Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цели и значения интеграции



 

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.   Развитие интеграции предполагает наличие определенных предпосылок.

Во-первых, интегрирующиеся страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрируются развитые страны.

Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости, которым легче решать транспортные, языковые и другие проемы.

В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие — одна из причин низкой эффективности интеграции в Африке, в арабском мире).

В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона.

В-пятых, политическая воля государств, наличие стран — лидера интеграции.

В-шестых, так называемый «демонстрационный «эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ к подаче заявок на вступление в Евросоюз.

В-седьмых, «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку, В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия).

Признаки международной экономической интеграции:

1) постепенное формирование единого регионального хозяйственного комплекса (вместо независимых национальных)

2) устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному движению товаров, капиталов и рабочей силы.
3) Межгосударственное регулирование экономических процессов

4.) высокая степень взаимозависимости субъектов интеграции

5,) высокая степенно сцепления отношений, трудность и убыточность разрыва отношений

В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов.

 

1. Доинтеграционное сотрудничество стран обычно осуществляется в рамках двусторонних и многосторонних договоров, охватывающих вопросы сотрудничества в различных сферах. Примером такого договора является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС.

2. Зона преференциальной торговли (ЗПТ)подразумевает значительное снижение ставок таможенных пошлин по большинству товарных позиций в отношении стран – участниц зоны при сохранении прежних ставок для третьих стран.

3. зона свободной торговли;

4. таможенный союз;

5. общий рынок;

6. экономический союз;

7. экономический и валютный союз.

Все эти стадии объединяет то, что на каждой из них устраняются определенные экономические барьеры.

Третья  ступень – зона свободной торговли (ЗСТ).Это такой тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Примером является ЗСТ СНГ, Европейская ассоциация свободной торговли, Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (между США, Канадой и Мексикой), АСЕАН – страны Юго-Восточной Азии

Четвертая ступень международной интеграции – таможенный союз (ТС).В рамках ТС страны-участницы вводят единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами. Тарифы внутри Союза полностью устраняютсяОбычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли. Многие интеграционные объединения в силу объективных причин часто либо останавливаются на ЗСТ из-за неготовности перейти на ТС, либо «перескакивают» этот этап. Ярким примером, может служить НАФТА, где создание ТС представляется трудноразрешимой задачей, учитывая огромные различия в размерах экономик стран-участниц, в частности США и Мексики. Пример: таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России (ЕврАзЭС); Ассоциация ЕС с Турцией; Арабский таможенный союз (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия)

Общий рынок (ОР) – более высокая ступень интеграции. Для перерастания таможенного союза в единый рынок недостаточно одних лишь экономических факторов: нужны и политические. При согласовании большого количества вопросов не всегда удается достигнуть договоренностей. Для этого требуются новые подходы и, кроме того, усиление наднационального начала. Создаются специальные наднациональные органы и механизмы (в ЕС – Европарламент, Совет министров, Суд, Еврокомиссия, Европейский совет). Для проведения единой определенной политики принимают документы, выносят решения по некоторым вопросам, разрабатывают директивы и рекомендации. ОР – качественно более высокая форма интеграции в силу того, что либерализация затрагивает не только товарные, но и рынки факторов производства. В рамках ОР устанавливаются так называемые «четыре свободы»:

1. свобода перемещения товаров

2. свобода перемещения услуг

3. свобода перемещение капитала

4. свобода перемещения рабочей силы.

Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС). Примеры: Единое экономическое пространство (ЕЭП), в которое входят Белоруссия, Казахстан и Россия; Меркосур – общий рынок стран Южной Америки, Центральноамериканский общий рынок; Андский общий рынок.

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

В состав ЕС входят 28  европейских государств.

(Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция,Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия,Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.)  Примеры: Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), Бенилюкс (Бельгию, Нидерланды и Люксембург).

 На этой стадии осуществляется координация политики в области налогообложения, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Это своего рода переход к экономическому и валютному союзу.

Экономический и валютный союз – последний этап международной региональной экономической интеграции. Он основывается на единой политике стран в валютно-финансовой сфере и введении единой валюты. Об этом этапе можно говорить только на примере Европейского союза, так как это единственная интеграционная группировка, дошедшая в своем развитии до этой ступени. Со временем экономики стран, входящих в ЕС, настолько тесно переплелись, что страны были вынуждены выстраивать общий экономический курс и создать единую денежную систему. Они проводят общую экономическую политику, в том числе задают направление экономического развития, координируют действия в налоговой сфере, следят за динамикой хозяйственной жизни и т. д. Преимущества экономического и валютного союза будут использоваться странами ЕС и через многие годы, позволяя достичь соответствующего влияния на международной арене и единства внутри себя.

 

Цели и значения интеграции

1.Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек.

2.Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

3.Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.

4.Достижение наиболее высокой эффективности производства.

5.Возможность регуляции социально-экономических процессов на региональном уровне.

Преимущества:
1) Увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
2) Возрастает конкуренция между странами.
3) Обеспечение лучших условий торговли.
4) Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
5) Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:
1) Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
2)  Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
3) Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.