|
|||
По следам Мастера
Любовь Михайловна Эбауэр Преподаватель НОУ ДО «Научно-учебный центр «Знание — Коломна», экскурсовод-практик (г. Коломна) По следам Мастера При знакомстве с творческим наследием народного художника России Михаила Абакумова, бросается в глаза тот факт, как много своих произведений он посвятил Коломне, ведь до конца жизни Михаил Георгиевич жил и работал в родном городе. Очень захотелось создать новый необычный экскурсионный маршрут для нашего жителей и гостей города и приурочить его именно к памятной дате — 70-летию со дня рождения художника. Тема проекта определилась сразу «По следам Мастера», также, как и его цель — изучить образ города на полотнах Михаила Абакумова, соотнести его с реально существующими улочками и домами Коломенского Посада. Рассматривая картины Михаила Георгиевича, невольно захотелось узнать: «Где стоял его этюдник»?Адресов художник не оставил. Распечатав копии картин, хорошо зная этот район, я неоднократно бродила по улочкам Посада, пыталась стать «глазами» художника, и всякий раз поиск приносил удачу. Многие городские пейзажи очень знакомы, без труда можно определить, где работал художник. На фоне храма Николы-на-Посаде (Фото 1),илиэтой картины (Фото 2) «Цветет слива в Коломне» —ул. Н. Островского,д. 15, — не составило труда соединить изображение картины с действительностью (Фото 3). Таким же образом удалось установить место написания картины «Весенний луч», 2002г. (Фото 4). Это дом 13 по ул. Н. Островского (Фото 5). Но есть такая картина (Фото 6), в поисках адреса изображенного объекта пришлось стать практически Шерлок Холмсом. Обратите внимание на березу с искривленным стволом, изображенную на этом полотне Михаила Георгиевича. Необходимо было найти это дерево. И на пересечение двух улиц Н. Островского и Посадской, недалеко от его мастерской, береза была найдена (Фото 7),а потом — и сам дом.К этой березе на своих картинах, Абакумов возвращался еще несколько раз. Поиск шел не только в направлении установления адреса изображенного объекта, но и в направлении поиска названия, времени и техники исполнения картины. Здесь тоже были определенные трудности. Много авторских копий картин, и в разных источниках я сталкивалась с разными названиями. Эта проблема решалась постепенно. Практически все картины, отобранные для экскурсионного проекта — обрели название, время их написания и даже место хранения. Это был предварительный этап, по окончании которого, был определен экскурсионный маршрут — путь следования экскурсионной группы. Начало и окончание маршрута подсказали картины Мастера. Основой для экскурсионного показа послужили сюжеты картин Михаила Георгиевича, на которых изображены храмы и памятники архитектуры федерального и регионального значения, музеи и очень интересные посадские дома, мимо которых он не смог пройти. Приглашаю вас в увлекательное путешествие «По следам Мастера». 1. Наш маршрут начинается с развилки двух улиц, образовавшихся при застройке города по регулярному плану. (Фото 8) Картина «Зима в Коломне» 1996г.Перед нами парадные Пятницкие ворота Коломенского кремля — памятник архитектуры федерального значения, домкондитера-кухмейстера Петра Петровича Шведова и усадьба купца I гильдии, потомственного Почетного гражданина (с 01.09.1884) года Алексея Семеновича Озерова — памятники архитектуры регионального значения. 2.Сделаем небольшой разворот, и перед нами уже иная картина (Фото 9) «Осень в провинции» 2001г.В отличие от первых объектов, находящихся под охраной государства и региона, с этим домом произошла метаморфоза — он потерял свой исторический облик(Фото 10).А жаль —таких домов в Коломне больше нет, он пользовался большой популярностью у коломенских художников. Такие «потери» будут еще на нашем маршруте. 3. Из всех улиц города — улицу Посадскую чаще других мы можем видеть на картинах художника. Он писал ее в разное время года, частоточно указывая на название улицы:«Весна на улице Посадской»(Фото 11), «Осень на улице Посадской» 2001г. (Фото 12).Да ее трудно не узнать — архитектурной доминантой является Воскресенский храм Николы-на-Посаде, памятник архитектуры федерального значения. К этому храму у Мастера было особое отношение. На картине «Рождество» 2001г. (Фото 13)Михаил Георгиевич «восстановил» разрушенную колокольню, «вернул» храму прежние кресты, «зажег» в алтаре лампады. Храм удивительный как по архитектуре, так и с исторической точки зрения. Посмотрите, что удалось еще рассмотреть, наблюдая и изучая этот объект. Храмы Николы-на-Посаде и Покрова Пресвятой Богородицыстоят на одной прямой, самой древней улицы Посада — Покровской, показанной на городском плане 1780 года.Сформировалась она еще в ХII –ХIII веках, шла параллельно Москве-реке и упиралась в кремль постройки 1525–1531 годов в районе Покровской (ранее Малой) башни. 