Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» 1 страница



 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

 

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации 

 

 

(наименование института)

 

 

Шпякин Валерий Александрович

 

 

(ФИО обучающегося)

 

   

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

51.03.01 Культурология

 

 

(код и наименование направления подготовки / специальности)

 

Социально-культурные практики в индустрии досуга и рекреации

 

(наименование направленности образовательной программы (профиля / специальности / название магистерской программы))

 

            Рэп-баттлы как феномен современной молодежной культуры

 

(тема ВКР)

 

 

 

   

Утверждена приказом от «30»

ноября 2018г.  №2879

 

 

 

 

Руководитель ВКР

 

 

 

Д

Добрыднев В.А. доцент,.к.и.н.

 

Консультанты2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент2

 

 

 

 

 

 

 

Нормоконтроль

 

 

 

 

 

Паршева Е.М. специалист по УМР

 

Руководитель ОПОП

 

 

 

 

 

Сибирцева Ю.А., зав.каф. к.филос.н., доцент

 

 

 

(дата)

 

(подпись)

 

(ФИО, должность/ степень/ звание)

 

 

Постановление ГЭК от«___» ___________20_____г.

 

Признать, что обучающийся (-аяся)

В.А. Шпякин

 

 

(инициалы, фамилия)

 

 

 

 

выполнил(-а) и защитил(-а)ВКР сотметкой

 

 
 

 

 

(отметка прописью)

  Председатель ГЭК

 

 

 

 

 

                                                          (подпись)

(инициалы, фамилия)

  Секретарь ГЭК

 

 

 

            

 

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

Архангельск 2019

                                               

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….2

1 Теоретическая характеристика рэп-баттлов как феномена молодежной культуры

1.1  Рэп-баттлы: понятие и сущность, классификация, основные направления…………………………..…………………………………………….6

1.2  Предпосылки к появлению рэп-баттлов как отдельного вида деятельности, становление и развитие как особой культуры в России ……………………….11

1.3  Сравнение феномена рэп-баттлов с другими культурными явлениями, влияние на массовую культуру…...……………………………………………...19

1.4  Причины увлечения молодежи рэп-баттлами…………………..……….....26

1.5  Критика рэп-баттлов………………………………………………………....38

1.6  Интернет как среда существования рэп-баттлов……………….………….40

2 Рэп-баттл как досуговое мероприятие, изучение опыта «TrueBattle»

2.1  Роли: организатор, участник, зритель…………………….………………...44

2.2  Ход мероприятия………………………………..…………………………....52

2.3  Критерии оценки участников……………………………………..………....58

2.4  Реклама рэп-баттлов как досугового мероприятия………..…………….....62

Заключение…………………………………………………………………….……..67

Список используемых источников……………………….……………………...….69

Приложение А (обязательное) Фотографии и графика…………..………………..77

Приложение Б (обязательное) Словарь сленга участников рэп-баттлов……....…81

Приложение В (обязательное) Фрагменты текстов участников рэп-баттлов……84

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В основе понятия форм досуговой деятельности находится тезис о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс не может быть осуществим.

Формы досуговой деятельности очень разнообразны – если опираться на данные современной науки, можно выделить около сорока базовых форм и элементов досуга, но разновидностей и вариаций внутри них бессчетное множество. К примеру, викторина, может быть организованна более чем шестидесятью способами.

В современной социально-культурной ситуации, общество заинтересованно в эффективном использовании свободного времени. Досуговая деятельность – именно та сфера, в которой происходит самореализация духовного и творческого потенциала общества.

В международной энциклопедии социальных наук досуг определяется как результат свободного выбора. Он являет собой ту часть бюджета времени человека, которая остаётся после того, как вычитаются остальные временные затраты – физиологические потребности, учёба, работа, семейные обязанности.

Досуг идентифицируется с активностью и действием, зависит от социальных отношений, контрактов и договоренностей, т.к. множество его форм направлено на организованную коллективную деятельность. Для большинства людей характерен узкий набор досуговых интересов и занятий, в соответствии с возрастом, принадлежности к социальным слоям, количеству свободного времени.

