Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА Интеграция в межведомственный юридически значимый документооборот при оказании государственных и муниципальных услуг



ТЕМА Интеграция в межведомственный юридически значимый документооборот при оказании государственных и муниципальных услуг

Организация процесса межведомственного взаимодействия является одним
из важнейших аспектов при оказании государственных услуг. От того, насколько
эффективно организованы информационные потоки между всеми ведомствами, за-
висит и качество, и время оказания услуги.

Одним из шагов по повышению эффективности межведомственного взаимо-
действия является использование электронного юридически значимого документо-
оборота. При таком подходе нет необходимости автоматизировать деятельность
самих ведомств, достаточно наделить полномочиями всех лиц, вовлеченных в про-
цесс оказания государственных услуг, предоставив им право электронной цифро-
вой подписи (ЭЦП).

Возможность применения ЭЦП предусмотрена действующим законодатель-
ством Российской Федерации. В частности, Гражданским кодексом РФ допуска-
ется использование ЭЦП при совершении сделок в случаях и в порядке, преду-
смотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Статьей
434 ГК РФ также установлено, что договор может быть заключен как путем со-
ставления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена доку-
ментами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно уста-
новить, что документ исходит от стороны по договору.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону «Об информации, информати-
зации и защите информации» документ, полученный из автоматизированной ин-
формационной системы, приобретает юридическую силу только после его подпи-
сания должностным лицом в установленном порядке, однако подтверждение юри-
дической силы подписанного документа, передаваемого с помощью АИС, может
подтверждаться электронной подписью.

В условиях действующего законодательства ЭЦП не сможет полностью за-
менить «живую» подпись должностного лица — результирующие документы (раз-
решения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и так далее) будут
выдаваться заявителю, подписанные соответствующим должностным лицом.

Вме-
сте с тем, ЭЦП позволит значительно ускорить внутренний документооборот ме-
жду участниками МФЦ, так как позволит подтверждать юридическую значимость
передаваемых в электронном виде сведений, необходимых для принятия решения о
предоставлении той или иной услуги. Кроме того, исходящие запросы о предостав-
лении информации от МФЦ в органы власти, являющиеся участниками МФЦ,
также будут подписываться электронной подписью.

Основная цель мероприятий по созданию в рамках МФЦ межведомственного юридически значимого электронного документооборота - обеспечить условия признания электронных документов, удостоверенных ЭЦП, в рамках организации обмена документами между МФЦ и органами власти - участниками МФЦ в про-
цессе предоставления комплексных государственных и муниципальных услуг.


Для достижения указанной цели необходимо:

- обеспечить участников системы документооборота, принимающих к
исполнению документы, удостоверенных ЭЦП средствами и спецификациями
применения ЭЦП для удостоверения личности, сформировавшей ЭЦП со степенью
надежности не меньшей, чем удостоверение собственноручной подписью;

- обеспечить участников системы документооборота, удостоверяющих
документы с помощью ЭЦП, средствами и спецификациями применения ЭЦП для
защиты ключа подписи с заданной (осознанной) степенью надежности от несанк
бронированного использования другими лицами;

- создать условия неотказуемости владельцев ключей подписи от факта
обладания ключом и определения его статуса в любой момент времени;

- создать условия применения ЭЦП (организационные и технические)
максимально формализованными и прозрачными для возможных внешних участ
ников системы.

Юридическая сила ЭЦП признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Для обеспечения идентификации подписи необходимо наличие удостоверяющих центров и сертификата ключа подписи, соответствующего требованиям Федерального закона «об электронной цифровой подписи».

Удостоверяющий центр – это организация, выполняющая следующие функции:

- изготовление сертификатов ключей подписей;

- создание ключей ЭЦП по обращению участников информационной
системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа ЭЦП;

- приостановление и возобновление действия сертификатов ключей
подписей, а также их аннулирование;

- ведение реестра сертификатов ключей подписей, обеспечение его
актуальности и возможности свободного доступа к нему участников информаци-
онных систем;

- проверка уникальности открытых ключей ЭЦП в реестре
сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;

- выдача сертификатов ключей подписей в форме документов на
бумажных носителях и в форме электронных документов с информацией об их
действии;

- подтверждение по обращениям пользователей подлинности ЭЦПв
электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей
подписей.

С целью обеспечения работы удостоверяющего центра должен быть
разработан Регламент услуг удостоверяющего центра, согласованный и принятый к
исполнению всеми ведомствами — участниками МФЦ.Основным предназначением
данного документа является обеспечить неотказуемость владельцев сертификатов
от факта их обладания, а также условия обеспечения пользователей
удостоверяющего центра информацией о действии сертификатов ключей подписи.

