Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение соглашений между странами о начале торговых отношений



 

 

Экономическая интеграция — процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

 

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

-взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

-широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

-глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

-целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

-региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Объединение в интеграционные группировки определялось рядом предпосылок:

-близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА, АТЭС) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

-географической близостью интегрирующихся стран, наличием в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

-общностью экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

-демонстрационным эффектом — в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги, оказывающие определенное психологическое воздействие на другие страны;

-«эффектом домино» — когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

 

Основными целями интеграции могут быть:

-использование преимуществ экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций;

-создание благоприятной внешнеполитической среды;

-решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;

-содействие структурной перестройке экономики;

-поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

 

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:

-более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям;

-возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

-возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;

-создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

 

 

Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями, которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.

 

На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

 

Третий этап интеграции, таможенный союз, — отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.

 

На четвертом этапе, общего рынка, — страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС — Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).

 

На пятом, самом высоком, этапе происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.

 

С 1.01.1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоящее время его участниками являются 27 государств Западной, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии.

 

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:

 

отмену таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

 

введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

 

свободное движение факторов производства, свободу создания филиалов на территории ЕЭС и свободную торговлю услугами между странами-участницами;

 

проведение общей аграрной и транспортной политики;

 

создание условий конкуренции внутри сообщества;

 

координацию и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

 

выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

 

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

1951-1957 Заключение соглашений между странами о начале торговых отношений

Этап зоны свободной торговли (1958—1966 гг.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.

На этапе таможенного союза (1968—1986 гг.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, т.н. европейская «валютная змея», а с 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система.

На этапе общего рынка (1987—1992 гг.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» — свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Этап экономического союза (с 1993 г.) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1.11.1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 г. в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики.

 

В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

Совет министров — законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п.

Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходимые импульсы развитию ЕС и определять общие политические принципы. В его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС.

 

Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политики и т.д.

 

Европейский парламент — контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2—1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).

 

Суд Европейских сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

 

Этапы интеграционного процесса

 

1 преференциальное торговое соглашение подписание на двусторонней основе соглашения о взаимном уменьшении барьеров и ограничений в торговле
2 зона свободной торговли постепенная отмена всех ограничений во взаимной торговле, прежде всего, тарифных
3 таможенный союз  упразднение таможенных пошлин во взаимной торговле и установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран
4 общий рынок  свободное перемещение через границы стран товаров, услуг, капиталов и рабочей силы
5 экономический союз  единый подход к макроэкономической политике, в том числе внешнеэкономической и фискальной политике
6 валютный союз создание единой валюты
7 политический союз  проведение единой политики в области безопасности и обороны и создание общих органов для ее проведения

 

 

 Соответствие европейских стран дате их вступления в ЕС

 

 1951 г.  Франция, Германия, Италия, страны Бенилюкс
 1972 г.  Великобритания, Ирландия, Дания
 1981 г.  Греция
1986 г.  Испания, Португалия
 1995 г.  Австрия, Финляндия, Швеция
 2004 г.  Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр
 2007 г.  Болгария, Румыния

 

                

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.