В современной науке понятия «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные. Первое чаще используют в самых различных смыслах (отдых, развлечение, свободное время, рекреация). Под вторым же, как правило, понимают комплекс мероприятий, направленный на восстановление физических и психологических сил [8].

В настоящее время среди молодежи большой популярностью пользуется такая форма досуга, как рэп-баттлы (рэп – речитативное исполнение стихов, battle – англ, в переводе – битва, бой, сражение). Рэп-баттл представляет собой соревнование двух и более участников, целью которого, зачастую, является моральное доминирование над соперником, унижение, высмеивание.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что популярность рэп-баттлов возрастает. По данным сервиса «Яндекс, подбор слов», предназначенного для получения статистики запросов в поисковой системе «Яндекс», количество запросов по слову «баттлы» в ноябре 2016 года составляло 66 444 запроса в месяц, а уже в августе 2017 года число запросов выросло до 120 317. Первые страницы информации, которую выдаёт поисковая машина, целиком посвящены именно рэп-баттлам. При этом, в статистике не учитываются более конкретные запросы. К примеру «рэп баттл», «лучшие баттлы». О росте популярности данного вида деятельности свидетельствует появление сводок о крупных событиях баттловой сферы в крупных СМИ, а то, что «входит в историю», даже упоминается по федеральным каналам. Определенные выражения, употребляемые участниками в своих выступлениях, становятся афоризмами, превращаются в мемы, их цитируют даже политики, а сам феномен существования «баттлов» вызывает различную реакцию у деятелей культуры.

Самый «громкий» рэп-баттл 2017 года, к которому до сих пор приклеен ярлык «баттл года», - это соревнование между исполнителями Oxxxymiron и Слава КПСС. На видеохостинге «Youtube» видеозапись с данным сражением собрала более 40 млн. просмотров [5].

Для сравнения, один из самых «громких» российских фильмов того же года – «Притяжение» (реж. Фёдор Бондарчук). Фильм успели посмотреть на больших экранах 4,08 млн. зрителей.

Изучение такого рода мероприятий как формы досуговой и рекреационной деятельности позволит понять предпочтения молодежи при выборе проведения досуга, определить специфику данной формы, позволит понять ключевые особенности данного рода деятельности. Феномен рэп-баттлов существует и вызывает интерес среди молодежи, но, при этом, практически не разработан в научной литературе.

Степень исследованности темы: феномен молодёжной культуры изучен широко и представлен в работах многих российских учёных. Косарецкая С.В. считает молодежные субкультуры одним из наиболее эффективных методов организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Банникова Д.Я. рассматривает молодёжную субкультуру как инструмент социализации подростка. Белокопытова Е.И. изучает структуру организации молодёжной субкультуры и причины их появления. Данное явление не ново для нашей страны, активно изучается научно, а каждый год появляется множество новых публикаций, посвященных молодёжной культуре и молодёжным субкультурам.

Феномен рэп-баттлов изучался в работах литовского филолога Э. Лассан, которая рассматривала баттлы как феномен современной культуры, коррелирующий с другими явлениями повседневной агрессии: терроризмом и политическими ток-шоу [34]. Ю.И. Августис провела этнометодологическое исследование, изучая производство порядка и управление паузами при проведении рэп-баттлов [9]. В.Н. Степанов изучил жанроопределяющие признаки баттл-рэпа, придя к выводу, что такими признаками являются: сниженная лексика (сленг, инвективы), выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, паремические единицы – пословицы, поговорки, афоризмы, аллюзии); эллипсис (неполные и бессоюзные конструкции) на синтаксическом уровне [47]. Рэп-баттлы являются новым для России явлением, до настоящего времени комплексных исследований не проводилось, все научные публикации рассматривают только одну из сторон явления. Рэп-баттлы как часть современной молодёжной культуры до настоящего времени не рассматривались.

Объектом исследования является молодёжная культура.

Под молодёжной культурой в данном исследовании понимается культура досуга, в которой социальные отношения выстроены не вокруг семьи, а вокруг сверстников, при этом предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к внешним маркерам, таким (особые языковые формы, определенный вкус в одежде или музыке, определенные образцы проведения досуга).