Для определения условий. при которых лица (участники системы докумен-
тооборота) договариваются принимать к исполнению документы, удостоверенные
ЭЦП,они должны заключить между собой соглашение. Данное соглашение
должно регламентировать все аспекты, в том числе технические, применения ЭЦП
для удостоверения документов в конкретных системах электронного
документооборота. К таким аспектам относятся:

- условия равнозначности ЭЦП собственноручной подписи (детализа-
ция процедур, определенных законодательством);

- условия применения средств ЭЦП;

- правила (в форме рекомендаций) работы владельцев ключей со своими
ключевыми носителями, обеспечивающие его сохранность;

-
порядок разрешения споров в досудебном порядке.


Средства обеспечения деятельности удостоверяющего центра должны обес-
печивать минимизацию затрат, возникающих в процессе деятельности удостове-
ряющего центра. повышение качества предоставляемых услуг и минимизацию фи-
нансовых рисков по ответственности. В связи с этим такое программное обес-
печение должно гарантировать:

- реализацию функциональных требований, обеспечивающих выполне-
ние обязательств по действующему законодательству, а именно:

1.
о изготовления и выдачи ключей ЭЦП„

2.
о изготовления и выдачи сертификатов ключей ЭЦП, содержащих
сведения об отношениях, при которых электронный документ имеет
юридическую силу;

3.
о регистрации владельцев сертификатов ключей ЭЦП;

4. о аннулирования, приостановления и возобновления действия сер-
тификатов ключей ЭЦП;

5.
о обеспечения уникальности открытых ключей ЭЦП в реестре
сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;

6.
о предоставления информации о действии сертификатов ключей ЭЦП;

7.
о подтверждения подлинности ЭЦП.

- реализацию функциональных требований, обеспечивающих выполне-
ние обязательств по договорным отношениям, а именно:

1.
о прием к исполнению заявлений на изготовление, аннулирование,
приостановление, возобновление сертификата ключа подписи в форме
электронных документов, заверенных ЭЦП;

2.
о предоставление программных средств обеспечения взаимодействия с
удостоверяющим центром в распределенном режиме;

3.
о формирование и публикация выписки из реестра сертификатов ключей
подписи по аннулированным, приостановленным сертификатам ключей
подписи с определенной (достаточно малой) периодичностью.

- наличие заключения (например, в виде сертификата соответствия),
подтверждающее заявленные требования.

Следует отметить, что при применении ЭЦП могут возникнуть определен-
ные риски. в частности:

- риски при идентификации лица и/или организации (в случае замеще-
ния печати), удостоверивших документ:

1. о риск принятия документа к исполнению, с последующим отка-
зом лица, которого идентифицировали как подписавшего документ, от
факта подписания;

2. о риск непринятия документа к исполнению, вследствие неверной
идентификации лица, подписавшего документ;

- риски владельца ключа подписи. связанные с несанкционированным
использованием ключа другими лицами:

- риски удостоверяющего центра по ответственности за выполнение
взятых на себя обязательств при оказании услуг своим пользователям, в том числе:

1. о по недостоверности сведений, указанных в сертификате ключа
подписи;

2.
о по несвоевременному представлению информации о действии сер-
тификатов ключей подписи;

3. о по несвоевременному аннулированию сертификата или приоста-
новлению/возобновлению действия сертификата.


С целью минимизации указанных рисков система электронного документо-
оборота, в которой встроены средства ЭЦП,должна обеспечивать технические ус-
ловия, максимально препятствующие принятию к исполнению документа, содер-
жащее «некорректную» ЭЦП. К таким техническим условиям относятся:

- предотвращение принятия документа, в котором содержится хотя бы
одна ЭЦП,статус сертификата которой не может быть определен с заданной степе-
нью надежности;

-  визуализация сертификата ключа подписи ЭЦПпри проверке подписи
на клиентских рабочих станциях для идентификации лица, подписавшего доку-
мент;

-  использование внутренних форматов электронного документа ЭЦП,
обеспечивающих наибольшую простоту визуализации содержимого.

Этапы внедрения межведомственного юридически значимого электронного
документооборота в рамках создания сети МФЦв Краснодарском крае включают в
себя:

- создание удостоверяющего центра администрации края;

- создание юридически значимого документооборота;

-  внедрение в ведомствах иорганах местного самоуправления юридиче-
ски значимого документооборота;

- подключение МФЦк межведомственному юридически значимому документообороту.

В Краснодарском крае финансирование мероприятий по созданию
удостоверяющего центра и обеспечению применения ЭЦП осуществлялось  в
2008-2010 го в рамках реализации краевой целевой программы «Электронная
Кубань». В частности, были реализованы следующие мероприятия:

- техническое оснащение исполнительных органов государственной
власти Краснодарского края средствами защиты информации и юридически
значимого подтверждения подлинности документов в 2008-2010 годах
(удостоверяющие центры, ЭЦП) — в объеме 9,83 млн. рублей;

- содержание средств защиты информации и удостоверяющих центров
ЭЦП —в объеме 980 тыс. рублей ежегодно, начиная с 2009 года.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.