|
|||
I ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯСтр 1 из 3Следующая ⇒
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» Факультет психологии Кафедра психологии
Экпериментальная психология
Курсовая работа Тема «Исследование уровня тревожности в пожилом возрасте»
Красноярск 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 3 I ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.................................................... 5 1.1 Период геронтогенеза........................................................ 5 1.2 Психофизиологические изменения в позднем возрасте....... 7 1.3 Психологическая характеристика старения...................... 10 1.4 Механизмы адаптации и компенсации личности в позднем возрасте.......................................................... 16 1.5 Стресс в пожилом возрасте.............................................. 19 II ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ.......................................................... 22 2.1 Описание методики исследования..................................... 22 2.2 Описание исследования.................................................... 22 2.3 Обсуждение первичных результатов исследования........... 25 2.4 Статистическая обработка данных................................... 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................... 39
ВВЕДЕНИЕ
Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни? В словаре С.И.Ожегова [10] «пожилой» - «начинающий стареть», «старость» - «период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма и, наконец, «старый» - «достигший старости» [10, С. 687]. Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом и старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость – достижение некоторого предела этих изменений. Причём эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне – человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль, паттерны поведения; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним [12, С. 241]. Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди – это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности. Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным Целью настоящей курсовой работы является изучение тревожности в пожилом возрасте. Задачи работы: 1. Изучение литературы, освещающей вопросы психологии старения. 2. Планирование экспериментальной части курсовой работы: подбор методики. 3. Проведение эмпирического исследования. 4. Анализ полученных данных, формулирование выводов. Предметом работы стал уровень тревожности в пожилом возрасте. Объект работы – пожилые люди. Выборку исследования составили 90 человек, которые были разбиты по трем возрастным подгруппам: 30 человек 45 лет, 30 человек 55 лет, 30 человек 65 лет. Каждая из подгрупп была разделена еще две группы: «верующие» и «атеисты» (в каждой из подгрупп по 15 человек). Гипотеза работы: верующие люди отличаются от атеистов по уровню тревожности. I ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ
|
|||
|