Идеи для зрительной системы
Сенсорная интеграция
Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие. Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически. Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно. Итак, рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы, а также узнаем, какого рода дисфункции испытывает человек, имеющий особенности в развитии в каждой из этих систем.
Баланс (вестибулярная система) Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела.
У человека с особенностями в развитии отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности. ОВЧ - проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте - проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения - укачивание в машине, самолёте. - проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле
Ощущение собственного тела (проприоцептивная система) Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает.
Отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства - проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий; «натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара о ветку дерева и т.д. - часто сталкивается с другими людьми.
ОВЧ - проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков) - двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.
Запах (обонятельная система) Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся.
Отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь - некоторые люди могут лизать вещи ОВЧ - повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи - проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом - неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.
Зрение (зрительная система) Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве.
Отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов - некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми - проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть ОВЧ - случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг, «режут» глаза. - фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников - фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом
Слух (слуховая система) Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений.
Отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит - человек не распознает определенные звуки - наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами ОВЧ - громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные - неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией - у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.
Прикосновение (тактильная система) Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно). Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно.
Отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - сильно сжимает других людей - очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль - практикует самоповреждения - получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи ОВЧ - прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми - не любит надевать что-либо на руки или стопы - проблемы с расчесыванием и мытьем головы - предпочитает строго определенные виды одежды или ткани
Вкус (вкусовая система) С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны.
Отличия/проблемы этой системы включают: ОНЧ - любит очень острую еду - ест буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту и.т.п. ОВЧ - некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые - определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое
Стратегии помощи. Лучшее понимание сенсорного мира людей с особенностями в развитии позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок. Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду. Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии. Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Интеграционые занятия и идеи для вестибулярной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, фитбол, карусель и кресла-качалки, иппотерапия, прыжки на батуте.
При высокой сенсорной чувствительности.
- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки ( напр.,для обозначения финишной линии - цветной скотч) или поощрения. Идеи для проприоцептивной системы
При низкой сенсорной чувствительности. - размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще - обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу - прививайте правило «вытянутой руки» для других людей
-карточки-ограничители «стоп» и т.д.
При высокой сенсорной чувствительности. Все виды занятий для развития мелкой моторики, рисование и раскрашивание. Обязательное изучение материалов различной фактуры. Игры с мячом, где задействованы обе руки, поочередно правая и левая.
Идеи для обонятельной системы При низкой сенсорной чувствительности. - применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов -ароматерапия.
При высокой сенсорной чувствительности. - использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности. - увеличивайте применение визуальной стимуляции
При высокой сенсорной чувствительности. - избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы - солнцезащитные очки - создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам - используйте непроницаемые шторы
Идеи для слуховой системы Музыкальная терапия. Метод Томатис. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения. При низкой сенсорной чувствительности. - закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки - готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место - беруши - аудиоплеер - создание огороженного рабочего места При высокой сенсорной чувствительности. - сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.
Идеи для тактильной системы При низкой сенсорной чувствительности. - тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, массажные мячи,растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности. - всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди - помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими - постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами - учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Некоторые виды сенсорных нарушений ,их причины и примерные способы преодоления этих проблем.
- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
- Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
- Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно. - Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла. - Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными. -Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет,человека-это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и баланса. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание,иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов, .
|