Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отчетная документация. о прохождении педагогической практики. по литературе



Отчетная документация

о прохождении педагогической практики

по литературе

В общую папку с мультифорами и прозрачной обложкой для титула вложить вседокументы по практике (и материалы для методиста по воспитательной работе, и разработки для методиста по предмету).

Перечень необходимых документов:

 

1. Договор с учебным заведением.

 

2. Протокол школьной конференции по итогам практики (если несколько человек проходили практику в одной школе, см. образец) или характеристика практиканта из школы с отметками за практику учителя-предметника и классного руководителя. Протокол или характеристика должны быть заверены администрацией школы (печать, подпись директора).

 

3. Отчет о прохождении педагогической практики (с подписью студента в конце!)

Отчет пишется в свободной форме. В этом документе нужно отчитаться о том, что проделано в качестве учителя-практиканта и помощника классного руководителя. В заголовке указываете: «Отчет о прохождении педагогической практики по литературе студента/студентки (ФИО) 6 курса факультета филологии и журналистики». Затем пишете сроки и место прохождения практики, в каком/их классе/ах велись уроки, под чьим руководством (учитель-предметник и классный руководитель). Описываются этапы прохождения практики (ознакомительный («пассивная» практика), производственный («активная»), итоговый (заключительная конференция по практике, если таковая состоится), длительность и содержание каждого этапа. Скажем, содержанием первого этапа обязательно будет посещение уроков, составление индивидуального плана предстоящих уроков и мероприятий, только в отчете нужно конкретизировать этот общий «каркас» под себя. Об основном этапе пишете, сколько, в каком классе, по каким темам уроков и мероприятий проведено, характеризуете проведенные уроки и полученный педагогический опыт, формулируете свои выводы о практике, можете поделиться впечатлениями об этом этапе своей учебной деятельности.

 

4. Конспект урока.

Это Ваш продуманный и подробный план предстоящего занятия. Обязательно нужно указать тему, цель и задачи урока, методы, применяемые на уроке, используемое оборудование.

Цель обусловлена темой, это самая главная задача, которая должна быть решена в ходе занятия. Например, на уроке, посвященном рассказу И.А. Бунина «Человек из Сан-Франциско», целью может являться толкование художественного смысла изучаемого произведения.

Задачи конкретизируют цель, формулировка задач – это проговаривание того, что должно быть проделано для достижения цели. Задачи бывают образовательные (или дидактические), развивающие и воспитательные. Например, на занятии, посвящённом какому-либо драматическому тексту, образовательные задачи можно сформулировать так: способствовать усвоению техники анализа драматического произведения, освоить понятие драматического конфликта и научиться использовать его при анализе пьесы и т.д. Развивающие задачи: развитие умения анализировать и интерпретировать драматическое произведение, развитие навыков выразительного чтения (если запланировано чтение по ролям), развитие читательской внимательности, навыков групповой работы на уроке литературы… Воспитательной задачей здесь может быть, к примеру, формирование интереса учащихся к драматическому произведению как особому типу художественного высказывания.

Методы Вы формулируете, оценивая предполагаемый характер Вашего взаимодействия с учениками. Примеры методов: репродуктивный (сообщение «готового» материала), эвристический (построение системы вопросов и создание на уроке ситуации поиска ответов на них), объяснительно-иллюстративный, исследовательский…

Оборудование – это, к примеру, доска и мел, интерактивная доска, компьютер и слайды-презентации и т.п.

 

Далее нужно описать планируемый ход урока, указав примерное время на проведение всех этапов (например, организационная часть – 5 мин.; практическая часть (анализ текста) – 25 мин., подведение итогов – 5 мин., объяснение домашнего задания – 5 мин.). Причем на первых порах лучше прописать все, включая «Здравствуйте! Меня зовут Марья Ивановна!» и «Большое спасибо за работу на уроке». В своих записях хода урока нужно четко обозначить слово учителя, прописать формулировки вопросов, которые будут заданы ученикам, и примерные ответы на них.

 

Например, фрагмент конспекта, посвященный анализу стихотворения О. Мандельштама «Кузнец» может выглядеть так.

 

Учитель. Попробуйте рассказать, что происходит в стихотворении. Что показалось вам странным и почему?

Ученики предлагают свои версии, учитель просит остальных учащихся комментировать и дополнять ответы товарищей, аргументировать ответы, еще раз проговорить все обнаруженные классом «странности».

Учитель. Картина мира в стихотворении однородна или в ней можно выделить участки, зоны? Если можно выделить зоны, то какие?

Верха, низа.

Охарактеризуйте их. Свой ответ аргументируйте текстом. Какие характеристики присущи выделенным зонам? Как характеризует месяц эпитет «новый»?

Характеристика формы.

Какие характеристики присущи пространству «верха»?

Цвет, форма.

Почему грунт дорог «звонкий»?

Удар твердого предмета о твердый предмет.

Какие характеристики «низа» присутствуют в первой строфе?

Звук, твердость.

О чем говорит неоднородность характеристик «верха» и «низа» в первой строфе?

О разделенности этих двух пространств[1].

 

5. Самоанализ урока.

Пишется в свободной форме. Вы анализируете тот урок, конспект которого вкладываете в папку отчетной документации. Только конспект – это план урока, а проанализировать Вы должны реально проведенное Вами по этому плану занятие. Самоанализ урока – это Ваша попытка осмыслить собственные педагогические достижения и неудачи на конкретном занятии, понять, что «состоялось», а что «пошло не так» и почему.

Укажите дату и тему проведения урока. Опишите кратко и охарактеризуйте все этапы урока. Например, на организационную часть запланировано 5 минут, а потрачено 10 и, допустим, это произошло потому, что дети задавали больше вопросов, чем ожидалось, но зато в ходе общения удалось наладить контакт с аудиторией. Или, например, в ходе основной части урока Вы столкнулись с необходимостью объяснить ученикам, что нельзя «сочинять за автора» и говорить о том, чего в тексте нет. Что нужно проверять и подкреплять свои версии толкования текстом художественного произведения (задавать себе вопросы: «А есть ли это в тексте? Подкрепляется ли мое предположение текстом?»). Или, допустим, Вам удалось вовлечь школьников в процесс поиска ответов на поставленные вопросы, но возникла такая проблема: стало сложно организовать слаженную работу учащихся, научить их слушать друг друга, реагировать на чужие высказывания. Вы потеряли контроль над ходом обсуждения. И, предположим, Вы приостановили обсуждение текста, чтобы объяснить правила коммуникации на уроке литературы. И т.д., и т.д.

Такой самоанализ позволяет выявить, а значит, и попытаться разрешить «типовые» педагогические затруднения, с которыми лично Вы сталкиваетесь как учитель литературы.

 

Для методиста по воспитательной работе нужны:

6. Конспект внеклассного мероприятия.

7. Характеристика класса (психолого-педагогическая).


[1] Взято из реального конспекта практиканта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.