Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йирасика
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йирасика
1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь =0 баллов, неправильный ответ = -5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем ... Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы == -3 балла.
3. Днем светло, а ночью ... Темно =0 баллов, неправильный ответ = -4 балла.
4. Небо голубое, а трава ... Зеленая == 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что? . Фрукты =1 балл, неправильный ответ = -1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) - 0 баллов Неправильный ответ === -1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев? Города =1 балл. Станции=0 баллов. Неправильный ответ = -1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это ... ? Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = -1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего? На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл. На курицу = -3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) == 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узцал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это? Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) - 4 балла. Одно или два различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом? По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф - 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа - плюс 24 и более
2 группа - плюс 14 до 23
3 группа -от 0 до 13
4 группа - от минус 1 до минус 10
5 группа - менее минус 11
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов.
Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.
Дети, получившие 9-1 1 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.
Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотавационных качеств.
|