Название методики – Опросник школьной тревожности Филипса.
Название методики – Опросник школьной тревожности Филипса.
Опосник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.
Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.
Инструкция.
«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».
Стимульный материал:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
| | 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
| | 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
| | 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
| | 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
| | 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
| | 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
| | 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
| | 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
| | 10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
| | 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
| | 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
| | 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
| | 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
| | 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
| | 16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
| | 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
| | 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
| | 19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
| | 20. Похож ли ты на своих одноклассников?
| | 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
| | 22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
| | 23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
| | 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
| | 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?
| | 26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
| | 27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
| | 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
| | 29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
| | 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
| | 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
| | 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
| | 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
| | 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
| | 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
| | 36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
| | 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
| | 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
| | 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
| | 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
| | 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
| | 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
| | 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
| | 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
| | 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
| | 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?
| | 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
| |
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
| | 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
| | 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
| | 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
| | 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
| | 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?
| | 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
| | 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
| | 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
| | 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо?
| | 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
| |
| | Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы а которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы
| № вопросов
| 1. Общая тревожность в школе
| 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58.
Σ = 22
| 2. Переживание социального стресса
| 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44
Σ =11
| 3. Фрустрация потребности в достижении успеха
| 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43
Σ = 13
| 4. Страх самовыживания
| 27,31,34,37,40,45
Σ = 6
| 5. Страх ситуации проверки знаний
| 2,7,12,16,21,26
Σ = 6
| 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
| 3,8,13,17,22
Σ = 5
| 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
| 9,14,18,23,28
Σ = 5
| 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
| 2,6,11,32,35,41,44,47
Σ = 8
| Ключ к вопросам:
« + » - ДА
« - » - НЕТ
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| ─
|
| +
|
| ─
|
|
|
| ─
|
| +
|
| +
|
| ─
|
| ─
|
|
| РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥50%; ≥ 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: - абсолютное значение - < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥ 50% и ≥ 75% (для всех факторов),
б) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
|