|
|||
Челябинский государственный университет»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра филологии
УТВЕРЖДЕНО заседанием кафедры филологии Протокол № от « » сентября 2014 г.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА по дисциплине «Классические языки (старославянский язык)»
Костанай 2014 г. Контрольно-измерительные средства составлены: Свиркович О.В., старшим преподавателем кафедры филологии _________________________
Контрольно-измерительные средства обсуждены на заседании методической комиссии кафедры филологии Протокол № 01 от « » сентября 2014 г.
Председатель метод. комиссии __________________ С.Н.Машкова
Вопросы к экзамену (для студентов заочной формы обучения) 1. «Старославянский» как условное наименование книжно-литературного языка первых славянских переводов христианской литературы с греческого, выполненных в середине IX в. 2. Наддиалектный характер и общеславянская значимость старославянского языка. 3. Значение изучения старославянского языка в подготовке филолога-русиста или слависта. 4. Необходимость знания старославянского языка в связи с изучением истории средневекового книжно-литературного языка и его роли в становлении системы норм современных славянских литературных языков. 5. Группировка славянских языков по признаку структурной близости. 6. Древнейшие исторические сведения о славянах I-II вв. н. э. 7. Происхождение старославянского языка. Политическая ситуация в среднедунайских славянских княжествах. 8. Солунские братья Константин Философ (827-869 гг.) и Мефодий (820?-885 гг.) – первые славянские просветители (первоучители). 9. Проблема происхождения славянских азбук – глаголицы и кириллицы. 10. Общая характеристика кириллической азбуки. 11. Структура старославянской лексики. 12. Гапаксы (слова одноразового употребления) в старейших славянских текстах и их классификация. 13. Книжный характер основного слоя знаменательной старославянской лексики, составляющего около 50 % словарного состава древнеславянских памятников: названия отвлеченных понятий, качеств, действий и лиц по этим признакам. 14. Основные способы образования лексики. 15. Словообразование существительных. 16. Словообразование прилагательных. 17. Общеславянская глагольная лексика и книжные образования от именных основ. 18. Рост многоморфемных образований. 19. Проблема старославянской «фонетики» с учетом происхождения старославянского языка как языка книжно-письменного. 20. Система гласных фонем. 21. Система согласных фонем. 22. Строение слога. 23. Праславянский язык как «исходная» для исторически засвидетельствованных, славянских языков реконструируемая языковая система. 24. Исходная система гласных. 25. Исходная система согласных. 26. Тенденция к сближению согласных и гласных одного слога. 27. Развитие палатальных согласных. 28. История сочетаний губных согласных. 29. Активизация тенденции к построению слога по принципу восходящей звучности. 30. Преобразование внутрислоговых сочетаний гласных с плавными. 31. Преобразование индоевропейских чередований гласных. 32. Вторичные смягчения заднеязычных согласных. 33. Основные грамматические категории существительного. 34. Склонение существительных. 35. Местоимения. 36. Имя прилагательное. 37. Слова, обозначавшие числа. 38. Основные грамматические категории старославянского глагола. 39. Категория наклонения. 40. Категория времени. 41. Формообразующие глагольные основы. 42. Именные формы глагола, полностью или частично сохраняющие грамматические значения основ, от которых они образованы. 43. Причастия как отглагольные образования. 44. Наречия. 45. Служебные слова. 46. Синтаксический строй старославянского языка. 47. Главные члены предложения. 48. Сложное предложение. Синтаксическая структура текста. 49. Из истории научной разработки старославянского языка. Средневековые труды о старославянском и церковнославянском языке. 50. Опыты учебных пособий по старославянскому языку.
|
|||
|