ство утвердило нормальный (типовой) устав потреби­тельского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.

В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губер­нии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, соз­дание которого было запрещено царским правительством. Первым председателем бюро (правления) союза был избран полковник - известный московский кооператор Н. П. Гибнер (1858-1924), а председателем ревизионной комиссии - экономист, профессор И. X. Озеров (1869- 1942).

В отличие от западно-европейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т. е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и ор­ганизационного. В 1903 г. он приступил к изданию журнала «Союз потребителей». Из объединения первич­ных кооперативов МСПО все более превращался в союз союзов потребительских обществ.

Во втором периоде, начало которого совпало с первой русской революцией 1905-1907 гг., развитие потреби­тельской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские вы­купные платежи с крестьян за землю. Вместе с тем моно­полии искусственно поднимали цены на товары, пользую­щиеся спросом у рабочих и крестьян. За первые тринад­цать лет XX в. цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. - более чем в 6 раз.

За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914 г. функционировало 10080. Боль­шинство потребительских обществ возникло среди кре­стьянства. С 3 до 100 увеличилось количество независи­мых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым. В независимых потребительских ко­оперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой. В члены кооператива могли вступить рабочие любого пред­приятия данной местности, но не принимались предста­вители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно. Активнее прово­дили эти кооперативы массовые, культурно-просветитель­ные мероприятия.

Волна кооперативного движения в 1915—1917 гг. из центральных районов докатилась до Сахалина и Камчат­ки. Однако в таких национально-колониальных окраинах империи, как Средняя Азия и Казахстан, кооперати­вы встречались исключительно редко. Это объяснялось колониальной политикой царского самодержавия, господ­ством докапиталистических общественных отношений, неграмотностью значительной части населения.

Кооперативная демократия была разновидностью гос­подствующей демократии, хотя и сравнительно привле­кательной. В дореволюционный период было проведено 32 собрания уполномоченных МСПО. Съезды и собра­ния кооперативов созывались и на местах. В органах управления и контроля потребительской кооперации принимали участие и ее рядовые члены, что развива­ло самодеятельность масс. Большая заслуга кооперации состояла в том, что проводилась разнообразная куль­турно-просветительная работа. Союзы издавали книги и журналы, инструктировали кооперативных работников, организовывали курсы по подготовке служащих.

22 июня 1941 г. началась Вели­кая отечественная война. Из-за тяжелых материальных потерь резко ухудшилось экономическое положение е стране. Поэтому вновь, как и во время первой ми­ровой и гражданской войны, было введено нормированное снабже­ние городского населения продук­тами и товарами первой необхо­димости.

В отличие от периода 1928-35гг. по распределению продо­вольствия и товаров первой необходимости во время Отечественной оказались для потребитель­ской кооперации намного сложнее. В условиях нормированного снабжения возросло значение об­щественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.

Восстановление частично разру­шенных и строительство новых ма­газинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериа­лов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребитель­ской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоен­ного уровня.[3]

Главной задачей государствен­ной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2-3 раза пре­вышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта зада­ча была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и про­мышленные товары возрастал. На­бирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную ре­форму, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сокра­тить товарный дефицит и устано­вить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и про­мышленные товары.

Изменение отношения значительной части населения страны к существующей в СССР системе хозяйствования, вызванного приоткрытием "железного занавеса". Расширение международных контактов и получение закрытой прежде информации позволило сравнивать уровень жизни и производства в других странах как со своим уровнем жизни, так и с декларируемым официальной пропагандой сравнительным уровнем жизни.

Эти процессы начались в конце 70-х - начале 80-х годов и к середине 80-х годов принципиально изменили социально-экономическую обстановку в стране, поставив руководство СССР перед необходимостью изменения своей социально-экономической внутренней политики в соответствии с тенденциями мирового сообщества.

Не рассматривая действий СССР в социальной области - отношении к демократии, свободе личности, культуре и т.п., проанализируем те конкретные шаги его руководства в экономике, которые связаны как с кооперативным движением в целом, так и с потребительской кооперацией в частности.

Причина кризиса экономики СССР лежит на поверхности: управляемая из центра коллективистская система экономики менее эффективна, чем распространенная в развитых странах децентрализованная капиталистическая экономическая система.

Не имея возможности изменить экономическую систему в целом (это означало бы крах основанной на ленинских принципах КПСС), руководство СССР попыталось внести некоторые элементы капиталистической системы хозяйствования в существующую коллективистскую экономическую систему без изменения ее основных принципов.

Этими элементами стали кооперативы - единственная негосударственная форма хозяйствования в коллективистской экономической системе, существование которой дозволялось марксистско-ленинской теорией.