Предметом исследования являются рэп-баттлы как феномен современной молодежной культуры.

Под рэп-баттлами в данной работе понимается словесный поединок двух и более исполнителей, работающих в жанре «рэп». В узком смысле под рэп-баттлами понимается досуговое мероприятие целью которого становится реализаци данных поединков.

Цель работы – рассмотреть рэп-баттлы как форму репрезентации молодёжной культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ доступной литературы и раскрыть основные понятия, используемые в работе.

2. Изучить предпосылки к появлению рэп-баттлов как особой культуры.

3. Охарактеризовать основные причины увлечения молодежи рэп-баттлами.

4. Провести анализ особенностей и специфики рэп-баттлов как сферы досуговой и рекреационной деятельности.

5. Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Методами исследования являются:

- включенное наблюдение

- интервьюирование

- описательный метод

- метод классификации

- анализ

- опрос

- сравнение и аналогия.

Исследование проводится среди организаторов, участников и посетителей рэп-баттла «TrueBattle», представляющего собой ряд мероприятий, организованных по принципу турнира, проходящего на регулярной основе в г. Архангельске.

Опрос проводился среди жителей города Архангельска. 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЭП-БАТТЛОВ КАК ФЕНОМЕНА МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Рэп-баттлы: понятие и сущность, классификация, основные направления

Согласно теории, которую выдвинул профессор Ференц Сас, рэп-баттлы берут свое начало от каледонского вида развлечения, именуемого «flyting», смысл которого сводился ко взаимному оскорблению между двумя поэтами, реализовывалось подобно развлечение в стихотворной форме. Это направление было популярно в питейных заведениях Шотландии, в XVI веке. Позже похожий способ развлечений переняли и американские рабовладельцы, организовывавшие подобные состязания между своими рабами, но и в других культурах можно найти феномены, имеющие внешнее сходство с данным видом развлечений [приложение А, рис. 1].

Первые рэп-баттлы появились в начале 1980-х годов. Один из самых первых баттлов, оставивших документальное подтверждение, состоялся в декабре 1982 года в Нью-Йорке, между американскими рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski.

Первые рэп-баттлы не отличались разнообразием: соперники заранее писали текст, направленный на оскорбление друг друга, и исполняли его под аккомпанемент, создаваемый ди-джеем. Победителем оказывался тот, кто получал большее одобрение со стороны зрителей. Такую систему баттлов можно определить, как классическую.

Таким образом, мы будем называть классическими баттлами – соревнование, в котором два участника противостоят друг другу, и используют заранее написанный текст, направленный на унижение оппонента.

В начале 90-х годов в США огромную популярность получили фристайл-баттлы. Данный вид баттлов, зачастую, состоит из трех раундов и правила подобны тем, что используются в классической форме баттлов, с тем лишь отличием, что текст не пишется заблаговременно – это чистая импровизация, в которой использование заранее написанных текстовых заготовок не одобряется.

С начала 2000-х годов на смену разовым мероприятиям пришли фестивали (Jump Off TV’s World Rap Championships, который состоялся в 2006 году в Лондоне), баттловые площадки начали использовать «сезонную» систему – соревнования стали проходить по турнирной таблице, и когда мероприятие доходило до логичного завершения, начинался новый круг. Главное отличие турнирной таблицы от изначальной разовой формы проведения баттлов заключается в том, что, соперники попадают в пару случайным образом. Чаще всего, между ними нет настоящего конфликта и вместо состязания, где причина кроется в личной неприязни, зачастую, уходящей далеко за пределы баттла, соперники после завершения состязания пожимают друг другу руки.

В настоящее время, в перерыве между турнирами, многие площадки устраивают встречи, которые принято называть main event или межсезоньем.

Main event - это мероприятие, в основе которого лежат баттлы-вызовы, не имеющие отношения к турнирной сетке. Участники заранее договариваются о парах, организаторы стараются сделать баттл интересным и дать в пару сильному участнику не менее сильного соперника. Как правило, организаторы прилагают усилия для создания отличной от турнирной атмосферы мероприятия, экспериментируя с помещением, формами баттлов и прочим. Например, первый main event площадки Versus впервые прошел в концертном зале, где присутствовало несколько тысяч человек, второй – на крыше одного из деловых центров Санкт-Петербурга.

