ТЕМА Интеграция в межведомственный юридически значимый документооборот при оказании государственных и муниципальных услуг
ТЕМА Интеграция в межведомственный юридически значимый документооборот при оказании государственных и муниципальных услуг
Организация процесса межведомственного взаимодействия является одним из важнейших аспектов при оказании государственных услуг. От того, насколько эффективно организованы информационные потоки между всеми ведомствами, за- висит и качество, и время оказания услуги.
Одним из шагов по повышению эффективности межведомственного взаимо- действия является использование электронного юридически значимого документо- оборота. При таком подходе нет необходимости автоматизировать деятельность самих ведомств, достаточно наделить полномочиями всех лиц, вовлеченных в про- цесс оказания государственных услуг, предоставив им право электронной цифро- вой подписи (ЭЦП).
Возможность применения ЭЦП предусмотрена действующим законодатель- ством Российской Федерации. В частности, Гражданским кодексом РФ допуска- ется использование ЭЦП при совершении сделок в случаях и в порядке, преду- смотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Статьей 434 ГК РФ также установлено, что договор может быть заключен как путем со- ставления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена доку- ментами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно уста- новить, что документ исходит от стороны по договору.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону «Об информации, информати- зации и защите информации» документ, полученный из автоматизированной ин- формационной системы, приобретает юридическую силу только после его подпи- сания должностным лицом в установленном порядке, однако подтверждение юри- дической силы подписанного документа, передаваемого с помощью АИС, может подтверждаться электронной подписью.
В условиях действующего законодательства ЭЦП не сможет полностью за- менить «живую» подпись должностного лица — результирующие документы (раз- решения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и так далее) будут выдаваться заявителю, подписанные соответствующим должностным лицом.
Вме- сте с тем, ЭЦП позволит значительно ускорить внутренний документооборот ме- жду участниками МФЦ, так как позволит подтверждать юридическую значимость передаваемых в электронном виде сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении той или иной услуги. Кроме того, исходящие запросы о предостав- лении информации от МФЦ в органы власти, являющиеся участниками МФЦ, также будут подписываться электронной подписью.
Основная цель мероприятий по созданию в рамках МФЦ межведомственного юридически значимого электронного документооборота - обеспечить условия признания электронных документов, удостоверенных ЭЦП, в рамках организации обмена документами между МФЦ и органами власти - участниками МФЦ в про- цессе предоставления комплексных государственных и муниципальных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо:
- обеспечить участников системы документооборота, принимающих к исполнению документы, удостоверенных ЭЦП средствами и спецификациями применения ЭЦП для удостоверения личности, сформировавшей ЭЦП со степенью надежности не меньшей, чем удостоверение собственноручной подписью;
- обеспечить участников системы документооборота, удостоверяющих документы с помощью ЭЦП, средствами и спецификациями применения ЭЦП для защиты ключа подписи с заданной (осознанной) степенью надежности от несанк бронированного использования другими лицами;
- создать условия неотказуемости владельцев ключей подписи от факта обладания ключом и определения его статуса в любой момент времени;
- создать условия применения ЭЦП (организационные и технические) максимально формализованными и прозрачными для возможных внешних участ ников системы.
Юридическая сила ЭЦП признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
Для обеспечения идентификации подписи необходимо наличие удостоверяющих центров и сертификата ключа подписи, соответствующего требованиям Федерального закона «об электронной цифровой подписи».
Удостоверяющий центр – это организация, выполняющая следующие функции:
- изготовление сертификатов ключей подписей;
- создание ключей ЭЦП по обращению участников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа ЭЦП;
- приостановление и возобновление действия сертификатов ключей подписей, а также их аннулирование;
- ведение реестра сертификатов ключей подписей, обеспечение его актуальности и возможности свободного доступа к нему участников информаци- онных систем;
- проверка уникальности открытых ключей ЭЦП в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;
- выдача сертификатов ключей подписей в форме документов на бумажных носителях и в форме электронных документов с информацией об их действии;
- подтверждение по обращениям пользователей подлинности ЭЦПв электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей.
С целью обеспечения работы удостоверяющего центра должен быть разработан Регламент услуг удостоверяющего центра, согласованный и принятый к исполнению всеми ведомствами — участниками МФЦ.Основным предназначением данного документа является обеспечить неотказуемость владельцев сертификатов от факта их обладания, а также условия обеспечения пользователей удостоверяющего центра информацией о действии сертификатов ключей подписи.
