Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глобализация в начале XXI века



 

 

В классическом определении под глобализацией понимается процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Вследствие чего происходят мировое разделение труда, миграция и, как правило, концентрация в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Глобализация мира носит объективный характер и обусловлена, прежде всего, быстро прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов.

1. Экономические аспекты глобализации.

Последние мировые события показывают, что в экономическом аспекте мировые глобализационные процессы ведут к росту взаимозависимости государств. И как следствие происходит их объединение в региональные экономические союзы с учреждением наднациональных управленческих структур. Самым наглядным подтверждением этому является создание и функционирование Евросоюза. Но оборотной стороной данных процессов можно считать следующий факт: чем больше экономически взаимозависимыми друг от друга становятся государства, тем больше они впадают в зависимость от мировой финансово-банковской системы, в ведении которой находятся крупнейшие транснациональные корпорации.На сегодняшний день ведущие транснациональные корпорации имеют бюджеты, превышающие бюджеты некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 - транснациональные корпорации, остальные - государства. Вместе с тем для транснациональных корпораций, обеспечивающих любые потребности современного мирового сообщества, не существует национальных или каких-либо других более важных интересов кроме извлечения максимальной прибыли для своих владельцев.Стоит заметить, что в результате любого финансово-экономического кризиса самые сильные участники рынка становятся еще сильнее за счет поглощения активов более слабых конкурентов. И с каждым новым витком глобальной финансово-экономической дестабилизации эта тенденция все более усиливается, равно как и влияние основных участников финансового рынка в лице международных кредитных организаций на субъекты мировой политики. Российский институт стратегических оценок приводит следующие данные: в ХIХ веке богатые были богаче бедных стран в 3 раза, сегодня - в 80 раз. Дело дошло до такой крайности, что активы самых богатых людей мира сравнялись с суммарным ВВП 48 бедных стран.На основании вышеизложенного можно констатировать, что главным результатом проводимой на сегодняшний день экономической интеграции в рамках глобализации стала все более усиливающаяся концентрация мирового капитала, в виде финансовых и производственных ресурсов, в руках узкой группы лиц, которая использует данный экономический фактор в политических целях для достижения собственных интересов. Ведь концентрация капитала означает так же сосредоточение реальной власти, а, следовательно, и власти политической.

2. Политические аспекты глобализации.

Из самого определения глобализации можно предположить, что данный процесс подразумевает и политическую консолидацию различных субъектов международного права. Однако события недавнего прошлого показывают, что на фоне интеграционных процессов в экономической сфере происходит политическое разделение территорий отдельных государств с образованием новых субъектов мировой политики. По сути, на данный момент в мире действуют две, казалось бы, взаимоисключающие друг друга тенденции: во-первых, рост международной экономической интеграции; во-вторых, нарастание политической напряженности в различных регионах, ведущей к разобщенности внутри мирового сообщества.Причем политическая напряженность почему-то практически всегда возникает в регионах, обладающих природными ресурсами либо выгодным геополитическим месторасположением с точки зрения их транспортировки. Исторический опыт прошлых лет подсказывает, что разрешение подобных политических ситуаций, как правило, заканчивается военными конфликтами различного масштаба.Вероятно, описанные выше тенденции представляют два взаимодополняющих, а не взаимоисключающих направления дальнейшего развития глобализации в ее настоящем виде. Это в свою очередь может привести со временем к одному результату - передаче национальных полномочий суверенных государств единому мировому управленческому центру, уже по всем признакам осуществляющему незримое управление в глобальном масштабе через сеть созданных им международных финансовых и общественно-политических институтов. А учитывая достаточно сильное влияние данных институтов на основные сферы жизнедеятельности различных стран, стоит задуматься, так ли независимы сегодня государства, включая ведущие державы мира, в принятии политических решений.

3. Культурные аспекты глобализации.