Согласно Закону РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", принятому в июле 1997 года, потребительская кооперация - это система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Она основывается на таких кооперативных принципах и ценностях как добровольность, демократия, независимость, равенство, взаимопомощь, взаимная ответственность, справедливость и солидарность.[4]

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый в 1997 году, является хорошей правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения в России, предоставив широкие возможности для свободного развития потребительской кооперации.

Государственная поддержка потребкооперации подтверждается тем, что в статье 3 , выше указанного Закона, государство гарантирует выделение целевых льготных кредитов регионам, которые распределяются региональными органами власти сельским товаропроизводителям, в том числе сельскохозяйственным кооперативам и потребительской кооперации в лице региональных потребсоюзов.

Кроме целевых льготных кредитов, государство предоставило потребкооперации льготы по налогообложению. Разрешено за счет издержек обращения создавать фонд развития потребительской кооперации, производить внутрихозяйственные отчисления. Благодаря таким мерам, потребительские организации уплачивают меньшие налоги с прибыли по сравнению с другими субъектами хозяйствования.

Но это лишь малая часть поддержки со стороны государства.
Потребительская кооперация помимо экономической функции выполняет так же и социальную роль для создания лучших условий жизнеобеспечения населения. Она дает возможность удовлетворять потребности пайщиков в экономических благах и услугах.

На сегодняшний день наиболее остро проявились социальные функции потребительской кооперации в отдаленных деревнях и селах. Она содержит убыточные магазины, несет огромные транспортные расходы по завозу товаров, содержанию автолавок, которые обслуживают дальние населенные пункты, снабжают население малоприбыльными товарами повседневного спроса – хлебом, спичками, солью и т.д., т.е. сознательно несет запланированные убытки. Но если потребительская кооперация закроет убыточные магазины, то другие хозяйствующие субъекты ее не заменят. И тогда государство вынуждено будет решать эти проблемы.

Членами потребительских обществ (пайщиками) являются почти 14 миллионов человек. В состав потребительской кооперации России входят 3,5 тысячи потребительских обществ, свыше 300 районных и окружных, 77 республиканских, краевых и областных потребсоюзов. Возглавляет ее Центральный союз потребительских обществ РФ, призванный защищать и представлять интересы потребкооперации в государственных и иных структурах, а также в международных организациях. В 2003 году Центросоюзу РФ исполнилось 105 лет.[5]

Потребительская кооперация, в которой занято свыше 500 тысяч человек, обслуживает более 30 процентов населения России, в том числе все сельское население.

Для торгового обслуживания населения имеется 95 тысяч магазинов, свыше 9 тысяч предприятий общественного питания, более 350 торговых оптовых баз, а также мелко-розничная торговая сеть.

Потребительская кооперация является членом Ассоциации кооперативных организаций Российской Федерация (АКОРФ), образованной в июне 1998 года, в которую вошли девять видов кооперации.

2. Количественные и качественные характеристики форм потребительской кооперации

Надо отметить, что на современном этапе развития потребительской кооперации России классическая ее концепция в целом подвергается определенной корректировке. Прежде всего, это касается самого изначального процесса - формирования потребительских кооперативов. Происходит это потому, что за годы советской власти произошла постепенная деформация ее концептуальных основ, прежде всего кооперативных принципов: демократического управления; открытого добровольного членства; равенства на основе «один член - один голос»; справедливого распределения прибыли и другие. В результате потребительская кооперация превратилась в формально кооперативную организацию, в которой вместо кооперативных принципов преобладал принцип распределения. Для государства она стала организацией, осуществляющей распределенческие функции в условиях массового дефицита потребительских товаров.