Все перечисленные выше баттлы проходят при непосредственном контакте участников друг с другом. Поэтому, их можно объединить в одну большую группу – оффлайн-баттлы (от английского offline – сленговый термин, обозначающий нечто вроде «отключенный от сети»).

В связи с распространением цифровых технологий, стоимость услуг студийной звукозаписи резко уменьшилась и, в совокупности с развитием сети Интернет, это привело к тому, что в начале 2000-х стали появляться онлайн-баттлы. Подходы использовались совершенно другие: любой желающий мог загрузить на специально созданный сайт аудиозапись, если она соответствовала условиям и тематике, заданной организаторами. После этого, из всех участников, судьи отбирали кратное количество лучших исполнителей, которые допускались в следующий этап баттла, уже разбившись на пары, где участники соревнуются между собой, и снова создают музыкальную композицию на заданную организатором тему, в отведенный срок, соблюдая заданные рамки. Каждую пару оценивают судьи, давая развернутый комментарий и выставляя оценки по бальной шкале. Набравший большее количество баллов в паре – проходит в следующий этап, где оставшиеся участники снова делятся на пары, и после 5-9 таких этапов выявляется победитель.

До 2012 года в онлайн-баттлах очень часто участвовали концертирующие и популярные рэп-исполнители, которые таким образом хотели разогреть публику перед туром и познакомить её со своим мировоззрением. Именно онлайн-баттлы очень часто бывают не направленными на соперника - можно стать победителем крупнейшего проекта, оставив позади 1000 других исполнителей, никого не оскорбив и не унизив. Целью раунда, в таком случае, становится раскрытие заданной темы необычным образом. Особого внимания заслуживает традиция раскрытия темы раунда методом сторителлинга.

В настоящее время, технология подобная онлайн рэп-баттлам применяется не только при проведении рэп-состязаний. Так, в Интернете существует проект «ОСА» - открытое соревнование аудиостихов, в котором участие принимают поэты. Мероприятие насчитывает уже 6 сезонов. Идея оффлайн-баттлов тоже была принята в других сферах: так, в Санкт-Петербурге существует проект «Guitar battle», в рамках которого два гитариста соревнуются в игре на инструменте, а сама технология проведения мероприятия точно скопирована из акапельных оффлайн-баттлов.

Резюмируя вышесказанное, по месту проведения рэп-баттлы можно разделить на две большие группы:

- онлайн-баттлы (те, что проводятся в сети Интернет)

- оффлайн-баттлы (непосредственные встречи между участниками)

В каждой из этих групп задействуется множество других различных форм. Так, в среде онлайн-баттлов можно выделить такие явления как текстовый баттл, который схож по правилам с простым турнирным онлайн-баттлом, с тем лишь отличием, что вместо аудиозаписи участники сдают рэп-текст. Соответственно, и критерии оценки совершенно иные. В рэп-сообществе, существует отдельная субкультура «текстовиков», которые делают основной упор на рифму, построение текста и его оригинальность, абсолютно игнорируя такие критерии как исполнение, подача, работа с аудиторией и т.д.

Помимо этого, в онлайн-баттлах можно встретить и такую форму как командные баттлы – вместо аудиозаписи сделанной одним участником, запись делает группа людей. В подобного рода мероприятиях оценка может варьироваться еще и по тому критерию, как слаженно звучит команда, а отсутствие на «треке» одного из заявленных участников - может стать причиной поражения (самые известные проекты такого рода это «Командный Hip-Hop.ru баттл» и «Уральский командный баттл»).