При рассмотрении возможных путей развития глобализации нельзя обойти стороной культурные аспекты данного процесса. При этом не следует забывать, что в основе культурных традиций народов лежит их исторический духовно-религиозный опыт, а идеологию можно рассматривать, как одно из проявлений культуры. В связи с этим идейно-культурное содержание процесса глобализации представляется не менее значимым, чем другие его составляющие.И, наверное, не случайно, что на данном этапе глобализации прослеживается тенденция, когда различные идеологии постепенно уступают место так называемой «массовой культуре», незаметно прививаемой мировой общественности через телевидение, газеты, журналы, радио, интернет, а так же современные кинематограф, музыку и литературу в качестве универсального «идеологического учения».В этой связи интересно мнение политического публициста, ученого-нейробиолога, кандидата биологических наук Сергея Строева, который небезосновательно считает, что «посредством совокупности СМИ и воспитательно-образовательных институтов идет формовка нового человека, сведенного к двум простым функциям: стремлению максимально зарабатывать и максимально потреблять.Академическое предметное образование, формирующее целостную картину мира, заменяется на модульное, фрагментарное. Творческий процесс и формирование способности к самостоятельному мышлению заменяются банальной зубрежкой и дрессировкой, что отражается в замене полноценных экзаменов тестированием».В своем теперешнем виде всемирная культурная интеграция-унификация, основанная на культе потребления, обусловила наступление эры глобального вещизма.В такой не простой ситуации многие умудренные многовековым историческим опытом государства, не отвергая новых общемировых культурно-идеологических веяний, все же обращают свой взор к собственному духовно-культурному наследию.В данном случае примечателен подход руководства Китая к разрешению описанной ситуации. Не разрывая связи с недавним историческим прошлым, во многом неоднозначным, у правящей элиты хватило мудрости и терпения начать постепенную идеологическую корректировку общественного сознания. Для специалистов не секрет, что коммунистическая идеология маоизма планомерно заменяется в Поднебесной не буржуазно-капиталистической доктриной, как можно было бы предположить, учитывая значительные экономические успехи Китая, а исконно китайским духовно-культурным наследием - конфуцианством.Судя по всему, руководство Китая не забывает слова отца «китайского экономического чуда» мудрого Ден Сяопина, который говорил, что нет никакого смысла ни в капитализме, ни в социализме, если это не ведет к эффективному развитию производственных сил и повышению жизненного уровня людей. Видимо идеология конфуцианства, доказавшая свою жизнеспособность на протяжении многовековой истории Китая, явилась тем культурным наследием, позволяющим поддерживать баланс социально-духовных ценностей и политико-экономических приоритетов в китайском обществе.Но все же основная преграда для дальнейшего продвижения идеи глобализации заключается видимо не в отсутствии желания отдельных мировых наций отказаться от своей культурной самоидентификации. Просто в силу личных морально-нравственных ориентиров значительная часть мирового населения не может принять саму идею, под которой осуществляется развитие глобализации. И национальная либо расовая принадлежность здесь уже не имеют решающего значения. Таким образом, глобализация в том виде, в котором она осуществляется сегодня, вызывает стойкое внутреннее неприятие у многих людей. Ведь основным отличием человека от представителей животного мира является его потребность в «духовной пище», которую все больше из духовно-культурного «рациона» человеческой цивилизации вытесняют суррогаты современной «массовой культуры» заполонившие СМИ. И эти «культурные суррогаты» в первую очередь ассоциируются у большей части думающих людей по всему миру с процессом культурной глобализации, а вернее сказать глобальной культуризации по «определенному» образцу.Если учесть, что владельцами крупнейших мировых СМИ, так же как и транснациональных корпораций являются по сути одни и те же лица, наверное, стоит задуматься о возможном спланированном характере событий, которые происходят в мире. Подтверждением обоснованности такого умозаключения могут стать слова американского автора Джона Перкинса написанные в автобиографическом бестселлере «Исповедь экономического убийцы»: «Все не так, как кажется на первый взгляд. »Дженерал Электрик» владеет медиаконцерном «Эн-Би-Си», «Дисней», «Эй-Би-Си», «Виаком», «Си-Би-Эс», а «Си-Эн-Эн» входит в огромный конгломерат «АОЛ Тайм Уорнер». Большинство наших газет, журналов и издательств принадлежат гигантским международным корпорациям».Древнегреческий философ Платон когда-то сказал, что миром правят идеи. Видимо древние не хуже нас разбирались в духовной подоплеке физических проявлений нашего мира. Они понимали и принимали как должное двойственность бытия, в основу которого положен баланс духовного и материального начал. Это значит, что материальная реализация процесса глобализации, заключающаяся в решении задач мировой экономическо-политической интеграции, должна быть обеспечена глобальным идейно-культурным содержанием соответствующего масштаба и качества.