Для определения условий. при которых лица (участники системы докумен- тооборота) договариваются принимать к исполнению документы, удостоверенные ЭЦП,они должны заключить между собой соглашение. Данное соглашение должно регламентировать все аспекты, в том числе технические, применения ЭЦП для удостоверения документов в конкретных системах электронного документооборота. К таким аспектам относятся:
- условия равнозначности ЭЦП собственноручной подписи (детализа- ция процедур, определенных законодательством);
- условия применения средств ЭЦП;
- правила (в форме рекомендаций) работы владельцев ключей со своими ключевыми носителями, обеспечивающие его сохранность;
- порядок разрешения споров в досудебном порядке.
Средства обеспечения деятельности удостоверяющего центра должны обес- печивать минимизацию затрат, возникающих в процессе деятельности удостове- ряющего центра. повышение качества предоставляемых услуг и минимизацию фи- нансовых рисков по ответственности. В связи с этим такое программное обес- печение должно гарантировать:
- реализацию функциональных требований, обеспечивающих выполне- ние обязательств по действующему законодательству, а именно:
1. о изготовления и выдачи ключей ЭЦП„
2. о изготовления и выдачи сертификатов ключей ЭЦП, содержащих сведения об отношениях, при которых электронный документ имеет юридическую силу;
3. о регистрации владельцев сертификатов ключей ЭЦП;
4. о аннулирования, приостановления и возобновления действия сер- тификатов ключей ЭЦП;
5. о обеспечения уникальности открытых ключей ЭЦП в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;
6. о предоставления информации о действии сертификатов ключей ЭЦП;
7. о подтверждения подлинности ЭЦП.
- реализацию функциональных требований, обеспечивающих выполне- ние обязательств по договорным отношениям, а именно:
1. о прием к исполнению заявлений на изготовление, аннулирование, приостановление, возобновление сертификата ключа подписи в форме электронных документов, заверенных ЭЦП;
2. о предоставление программных средств обеспечения взаимодействия с удостоверяющим центром в распределенном режиме;
3. о формирование и публикация выписки из реестра сертификатов ключей подписи по аннулированным, приостановленным сертификатам ключей подписи с определенной (достаточно малой) периодичностью.
- наличие заключения (например, в виде сертификата соответствия), подтверждающее заявленные требования.
Следует отметить, что при применении ЭЦП могут возникнуть определен- ные риски. в частности:
- риски при идентификации лица и/или организации (в случае замеще- ния печати), удостоверивших документ:
1. о риск принятия документа к исполнению, с последующим отка- зом лица, которого идентифицировали как подписавшего документ, от факта подписания;
2. о риск непринятия документа к исполнению, вследствие неверной идентификации лица, подписавшего документ;
- риски владельца ключа подписи. связанные с несанкционированным использованием ключа другими лицами:
- риски удостоверяющего центра по ответственности за выполнение взятых на себя обязательств при оказании услуг своим пользователям, в том числе:
1. о по недостоверности сведений, указанных в сертификате ключа подписи;
2. о по несвоевременному представлению информации о действии сер- тификатов ключей подписи;
3. о по несвоевременному аннулированию сертификата или приоста- новлению/возобновлению действия сертификата.
С целью минимизации указанных рисков система электронного документо- оборота, в которой встроены средства ЭЦП,должна обеспечивать технические ус- ловия, максимально препятствующие принятию к исполнению документа, содер- жащее «некорректную» ЭЦП. К таким техническим условиям относятся:
- предотвращение принятия документа, в котором содержится хотя бы одна ЭЦП,статус сертификата которой не может быть определен с заданной степе- нью надежности;
- визуализация сертификата ключа подписи ЭЦПпри проверке подписи на клиентских рабочих станциях для идентификации лица, подписавшего доку- мент;
- использование внутренних форматов электронного документа ЭЦП, обеспечивающих наибольшую простоту визуализации содержимого.
Этапы внедрения межведомственного юридически значимого электронного документооборота в рамках создания сети МФЦв Краснодарском крае включают в себя:
- создание удостоверяющего центра администрации края;
- создание юридически значимого документооборота;
- внедрение в ведомствах иорганах местного самоуправления юридиче- ски значимого документооборота;
- подключение МФЦк межведомственному юридически значимому документообороту.
В Краснодарском крае финансирование мероприятий по созданию удостоверяющего центра и обеспечению применения ЭЦП осуществлялось в 2008-2010 го в рамках реализации краевой целевой программы «Электронная Кубань». В частности, были реализованы следующие мероприятия:
- техническое оснащение исполнительных органов государственной власти Краснодарского края средствами защиты информации и юридически значимого подтверждения подлинности документов в 2008-2010 годах (удостоверяющие центры, ЭЦП) — в объеме 9,83 млн. рублей;
- содержание средств защиты информации и удостоверяющих центров ЭЦП —в объеме 980 тыс. рублей ежегодно, начиная с 2009 года.
|