4. Для туристов — это одно из самых популярных мест в нашем городе — Пересечение двух улиц Посадской и Арбатской. Здесь расположен красивейший храм города, музей «Коломенская пастила» и «Дом Самовара».Но так было далеко не всегда. Графическая работа художника «На Посадской мелкий дождь» 2004г.(Фото 14)возвращает нас в недалекое прошлое — начинаешь понимать, как быстро идет время, как быстро меняется городская среда, как что-то такое неуловимое уходит от нас безвозвратно далеко, далеко…. 5. Не менее интересна улица Посадская и дальше. Картина «Весна в Коломне» 1991г. (Фото 15).На фоне Никольского храма дом-усадьба потомственного Почетного гражданина (с 07.08.1885 года) Трофима Моисеевича Щукина, который десятую часть своих доходов отдавал на благотворительность. На переднем плане картины — одно из организованных им богоугодных заведений — странноприимный дом, где находили приют странники-богомольцы, о чем сообщает памятная доска, установленная на доме. Оба здания — памятники архитектуры регионального значения. 6. А мы продолжаем свое путешествие по картинам художника. Картина «Тихо на улице Посадской» (Фото 16).Год создания картины установить пока не удалось, а вот что на ней изображено, известно. На нечетной стороне улицы на заднем плане картины виден купол еще одного посадского храма — Рождества Христова. Желтое здание рядом с ним городская усадьба. Оба объекта — памятники архитектуры регионального значения. В 1902году усадьба приобретается Коломенским земством под земскую больницу. В которой с 1916 года, работал основатель системы здравоохранения в Коломне, инициатор созданияфельдшерской школы, земский врач Борис Афиногенович Брушлинский. Об этом сообщает мемориальная доска. В том же 1902 году земством приобретается по соседству дом, в котором устраиваются две квартиры для земских врачей, один из которых — Борис Афиногенович (Фото 17). Обращает на себя внимание не только вытянутый вдоль улицы фасад дома, что нехарактерно для нашего города, но и большая оригинальность в его оформление.Может быть по этой причине художник еще не раз обращался к этому сюжету (Фото 18).Давайте теперь перейдем к четной стороне улицы Картины «Тихо на улице Посадской» (Фото 16).На заднем плане двухэтажный дом, памятник архитектуры регионального значения, являющийся украшением этой части улицы. Сохранились даже ворота этого дома, а вот соседнему дому не повезло. На его месте возведен двухэтажный особняк. Строительные работы продолжаются. Несмотря на нарядность нового «посадского жителя», богато украшенного майоликой, этот уголок посада потерял свое историческое очарование. 7. Картина «Март» 1989г. (Фото 19). Угловой дом на пересечение двух улиц Посадской и Николая Островского интересен не только тем, что формирует вид сразу двух улици определяет тщательную разработку обоих лицевых фасадов, но и тем, что в начале ХХ века им владели родственники известного музыкального деятеля Александра Васильевича Свешникова. Родственники Александра Васильевича были рыбаками. Старожилы улицы вспоминают, что у этого дома всегда сушились рыбацкие сети. 8. Великолепная панорама москворецкой поймы открывается в конце улицы Посадской картина «Вечер в Коломне» 1980г. (Фото 20).Старый железнодорожный мост постройки 1913 года по проекту профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова прослужил верой и правдой почти 100 лет. В конце ХХ столетия развернулись работы по строительству нового моста. В 2001 году новый мост был сдан в эксплуатацию картина «В ожидании весны» 2006г. (Фото 21). 9. А мы с вами в самом центре Гончарной слободы, центром которой является Богоявленский храм картина «Заснувший сад» 2005г. (Фото 22).Этот храм Михаил Георгиевич имел возможность рисовать не только на улицах города картина «На свет божий» 2005–2006гг. (Фото 23),но и из окна своей мастерской (Фото 24, 25). На последних двух картинах в верхнем правом углу художник написал мезонин главного дома усадьбы потомственной Почетной гражданки Марии Николаевны Шевлягиной, известной своей благотворительностью. Самой крупной благотворительной акцией Марии Николаевны было строительство в 1902 году городского водопровода. На картине художника «Октябрь в Коломне. Дом Шевлягиной» 2001г. (Фото 26)мы видим и сам дом. 10. Заканчивается наша экскурсия на улице Николая Островского там, где у Мастера мастерская (Фото 27). К сожалению, нашей учебной группе не удалось найти картину Михаила Георгиевича, на которой была бы изображена его мастерская — бывший флигель городской усадьбы, как и побывать в «гостях» у Мастера, там, где рождались его шедевры. Проект еще не завершен, работа продолжается и хочется надеяться ... Но мы успели познакомиться и подружиться со сторожем этого дома (Фото 28). Разве это не сюжет для новой картины?
|
|||
|