Султан Салькенов

Источник: mrwolf.ru

Идя по пути прогресса, человечество постепенно придёт к свободному перемещению, к распространению модели нового мышления, нового масштаба видения мира. Вряд ли сохранятся привычные ныне рамки государственных границ, люди уже имеют и будут иметь больше политических и материальных возможностей для лёгкого и быстрого перемещения по планете в любую её точку. Естественно, что признаки, выделяющие народ, нацию как единое целое (такие как национальный язык, менталитет, жизненный уклад) могли сформироваться при весьма ограниченных возможностях перемещения людей.

Нации, оставившие огромный отпечаток в развитии мировой цивилизации, имеющие историю и города-памятники, существующие тысячелетиями, не боятся быть забытыми и поглощенными процессом мировой глобализации. Тогда как, некоторые нации, занимавшиеся последние два десятка лет сочинением своей истории и переписыванием учебников, подавлением других этносов внутри страны, более остро осознают данную угрозу и рассматривают её как угрозу своей национальной безопасности и суверенитета в ближайшей перспективе.

Положительные аспекты:

Национальное государство заменяется территориальным. В основе такого государства лежат уже не «национально-культурные» нормы, а либо деционистское представление о правильности любых коллективных представлений, полученных путем голосования («нормативный агностицизм»), либо выявление тем же путем неких общечеловеческих норм - «формальной общезначимости», по Ролзу, - что с практической точки зрения одно и то же. Демократия, плюрализм и права личности взамен патернализма, тоталитарности и господства одной нации над другой.

Несомненной положительной стороной глобализации явилось то, что выразил еще полвека назад фон Мизес: «состояние войны невыгодно». И несомненно, что фактическое отсутствие угрозы новой мировой войны вот уже больше чем полвека обусловлено не только и не столько наличием оружия сдерживания, и уж тем более не миротворческими усилиями той и или иной стороны, сколько тем, что она, эта война, - ни к чему. В ситуации, когда та или иная фирма имеет отделения по всему миру и влияет даже на внутреннюю политику стран, где эти отделения расположены, - против чего, кого и кому воевать?

Благодаря глобализации происходит совместное решение глобальной экологической проблемы. Киотское соглашение – выделение денег на восстановление загрязненной окружающей среды. россия подписала, США – нет.

Отрицательные моменты:

● Стандартизация.

● Наиболее сильные в экономическом плане страны (не будем показывать пальцем) стремятся навязать свой стереотип поведения другим странам.

● Потеря экономической и политической самостоятельности многих стран (Афганистан, Ирак, Украина??? и т.д.)

.

Глобализацию можно определить как общемировой объективный структурный процесс, ведущий к поэтапному преоб­разованию мирового пространства в единую зону, где свободно циркулируют потоки капиталов, товаров, услуг, идей.

Глобализация в начале XXI века

К началу нынешнего века ситуация существенно изменилась.

Во-первых, начался процесс размывания суверенитета национальных госу­дарств, когда значительная часть важных политических и социально-экономических проблем, традиционно находившихся под их контролем, стала постепенно переходить в область компетенций международных организаций. Речь идет, прежде всего, о правах человека, поддержании мира, экологических проблемах и т. п.

Во-вторых, в решении мировых экономических вопросов все большее влияние на национальные госу­дарства начали оказывать транснациональные компании (ТНК), число которых возросло лавинообразно — с 7 тыс. в 1970 г. до 63 тыс. в 2000 г.

В-третьих, научно-технический прогресс ознаменовался созданием бес­прецедентных по своим возможностям телекоммуникационных и транс­портных систем. Так, в 2003 г. в мире уже насчитывалось более 3 млрд. интернет-сайтов. Совокупное время всех международных теле­фонных переговоров перевалило за 10 биллионов минут.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.