РЫНОК ТРУДА.
| 1. Понятие «рынок труда».
2. Спрос и предложение на рынке труда.
3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации;
г) высококвалифицированные рабочие.
4. Мотивация труда:
а) оплата труда;
б) условия труда.
5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.
6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.
|
ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В РФ.
| 1. Понятие «налогоплательщик».
2. Права налогоплательщика:
а) получать бесплатную информацию о налогах;
б) использовать налоговые льготы;
в) получать отсрочку и налоговый кредит;
г) получать возврат излишне уплаченной суммы.
3. Обязанности налогоплательщика:
а) своевременность выплат;
б) «прозрачность» доходов.
4. Защита прав налогоплательщика:
а) право на обжалование;
б) административный порядок защиты;
в) судебный порядок защиты.
|
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.
| 1. Понятие «право».
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) подотрасли;
в) институты.
3. Отрасли права:
а) уголовное;
б) административное;
в) семейное;
г) гражданское;
д) финансовое;
е) трудовое.
4. Источники права:
а) правовой обычай;
б) судебный прецедент;
в) нормативный акт;
г) нормативный договор.
5. Правовые институты.
6. Тенденции развития правовой системы в современной России.
|
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
| 1. Понятие «юридическая ответственность».
2. Виды юридической ответственности:
а) уголовно-правовая;
б) административно-правовая;
в) гражданско-правовая;
г) дисциплинарная;
д) конституционная.
3. Виды правонарушений:
а) проступки;
б) преступления.
4. Основания и условия наступления.
5. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
6. Освобождение от юридической ответственности.
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
| 1. Понятие «права человека».
2. Естественные права человека:
а) право на жизнь;
б) право на образование;
в) право на свободу мысли:
г) право на труд:
д) право на свободу совести.
3. Защита прав и свобод человека средствами ООН.
4. Европейская система защиты прав человека:
а) Европейский суд по правам человека;
б) проблема отмены смертной казни;
в) международные преступления.
5. Международные договоры о правах человека:
а) Всеобщая декларации прав человека (1948 г.);
б) Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
6. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
|
ГРАЖДАНСТВО РФ.
| 1. Понятие «гражданство».
2. Принципы гражданства.
3. Правовые основания и порядок:
а) приобретение гражданства;
б) выход из гражданства.
4. Бипатриды апатриды.
5. Правовые положения:
а) гражданство и брак;
б) гражданство детей.
6. Атрибуты гражданина Российской Федерации.
|
ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
| 1. Понятие «правоотношения».
2. Трудовые правоотношения.
3. Субъекты:
а) работодатель;
б) работник.
4. Структура организационно-управленческих правоотношения:
а) правоотношения по обеспеченности занятости и трудоустройству;
б) правоотношения по профессиональной подготовке;
в) правоотношения по надзору и контролю за охраной труда;
г) правоотношения по рассмотрению трудовых споров.
5. Тенденции развития трудовых правоотношений в современной России.
|
МОРАЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
| 1. Понятие «мораль».
2. Развитие морали:
а) табу;
б) обычай;
в) традиция;
г) моральные правила.
3. Происхождение морали.
4. Функции морали:
а) регулятивная;
б) ценностно-ориентационная;
в) мотивационная.
5. Соотношение морали и права:
а) общие положения;
б) отличия.
6. Нравственная культура личности.
7. Принципы современной нравственной культуры.
|
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
| 1. Понятие «глобализация».
2. Особенности глобальных проблем:
а) масштабный характер;
б) угроза всему человечеству;
в) необходимость коллективных усилий мирового сообщества.
3. Примеры глобальных проблем:
а) экологический кризис;
б) угроза ядерной войны;
в) охрана здоровья;
г) проблема «север-юг»;
д) уничтожение национальных культур.
4. Пути решения глобальных проблем:
а) наблюдение и контроль за глобальными процессами в мире;
б) четкая международная система прогнозирования;
в) концентрация усилий всех стран по решению данных проблем;
г) формирование планетарного сознания.
|
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
| 1. Понятие «средства массовой информации».
