Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1. Формулы факторного анализа прибыли от реализации



 

Планирование прибыли предприятия.

Стратегическое планирование предприятия включает в себя разработку финансовой стратегии, составной частью которой является стратегическое планирование прибыли. Стратегическое планирование прибыли - довольно сложный процесс, который основан на глубоком изучении возможностей предприятия, конъюнктуры рынка, а также на умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов [1]. Основная цель стратегического планирования прибыли предприятия предполагает обеспечение большего прироста собственных источников инвестиционных ресурсов. Стратегическое планирование прибыли осуществляется с помощью следующих методов:

- метод прямого счета, в основе которого лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и продажи продукции;

- аналитический метод, в ходе применения которого расчет по сравниваемой и несравниваемой проданной продукции ведется раздельно, данный метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции;

- нормативный метод, где величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализуемую продукцию;

- метод самофинансирования, который призван способствовать активизации инвестиционной деятельности для обновления производственного потенциала предприятия.

Стратегическое планирование прибыли целесообразно осуществлять после проведения оценки и анализа финансовых показателей, который позволяет оценить и выявить основные проблемы предприятия [2].

Величина прибыли — параметр управляемый, и управлять ею необходимо на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. С одной стороны, прибыль должна быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль невыгодно, потому что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли, решение которой лежит в планировании и достижении обоснованной величины финансовых результатов, позволяющих предприятию эффективно функционировать, достигать поставленных целей и вместе с тем не нести дополнительных расходов.

Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственных связей предприятия и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому.

Хорошие финансовые результаты не возникают случайно. Они достигаются реальным планированием и напряженным контролем расходов. Полученная прибыль — это маленькая разница между двумя большими величинами — выручкой от реализации и себестоимостью. Из этого следует, что относительно небольшие изменения как в себестоимости, так и в сумме выручки будут иметь непропорционально большое влияние на прибыль. Регулирование и контроль формирующих прибыль величин позволяют добиваться необходимой величины прибыли, то есть дают возможность ее планирования.

Особенность построения любых моделей экономического развития предприятия заключается в том, что с их помощью можно определить величину будущей прибыли. Бухгалтерская отчетность дает нам представление лишь о прибыли прошедшего периода, а для того чтобы строить прогнозные расчеты, разрабатываются различные методики, которые по возможности должны быть простыми и точными.

Универсальной методологии для составления финансовых планов не существует, поскольку многое в финансовом планировании определяется конкретными условиями и целями работы предприятия. Тем не менее разрабатываются различные подходы к определению планового значения прибыли от реализации продукции, которые позволяют выбрать тот из них, который наиболее подходит к анализируемой ситуации.

Использование факторной модели позволяет наилучшим образом отразить вклад каждой составляющей в планируемую величину прибыли при заданных значениях темпов роста основных показателей. И результат расчетов, основанный на влиянии факторов, должен быть наиболее близок к реальной величине.

Прибыль от реализации продукции находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Поэтому, просчитав изменения ключевых факторов, можно будет строить прогнозные планы более точно и достоверно.

Факторная модель представляет собой синтез нескольких методик планирования прибыли, что позволяет раскрывать различные факторы, оказывающие влияние на прогнозируемую прибыль.

Основываясь на базовых значениях показателей и их темпах роста, можно определить формулы для расчета основных составляющих величин, из которых в конечном итоге сложится плановая величина прибыли. Полученная методология сможет с определенной точностью определять плановую величину прибыли от продаж при заданных значениях отчетных данных предпланового периода и общих прогнозах на планируемый период.

Формулы можно вывести, используя общепринятые формулы факторного анализа прибыли, приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Формулы факторного анализа прибыли от реализации

Фактор Формула
Изменение цен на реализуемую продукцию ∆П1 = (Ц1 × К1) – (Ц0 × К1) (1)
Изменение объема реализации ∆П2 = П0 × (КС – 1) (2)
Изменение в структуре продукции ∆П3 = П0 × (КВ – КС) (3)
Изменение в себестоимости продукции ∆П4 = С1,0 – С1 (4)
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов ∆П5 = С0 × КВ – С1,0 (5)
Общее изменение прибыли под воздействием факторов ∆П = ∆П1 + ∆П2 + ∆П3 + ∆П4 + ∆П5 (6)

Таким образом, можно отследить влияние каждого фактора на конечную величину прибыли. Рост цен на продукцию влияет на величину выручки, а соответственно, и на величину прибыли наибольшим образом. Повышение натурального объема производства сказывается положительно, так же, как изменение структуры реализуемой продукции. Поскольку себестоимость возросла, это негативно отразилось на общих финансовых результатах, что можно наблюдать и в факторной модели как отрицательное значение . Однако структурный сдвиг в реализуемой продукции не позволил себестоимости возрасти на еще большую величину, что сберегло определенную долю прибыли.

В данном случае все формулы приведены к такому виду, что для расчетов в них используются только данные базового года и прогнозируемые темпы роста основных показателей, что позволяет использовать методологию для планирования будущих изменений финансовых показателей.

Сама по себе факторная модель является универсальной и может применяться при планировании прибыли практически на любом предприятии. Достоверность результата в данном случае обусловлена включением в модель всех факторов, которые могут повлиять на конечную величину прибыли, — изменения цен, объема реализации, постоянных и переменных расходов, структурных сдвигов и налоговых платежей. Если целью планирования прибыли на предприятии ставится определение ее общей плановой величины и не требуется подробный поассортиментный анализ изменения всех ее составляющих, то данная модель подойдет как нельзя лучше. Ее преимущества:

  • использование сравнительно небольшой информационной базы;
  • возможность быстрого подсчета результата;
  • универсальность применения;
  • возможность определения влияния факторов, изменяющих прибыль, для соответствующего воздействия на них.

Выводы

Использование факторной модели позволяет быстро получать необходимый результат, но, несмотря на это, отражает лишь общие тенденции для всего объема реализованной продукции. Если на предприятии не слишком большой ассортимент выпускаемой продукции, результат должен получиться достоверный.

Поскольку величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, то есть характеризует все стороны хозяйственной деятельности, обоснованность ее планирования вытекает из необходимости составления планов по всем направлениям деятельности, которые, в сущности, сводятся к единой цели — получению необходимой величины прибыли. Именно запланированная прибыль и есть та цель, на достижение которой направлена работа всего предприятия.

Применение факторных моделей расширяет возможности прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов.

Список использованных источников:

1.  Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Основы управления финансами и финансовое планирование: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2006. – 256 с.

2. Стратегическое планирование прибыли предприятия как основного источника формирования собственных инвестиционных ресурсов. Явкина М.Г. ОАНО ВПО «Волжский университет имени Татищева, Тольятти

3. Факторная модель планирования прибыли. О.М. Сергеева, экономист«Справочник экономиста» № 6 (84) июнь 2010.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.