|
|||
Часть 3. Продолжение следует ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Часть 3 Продолжение следует Сюда по новым им волнам, Все флаги в гости будут к нам… А.С.Пушкин Пока император обучался корабельному делу в Англии и Голландии, в Воронеже продолжалось строительство флота. Не прекращалось оно и после его возвращения. В великом деле были задействованы все слои общества. Боярская Дума приняла постановление о строительстве флота средствами помещиков и духовенства, объединившихся в 35 «кумпанств». В их обязанности входило строительство и оснащение судов заданного им типа. Каждому кумпанству был выделен участок леса в окрестностях Воронежа. Нам известны имена некоторых помещиков, прямо или косвенно участвующих в судостроительстве: Лосев, Михнев, Стерлегов, Бехтерев, Пареный, Веневитинов (предок известного воронежского поэта, ставшего прообразом Владимира Ленского). Деятельность Петра активно поддерживал епископ Митрофан, воспринимавший флот как необходимость для борьбы «с врагами креста святого». В 1700-1701 году им было пожертвовано семь тысяч рублей на строительство флота. Император всячески подчёркивал свою расположенность к святителю Митрофанию, считая его своим духовным наставником. После смерти владыки, государь лично помогал нести его гроб. В память о легендарном священнике, в Воронеже был возведен величественный храм и памятник, выполненный скульптором Дикуновым (автор памятника Белому Биму Чёрное Ухо и многих других). Среди иностранцев, работавших на корабельной верфи, до нас дошли имена Корнелиуса Крюйса и Осипа Ная, внесших огромный вклад в строительство. Корнелиус Крюйс работал в Воронеже с 1696 по 1702 год, отремонтировав 58 кораблей, считавшихся непригодными для плаванья, и возглавив работы по закладке 60 новых. Осип Най работал на верфях Воронежа, Таврова и Осерды. Построив 11 кораблей и яхту для императора, он был переведён в Петербург, где продолжил свою работу вплоть до выхода на пенсию в чине капитан-командора с пожизненной пенсией в 500 рублей в год, проработав в России почти 40 лет вместо запланированных трёх. В феврале 1700 года на должность главы Адмиралтейства в Воронеже был назначен Фёдор Апраксин, генерал-адмирал флота, граф и родственник царя, раннее принимавший активное участие в петровских баталиях. В феврале 1710 года он стал генерал-губернатором Азовской губернии, в состав которой вошёл и Воронеж, а в 1718 стал первым президентом Адмиралтейств-коллегии (высшего органа управления военно-морскими делами вплоть до реформы Александра I). На воронежских верфях работали крестьяне, казаки, стрельцы, драгуны, солдаты, беглые крепостные, участники восстания Степана Разина. На государя, прибывшего из иноземных стран, косились недоверчиво, к приказу стричь бороды отнеслись с ужасом и непониманием. Старые корабельщики не смели ослушаться царя, но остриженные бороды бережно хранили и завещали положить в гроб, чтоб предстать перед Богом как положено. Из-за антисанитарии и плохого питания, тысячи людей уносили эпидемии. Летом 1701 года после массовых побегов кораблестроителей, власть пошла на крайние меры и ввела смертную казнь за бегство с верфей. В 1698 году Петром был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» (Божье предвидение) с особой конструкцией киля, им предложенной. Корабль был построен мастером Феодосеем Скляевым и спущен на воду в 1700 году, поразив всех присутствующих на его открытии (членов царской семьи, многочисленных почётных гостей и западных послов) своей красотой и став первым российским линейным кораблём. Мастера Феодосий Скляев и Лукьян Верещагин обучались за границей вместе с Петром, принимали участие в его морских походах. Феодосий знал несколько языков, умел читать чертежи и выполнял обязанности экипажмейстера, и был доверенным лицом царя, решая все важные вопросы в его отсутствие. Лукьян не обладал всеми этими знаниями и привилегиями, но, по свидетельству современников, обладал уникальной памятью: навсегда запоминал параметры детали, сделанной им однажды. Из-за унизительного договора 1711 года, после неудачного Прутского похода, Петру пришлось вернуть туркам Азов и ликвидировать Воронежские верфи. Часть кораблей были проданы, остальные сожжены. Великий император пробыл в Воронеже около 500 дней, во время которых Воронеж являлся фактической столицей России. Царь построил в Воронеже 118 кораблей, в том числе, корабль «Воронеж», с загадочной эмблемой – три горы и три пальмы на них и девизом «Со временем». Поговаривают, что именно в Воронеже Пётр придумал знаменитый Андреевский флаг. На так называемом Петровском острове возвели Адмиралтейство, Цейхгауз (склад военного имущества), парусный двор, цитадель и деревянные дворцы государя и его сподвижников Меньшикова и Апраксина. Все эти постройки, как и сам остров, до наших дней не сохранились. Часть 4 Наши дни Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия. А.С.Пушкин В Воронеже осталось не так уж много мест, хранящих память о Петровских временах. Единственное здание, которое помнит императора – это Успенский Адмиралтейский храм. Здесь когда-то совершались обряды освящения кораблей. На площади вокруг неё, где раньше были верфи, стоит памятный знак. На волнах Воронежского водохранилища стоит корабль-музей «Гото Предестинация», точная копия своего предшественника. Памятник Императору Петру Великому стал первым памятником Воронежа, а после ВОВ, когда немцы увезли старый монумент на переплавку, первым и единственным памятником царю, установленным в Советское время. Ещё один интересный факт, связанный с памятником, заключается в положении его рук. Правой он держит саблю, а левой, по замыслу скульптора, должен был указывать на Азов. Однако тогда Пётр стоял бы боком к центральной улице. Так что теперь он показывает на запад, в сторону Швеции. Если поставить памятники Петра и императора Карла XII в шведской столице на одной улице, с соблюдением географической ориентации, они будут указывать друг на друга. Молва приписывает знаменитому писателю Гиляровскому следующие строки: «Смотрите, русское дворянство, Петр Первый и по смерти строг – Глядит на интендантство, А пальцем кажет на острог». (Намёк на казнокрадство) В заключение хочу сказать, что вклад Воронежа в становление Российского кораблестроение неизмеримо велик, а, значит, город по праву заслужил гордое звание «Колыбели военно-морского флота».
|
|||
|