2. Функции:
а) регулятивная;
б) информационная;
в) культурологическая.
3. Основные направления деятельности:
а) удовлетворение информационных интересов общества;
б) обеспечение гласности;
в) изучение общественного мнения;
г) организация дискуссий по проблемам общества;
д) воспитание политической культуры, морали и других качеств у граждан.
4. Характерные черты «посреднической осады»:
а) иллюзия бесплатности информации;
б) сложность в отличии научного изложения от творческого;
в) дозировка информации властью;
г) «эффект айсберга».
5. Тенденции развития средств массовой информации в современной России.
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
| 1. Понятие «мировоззрение».
2. Структура мировоззрения:
а) мировоззрение личности;
б) мировоззрение человечества.
3. Пути формирования мировоззрения.
4. Основные виды мировоззрений:
а) мифологическое;
б) философское;
в) религиозное;
г) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
|
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.
| 1. Понятия «семья», «социальный институт».
2. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) защитная;
в) статусная;
г) экономическая;
д) рекреационная.
3. Виды семей:
а) по количеству детей (многодетная, малодетная, бездетная);
б) по совместному проживанию (нуклеарная, расширенная, полигамная);
в) по ведению хозяйства (патриархальная, матриархальная, эгалитарная);
г) по типу воспитания детей (авторитарная, либеральная, демократическая).
4. Коллективистская семья.
5. Тенденции развития института семьи и брака в современной России.
|
ОБРАЗОВАНИЕ.
| 1. Понятие «образование».
2. Функции:
а) социальная;
б) экономическая;
в) культурная
3. Черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:
а) компьютеризация образовательного процесса;
б) гуманизация образования;
в) гуманитаризация образования;
г) информатизация образования.
4. Ступени образования в Российской Федерации:
а) начальное образование;
б) основное общее образование;
в) среднее (полное) общее образование;
г) профессиональное образование;
д) высшее образование.
5. Основные проблемы в развитии современного образования.
|
НАУКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
| 1. Понятие «наука».
2. Функции науки:
а) культурно-мировоззренческая;
б) познавательно-объяснительная;
в) прогностическая;
г) интеграционная.
3. Виды науки:
а) гуманитарные, естественные науки;
б) фундаментальные, прикладные науки.
4. История развития науки.
5. Особенности научной картины мира.
6. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
7. Тенденции развития науки в современной России.
|
ИСКУССТВО.
| 1. Понятие «искусство».
2. Развитие искусства в истории человечества.
3. Функции искусства:
а) гедонистическая;
б) познавательно-эвристическая;
в) социально-преобразующая;
г) воспитательная.
4. Виды искусств:
а) архитектура;
б) живопись;
в) литература;
г) музыка.
5. Отличие искусства от науки.
6. Роль искусства в современном мире.
|
КОНКУРЕНЦИЯ.
| 1. Понятие «конкуренция».
2. Виды конкуренции:
а) совершенная;
б) несовершенная.
3. Функции:
а) стимулирование роста эффективности производства;
б) стимулирование снижения цен и повышения качества;
в) нацеленность производства на запросы потребителей.
4. Монополия, монопсония.
5. Положительные стороны:
а) способствует развитию научно-технического прогресса;
б) реагирует на изменения спроса.
6. Отрицательные стороны:
а) ведет к дифференциации доходов;
б) создает условия для безработицы, инфляции.
7. Тенденции развития конкуренции в условиях рыночной экономики.
|
ФИРМА В ЭКОНОМИКЕ.
| 1. Понятие «фирма».
2. Функции фирмы:
а) производство товаров и услуг;
б) торговля.
3. Цель фирмы – максимизация прибыли.
4. Организационно-правовые формы предприятия:
а) индивидуальный предприниматель;
б) общество с ограниченной ответственностью;
в) акционерное общество (открытое и закрытое);
г) товарищество (полное и с ограниченной ответственностью);
д) кооператив.
5. Издержки фирмы:
а) бухгалтерские и экономические;
б) постоянные и переменные.