В настоящее время потребительские кооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах — кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах. Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций. Двойственная, социально-экономическая природа кооперации является ее глубоким, основным внутренним противоречием, накладывающим отпечаток на ее хозяйственную деятельность, социальную сущность, возможность устойчивого и стабильного развития. На дуалистический характер природы кооперации указывали многие теоретики, начиная с Р.Оуэна и Ш.Фурье. Профессор М.И. Туган-Барановский писал: «Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооператива вдохнута социалистическим идеалом»[6] именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. В нашем понимании, организационная форма - есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала - одно -организационно-правовая форма - узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги. Второе — управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры: а) внутри потребительского общества; б) в системе «потребительское общество — союз»; в) в системе «союз - союз». Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты: обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия; включает данное производство в систему единого экономического пространства; организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми; определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса; регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления. В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами. При этом мы исходим из того, что потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами. В-третьих, в современных условиях потребительская кооперация рассматривается как своеобразная форма организации производства (форма бизнеса), особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Предпринимательство в потребительской кооперации имеет свои особенности. Первая особенность - предпринимательство является коллективным, так как осуществляется в интересах пайщиков, но неиндивидуально ими, а в рамках кооперативных структур. Вторая особенность- предпринимательская деятельность реализуется преимущественно в сферах обращения и потребления, и лишь частично в сфере производства. Третья особенность - целью предпринимательской деятельности потребительского кооператива является не извлечение прибыли. Хотя данное утверждение совсем не означает, что потребительский кооператив не заботится о ее получении. Скорее, наоборот, в наше время ориентация на прибыль для кооператива как субъекта рынка составляет основу его здоровой конкуренции. Для потребительского кооператива прибыль трансформируется в некую общую экономическую выгоду, которую получают его участники. Поэтому прибыль от кооперативного бизнеса в основном используется для хозяйственного укрепления потребительской кооперации и имеет ярко выраженную социальную направленность. Исходя из выше отмеченного, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов: свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех); справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства. Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.

Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:

- сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;

- специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;

- потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;

- потребительские союзы (районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);

- хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.[7]

3. Потребительская кооперация и современное государство

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.

Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Под реформой предприятий ПК в понимается изменение принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.[8]

Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту ПК становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.

К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:

1) неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;

недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;

низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;

2) низкий уровень ответственности руководителей перед предприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Несмотря на наличие в правовых и законодательных актах ряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками и управляющими еще не отлажен;

отсутствие достоверной информации о финансово экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, пайщиков, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения реформирует реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к исполнению соотношения расходов и доходов предприятия: обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции ниже себестоимости; она лишает предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов.

Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятия и определение степени риска при принятии договорных обязательств.

Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы ПК. Для этого необходимо как изменение среды функционирования предприятия, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях ПК. Целью реформирования предприятий ПК (все системы ПК) является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства, заготовительной деятельности, общепита, конкурентоспособности продукции, а также производительности труда, снижению издержек, улучшению финансово экономических результатов.

В условиях экономического спада платежного кризиса система ПК неспособна самостоятельно реформироваться без государственной поддержки.

Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы ПК являются:

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

защита прав акционеров;

четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;

обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;

создание эффективного механизма управления предприятием.

В настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования.

Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли.

Переход к рыночной экономике требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения.

Имеются данные, что в странах с высокоразвитой торговой индустрией (ФРГ, Япония, США и др.) уровень издержек в розничной торговле составляет 26-28% к товарообороту, при этом расходы на оплату труда превышают показатели российских кооперативных организаций в 5,5 раза. Низкий уровень оплаты труда отечественных торговых работников имеет место при значительно больших, чем за рубежом, покупательских потоках. Так, если по российскому Потребсоюзу на одного торгового работника приходится 67 жителей, то в ФРГ - 20, Японии - 9. В России один магазин обслуживает более 300 покупателей, в ФРГ - 150, США - 120, Японии - 70. В кооперативных организациях в 6 раз меньше, чем в развитых капиталистических странах, уровень расходов на содержание помещений и в 70 раз - на рекламу.[9]

Учитывая, что потребительская кооперация по своей природе, целям и принципам деятельности призвана защищать интересы потребителя и ей непозволительно покрывать свои издержки за счет “кармана” покупателя, необходимо лучше работать, опираясь на научные подходы, эквивалентный обмен и договорные отношения с государством, искать новые нетрадиционные формы и методы хозяйствования, повышать экономическую компетентность кадров, сочетая ее с коммерческой инициативой пайщиков. Руководителям и специалистам организаций и предприятий приходится в действующих условиях практически заново переосмысливать природу кооперативных средств и капиталов, характер собственности потребительской кооперации, формы и условия кредитования. Предстоит научиться по-новому составлять планы хозяйственной деятельности, используя весь научный потенциал и исходя не из прошлого опыта, а из новых задач и новой обстановки как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это ставит кооператоров в непривычные условия: не надеяться на готовые управленческие решения и финансовую поддержку “сверху”, а самим научиться хорошо и быстро разбираться в экономической обстановке.

В настоящее время, когда потребность в средствах для бесперебойного финансирования хозяйственной деятельности возрастает, когда поставлена задача перевода экономики на интенсивный путь развития и ликвидации всякого рода потерь от бесхозяйственности, поиск более глубоких резервов приобретает первостепенное значение. Это, в свою очередь, повышает значение совершенствования управления системой потребительской кооперации и ее отдельными объектами.

Предприятие ПК может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки.

Конкурентоспособность - это многоаспектная категория, включающая ряд взаимо



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.