Оффлайн-баттлы условно можно разделить на классические и фристайл-баттлы, о которых уже говорилось выше, но и они включают в себя множество различных видов, которые, к тому же, могут применяться совместно. Так, можно выделить акапельный баттл, «комплиментарный» баттл, «BPM»-баттл, badbars-баттл и, уже упомянутый в другой категории, коммандный баттл. Очень редко, но все же проводятся ролевые баттлы, где участники отыгрывают роль другого человека (самый известный из баттлов подобного рода – Чейни vs Юля Kiwi, в котором они соревнуются в роли Дианы Шурыгиной и Сергея Семёнова, высмеивая ситуацию, которую активно обсуждали СМИ).

Акапельный баттл – это соревнование, в котором участники исполняют свои тексты без музыки. Такая форма предполагает большую ритмическую свободу для исполнителей, т.к. текст не согласован с музыкальной составляющей, но и для эффектного баттла требуется куда большая подготовка: помимо дикции нужно обладать сильной харизмой, чтобы зажечь толпу, хорошей памятью, т.к. текст в подобных баттлах гораздо длиннее и сложнее по наполнению[48]. 

В настоящее время большинство оффлайн-баттлов проводятся именно в виде акапельного баттла. Выступления записываются, а после выкладываются в Интернет. К этому формату относятся лиги King of the Dot, Don’t Flop, и наши соотечественники: Versus Battle, Slovo, RBL.

BPM-баттл – это классическое соревнование участников, которые исполняют свой текст под музыку, выбранную заранее, или же ту, которую ди-джей запускает случайным образом. Название данной формы отсылает нас к одноименной единице измерения темпа в музыкальных произведениях (англ. beats per minute – удары в минуту) [27]. Самые известные отечественные проекты такого рода это «Versus BMP», «Рвать на битах», «140 BMP Battle», «Slovo Back 2 Beat», «Pitt Bull Battle».

В баттлах такого рода есть свои правила. Например, что касается выбора инструменталов, поверх которых исполняют текст участники, чаще всего, первый инструментал выбирает один выступающий, а второй выбирает его соперник. Таким образом, уравновешиваются условия для комфортной подготовки к баттлу.

Комплементарный баттл – это баттл, где текст строится на воспевании соперника. В комплементарных баттлах важны не столько сами комплименты, сколько колкость подачи, двусмысленность, из которой явно становится понятным наличие сарказма, юмор и, в целом, абсурдность комплиментов.

Badbars-баттл – это, чаще всего, акапельный баттл, построенный на простых шутках, которые не нуждаются в сложном анализе для понимания. Как правило, эти баттлы являются самыми «грязными» и не содержат в себе моральной составляющей. В виду своей простоты, подобные баттлы, чаще всего, лучше прочих разогревают публику, поэтому их используют как дополнение к основной программе мероприятия. Такие баттлы не направлены на деконструкцию соперника, а текст, используемый выступающими, чаще всего представляют собой набор каких-либо разрозненных фрагментов, не связанных единой нитью повествования.

Существуют и другие формы проведения баттлов, но встречаются они гораздо реже. Так, например, параллельно с «9 официальным hip-hop.ru баттлом», был проведен видео-баттл, в котором участники соревновались, представляя публике и судьям не музыкальную композицию, а видеоклип.

Практически все эти виды баттлов могут пересекаться между собой. Например, легко можно представить оффлайн-фристайл-баттл, в котором участники под музыку соревнуются командами.

Начиная с 2019 года большую популярность приобретают акапельные баттлы, в формате badbars, в которых участники не используют заранее написанный текст, а импровизируют (фристайл). В какой-либо художественной ценности подобных мероприятий можно усомниться, но выглядит это очень абсурдно и смешно. С другой стороны, популярность подобного формата можно рассматривать как кризис внутри данного феномена и отсутствие свежих идей. Самый яркий пример баттлов подобного рода – баттл между ABBALBISK и ХХОС, который длится почти 40 минут [2].

В рэп-баттлах очень выражена интертекстуальность. Так, в баттле Oxxxymiron vs Гнойный, участники ссылались не только на внутренние события, происходящие в среде, в которой существуют рэп-баттлы, и тексты песен друг друга и других участников баттл-сообщества, но и на мировую классику, на современных авторов - Гоголя, Гумилева, Пастернака, Есенина, Маяковского, Бродского, Замятина, Оруэлла, Хаксли, Ремарка, Дюма, Лимонова, на Библию, философию киников, манифесты футуристов и многое другое [28]. В рэп-баттлах знание, начитанность, образованность, интеллектуальность подаются участниками как ценности.