6. Тенденции развития фирм в современной России.
|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
| 1. Понятие «политический режим».
2. Виды политических режимов:
а) тоталитарный;
б) авторитарный;
в) демократический.
3. Признаки тоталитаризма.
4. Признаки авторитаризма.
5. Демократия в современной России:
а) гласность;
б) плюрализм;
в) выборность органов государственной власти;
г) гарантии прав и свобод человека и гражданина.
6. Политические режимы в современном мире.
|
ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
| 1. Понятие «государство».
2. Признаки государства:
а) суверенитет;
б) публичная власть;
в) взимание налогов;
г) создание законов.
3. Формы государств:
а) формы правления (монархия и республика);
б) политические режимы (авторитарный, демократический, тоталитарный);
в) формы государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное).
4. Органы государственной власти Российской Федерации:
а) Президент;
б) Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации);
в) Правительство;
г) Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.
5. Государство – это главный институт политической системы.
|
НАЛОГИ.
| 1. Понятие «налоги».
2. Функции налогов:
а) фискальная;
б) стимулирующая;
в) регулятивная;
г) социальная.
3. Виды налогов:
а) прямые и косвенные;
б) федеральные, региональные и местные;
в) с физических и юридических лиц.
4. Ставка налога.
5. Порядок взимания налогов:
а) прогрессивное налогообложение;
б) регрессивное налогообложение;
в) пропорциональное налогообложение.
6. Развитие налоговой системы в современной России.
|
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
| 1. Понятие «демография».
2. Сущность демографического кризиса:
а) демографический взрыв;
б) демографическая яма.
3. Последствия «демографического взрыва»:
а) безработица;
б) голод;
в) отсутствие жилья;
г) массовые миграции.
4. Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) регулирование народонаселения;
б) международное сотрудничество;
в) продуманная демографическая политика.
|
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
| 1. Понятия «свобода», «ответственность».
2. Свобода в деятельности человека:
а) свобода личности;
б) свобода как осознанная необходимость;
в) свобода в философии.
3. Ответственность как регулятор деятельности человека:
а) сознательное принятие социальных норм;
б) оценка своих поступков;
в) принципы и убеждения.
4. Свобода и ответственность в современном обществе.
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
| 1.Понятие «политическое лидерство».
2. Типы политического лидерства:
а) традиционное;
б) харизматичное;
в) рационально-легальное.
3. Функции:
а) анализ политической обстановки;
б) формирование целей;
в) укрепление связи между властью и народом;
г) руководство своими сторонниками.
4. Факторы, влияющие на стиль лидера:
а) политические убеждения;
б) политический опыт;
в) политическое окружение;
г) реакция лидера на экстремальную обстановку.
5. Роль лидера в политической жизни современного общества.
6. Специфика политического лидерства в России.
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
| 1. Понятие «политическое поведение».
2. Мотивы политического поведения:
а) эмоциональные, стихийные действия;
б) осознанные политические интересы и действия.
3. Формы политического поведения:
а) по целевой установке (конструктивные и деструктивные);
б) по составу участников (индивидуальные, групповые, массовые);
в) по характеру (организованные и стихийные).
4. Политический протест как особая форма политического поведения.
5. Способы регулирования политического поведения:
а) регулирование посредством правовых норм;
б) самоорганизация субъектов политических действий;
в) действия моральных норм и ценностей;
г) политическое образование, распространение политических знаний;
д) политическое руководство, влияние лидеров.
6. Политическое поведение как основной фактор влияния на власть в демократическом обществе.
|
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
| 1. Понятие «научное познание».
2. Особенности научного познания:
а) объективность добываемого знания;
б) развитость понятийного аппарата;
в) достоверность фактов;
г) высокий уровень обобщения знаний.
3. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
4. Формы научного познания:
а) проблема;
б) гипотеза;
в) теория.
5. Методы научного познания:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) дедукция и индукция;
д) анализ;
е) синтез.
6. Дифференциация и интеграция научного знания.
7. Научное мышление и современный человек.
|