1.2 Предпосылки к появлению рэп-баттлов как отдельного вида деятельности, становление и развитие как особой культуры в России

В России близким аналогом рэп-баттлов являлись литературные диспуты, которые проходили между поэтами в начале XX века. Самый известный пример такого рода – диспут между В. Маяковским и И. Северяниным, состоявшийся 27 февраля 1918 года в Политехническом музее Москвы, а 4 ноября 1918 года состоялся суд-диспут между имажинистами и футуристами, в котором снова принял участие В. Маяковский, а так же С. Есенин, И. Аксёнов, В. Брюсов, взаимно обвинявшие друг друга в убийстве поэзии [24]. Во что, как ни в стихи поэт должен был выливать неприязнь к человеку? Особенно, если неприятель поэта – поэт. Подобное зрелище – это являлось ярким шоу, вызывающим интерес публики.

Первое событие, связанное с появлением рэпа, произошло в городе Куйбышев. В 1984 году DJ студенческой дискотеки Александр Астров, объединившись с группой «Час Пик», записал почти получасовую аудиокассету, которая достаточно быстро «разошлась» по стране в виде альбома с лаконичным названием - «Рэп» [приложение А, рис. 2].

Хип-хоп в России приобрёл узкую известность во второй половине 80-х годов, когда началось увлечение молодёжи брейк-дансом. В 90-х в молодёжной среде появилось увлечение граффити, а после – массовое увлечение рэпом.

Первый рэп-баттл в России состоялся в 1994 году между исполнителями Sir-J и MC Hassan, после окончания фестиваля «Rap Music», но и до этого события были конфликты в среде рэп-исполнителей, которые косвенно можно отнести к баттлам. Подобного рода конфликт выражался во взаимных диссах [приложение Б]. Самый известный пример такого конфликта – это противостояние между исполнителем Лигалайзом и Владом Валовым, двумя весомыми фигурами в рэп-сообществе на то время. Этот конфликт вызвал интерес у публики по той причине, что не был не постановочным, а взаимная ненависть между исполнителями продолжается до сих пор. Только вот сами исполнители за, более чем 20 лет, были практически забыты – рэп-музыка эволюционирует и баттлы, тесно связанные с рэп-музыкой, тоже не стоят на месте - это очень пластичные направления, которые могут полностью измениться за несколько лет, что свойственно массовой культуре.

Русский рэп очень своеобразен. В США и Франции хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто», где в текстах высказывалось очень агрессивное отношение к белому населению этих стран, и, получается, в сравнении с этими странами, для появления хип-хопа в России не было объективных социальных причин. Однако, данная музыка нашла своего слушателя, а противопоставление строилось не по расовому признаку, а по социальному (чаще всего, бедные — богатые), культурному, по образу жизни и иным схожим принципам.

О сходстве и различии культуры рэп-баттлов в России в США не проводилось крупных исследований, но, даже на первый взгляд, сразу же бросается в глаза то, что исполнители в России строят текст, по большей части, направленный на соперника, чем на репрезентацию собственных успехов. Так, в международном баттле Oxxxymiron vs Dizaster [1], в первом раунде Dizaster употребил местоимение «я» 19 раз, а «ты», обращаясь к сопернику, - 6, в то время, как наш соотечественник, напротив, употребил слово «я» 12 раз и «ты» - 26. Вероятно, это связано с американской «Я-культурой» и культурой самоценности, где достижения собственного «я» являются первостепенными, и с особенностями российской культуры, где «я» практически всегда было коллективистским, а самоутверждение происходило не за счет подчеркивания собственной важности, а за счет умаления ценности другого человека. Данный пример лишь иллюстрирует тот факт, что в различных национальных культурах рэп-баттлы являются довольно разными по содержанию [25].

Массовую популярность рэп-баттлы в России получили в начале 2000-х. В отличие от США, где первые рэп-баттлы проводились организаторами на улице, в России массовая волна рэп-баттлов зародилась в Интернете. В декабре 2001 года на интернет-форуме hip-hop.ru был анонсирован «Первый MC-баттл», в котором участвовал 21 исполнитель. «9 официальный баттл», который проходил на этом же форуме в 2011 году, собрал 9259 исполнителей, что являлось лучшим результатом в мире на тот момент. Помимо вышеназванных официальных баттлов, на форуме было проведено 16 независимых и 8 командных баттлов. Многие уважаемые в рэп-сообществе люди стали популярны благодаря онлайн-баттлам такого рода - Drago, St1m, Noize MC, Дуня, A-Sid, Babangida, Gillia, СД, RE-pac, Рем Дигга, Johnyboy, Oxxxymiron, а многие из них, с появлением и распространением оффлайн-баттлов, переключились на другой формат.

Первые массовые фристайл-баттлы оффлайн формата проходили с 2003 года на таких площадках как «Snickers Урбания» и «SGK». Вторая площадка задумывалась организаторами как фестиваль граффити, но баттлы прижились и стали важной частью мероприятия. Самым ярким участником такого формата баттлов можно считать исполнителя Noize [приложение А, рис. 3].  Его фристайлы до сих пор считаются одними из лучших, остаются частью его концертной программы, вызывая разную реакцию со стороны властей. Так, в 2010 году исполнитель был арестован на 10 суток за исполнение фристайла, в котором высказал неуважение к сотрудникам полиции.

На коммерческих площадках фристайл-баттлы зачастую являлись не направленными на соперника по баттлу. В таком случае, исполнители старались максимально смешно и подробно раскрыть заданную тему. 

В 2009 году крупный портал, посвященный хип-хоп культуре, InDaRNB.ru запустил турнир InDaBattle, с рекордным на тот момент призовым фондом в 1 млн рублей. Третьим крупнейшим онлайн-турниром в истории онлайн-баттлов стал Rap Olympics.

В дальнейшем появлялись баттл-площадки, в которых баттл был скорее методом рекламы какого-либо продукта организации, занимавшейся созданием баттла: такими были SaSiSa Battle, Koli Battle, Cup of Coffee Battle и Gold Battle.

В 2008 году организаторы проекта InDaBattle совместно с музыкальным телеканалом «Муз-ТВ» провели два сезона телевизионного проекта «Битва за респект», построенного по принципу турнира. Финал посетил Владимир Путин, лично наградив победителя [приложение А, рис. 4]. Этот проект был первым на территории России, который привлёк внимание не только целевой аудитории, в виде участников рэп-сообщества, но и стороннего зрителя.

С 2008 года активно стали проводиться уличные баттлы, такие как Shotgun и Hooyax, из которых вышли такие исполнители, как Ресторатор, Galat, Jubilee, Alphavite, Хохол и другие. В отличие от упомянутых выше коммерческих баттл-площадок, на уличных баттлах не существовало запретов и ограничений, поэтому активно применялись острые шутки про близких, гомосексуализм и т. д., которые и в настоящее время продолжают эксплуатироваться, но, стоит отметить, происходит подобное гораздо реже. В уличных баттлах, как правило, отсутствует турнирная система. Участники просто делают вызовы друг другу, подобно вызову на дуэль и соперничают исключительно ради собственного удовольствия. Появление уличных баттлов стало своеобразным ответом на попытки сделать рэп-сцену и баттлы коммерческой средой.

В 2012 г. в Краснодаре появилась площадка оффлайн-баттлов Slovo, основанная А. Белогаем (Хайд) и С. Трущевым (PLC), организованная по принципу турнира. Идею быстро подхватили и в Санкт-Петербурге, где в сентябре 2013 г. прошел первый баттл на площадке Versus. А. Тимарцев (Ресторатор), до этого участвовавший в уличных турнирах, заручился поддержкой спонсоров и блогеров, изначально делая расчёт именно на интернет-аудиторию, а не на забитый зал, в отличии от проекта Slovo. И если Slovo в рэп-сообществе большинство зрителей считают «идейным», то Versus, напротив, «интересный контент», рассчитанный на массового потребителя, и все методы, которые используют организаторы, направлены на поддержание этого образа. Это подтверждает цензура особо острых шуток (например, фраза Гнойного в баттле с Эрнесто Заткнитесь «даже патриарх Кирилл когда-то был спермой» была вырезана, что вызвало непонимание со стороны аудитории) [54], постоянная попытка быть в тренде, коммерциализация проекта, обилие рекламных вставок, закрытость для посещения случайными людьми, превалирование шуток над деконструкцией и фактами [приложение А, рис. 5].

5 марта 2014 года в рамках Versus прошел первый баттл проекта Fresh Blood, где приняли участие молодые исполнители. На данный момент данная лига насчитывает уже 4 законченных сезона. В проекте принял участие и исполнитель из Архангельска VITYABOVEE [приложение А, рис. 6].

С 2015 года площадка Versus стала самой просматриваемой на YouTube во всем мире. В апреле 2015 года баттл Oxxxymiron против Johnyboy набрал более одного миллиона просмотров за день, из-за чего вошёл в историю хип-хопа как самый просматриваемый баттл. В марте 2016 года этот рекорд побил баттл видеоблогеров Ю. Хованского и Д. Ларина, за день собравший чуть больше двух с половиной миллионов просмотров. Примечательно то, что ни первый, ни второй – баттл-MC не являются.

На апрель 2019 года, на YouTube-канале Versus более 4,4 млн подписчиков. Самый популярный ролик - баттл Oxxxymiron против Johnyboy, который набрал более 46 млн просмотров. В 2017 году баттл Oxxxymiron’а и Гнойного вновь побил все рекорды, набрав 9,3 миллиона просмотра за сутки. Все эти рекорды принадлежат именно акапельным оффлайн-баттлам. Из недавно появившейся статистики, которую YouTube предоставляет каждые 3 месяца, можно сделать вывод, что число подписчиков канала продолжает расти [приложение А, рис. 7].

Именно акапельные оффлайн-баттлы будут представлять для нас наибольший интерес как культурный феномен и форма досуговой деятельности, т.к. именно в этом виде их признала массовая аудитория, именно это явление породило множество новых участников и проектов, о чём свидетельствуют цифры, и именно в этой форме сообщество, связанное с баттлами, можно рассматривать как субкультуру, т.к. до этого, фактически, не существовало никакого ядра, вокруг которого могла бы объединиться молодежь, зараженная идеей рэп-баттлов.

Безусловно, нельзя говорить о том, что другие формы баттлов ушли в прошлое: в Интернете регулярно проводятся турнирные баттлы. Существуют даже сервисы-агрегаторы информации о предстоящих соревнованиях (например, www.mb.raponline.ru). Периодически можно увидеть информацию и о фристайл-баттлах, проходящих в самых разных городах России, но именно акапельные оффлайн-баттлы породили множество новых площадок, существующих в настоящий момент: Russian Battle League, Fidelio Punch Club, многочисленные филиалы проекта Slovo в крупных городах России. И даже в Архангельске, помимо TrueBattle, существовали и другие проекты: к примеру, баттл #наслуху, проходивший в 2015-2016. Ныне этот проект для самих участников является поводом для шуток – уровень выступлений, уровень организации мероприятия в настоящее время гораздо выше, чем несколько лет назад. Это служит подтверждением тому, что баттлы – становятся коммерческой деятельностью. Появляются спонсоры, компании, производящие одежду, предлагают участникам контракты, перед роликами встраиваются рекламные интеграции [42].

2 апреля 2017 года состоялся первый в России BPM-баттл — баттл под музыкальный бит, в котором принимают участие два исполнителя, а уже 23 июля 2017 года – прошел первый комплементарный баттл в BPM-формате. 16 сентября 2018 года запущен «Tripple Kill» — баттлы под музыкальный бит, в которых один раунд является классическим баттловым, второй — в формате «badbars», а третий — комплементарным.

Появление BPM-баттлов казалось настоящим прорывом в уже устоявшейся системе акапельных баттлов, о чём



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.