Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа над ансамблями в классе фортепиано



Работа над ансамблями в классе фортепиано

Онегина О. В.

Санкт-Петербургская государственная консерватория

onegol@yandex.ru

Статья посвящена основным принципам работы над ансамблями и аккомпанементами в классе фортепиано. Изучение ансамблевого репертуара является важной составляющей педагогического процесса, способствует развитию музыкальной культуры учащихся, расширению их кругозора, освоению новых жанров и форм симфонической, вокальной и камерной музыки.

Ключевые слова: фортепианный ансамбль, аккомпанемент, музыкальная педагогика

 

Work on ensembles in the piano class

Onegina O. V.

St. Petersburg State Conservatory

The article is devoted to the basic principles of working on ensembles and accompaniments in the piano class. The study of the ensemble repertoire is an important component of the pedagogical process, contributes to the development of musical culture of students, their horizons, the development of new genres and forms of symphonic, vocal and chamber music.

Key words: piano ensemble, accompaniment, musical pedagogy

Цели и задачи дисциплины «Фортепиано» подразумевают изучение музыкальных произведений разных стилей, жанров и форм. Успех выступлений студентов на публике во многом зависит от профессионального подхода педагогов к составлению семестровых программ. Большую роль здесь играют ансамбли и аккомпанементы. Ансамблевый репертуар включает в себя как оригинальные сочинения для фортепиано в четыре руки или для двух фортепиано, так и переложения оркестровых, вокальных, квартетных произведений. Непременным условием хорошего ансамбля является единое понимание партнерами художественного содержания музыки, согласованность творческих намерений, осознание значения каждой партии, достижение правильного динамического и тембрового соотношения звучания мелодии и сопровождения, ритмическая дисциплина.

Исполнение четырехручных переложений симфонической музыки ставит перед студентом ряд непростых задач: осмыслить логику симфонического метода развития музыкального материала; воспроизвести на фортепиано с возможно большей полнотой тембровое разнообразие, красочность оркестровой ткани; выявить контрастность музыкальных образов в их сопоставлении и конфликтности; сохранить волевой и ритмический стержень, темповое единство на протяжении всего произведения.

Работа над фортепианной фактурой должна сочетаться с прослушиванием записей симфонического оркестра и изучением оркестровой партитуры данного произведения. Воспитание способности воспроизведения тембров различных оркестровых групп предполагает овладение специальными пианистическими приемами и навыками педализации.

Репетиционный период включает в себя как исполнение произведения в целом, так и работу над отдельными элементами. Синхронность исполнения обеспечивается полной согласованностью художественно-исполнительских намерений партнеров идентичностью произнесения музыкальной фразы, одинаковым ощущением агогического дыхания, общностью пианистических приемов (если этого требует художественный замысел).

Первоначальный этап работы над ансамблем предполагает предварительное изучение с педагогом каждой партии отдельно, что обеспечит точность выполнения ритмической структуры произведения, авторских указаний относительно фразировки, исполнительских штрихов, динамики, аппликатуры. Возможно проигрывание произведения в медленном или умеренном темпе с педагогом, корректирующим и направляющим исполнение.

На втором этапе окончательно устраняются ошибки в тексте и ритмические неточности. Для понимания характера музыки возможно эскизное проигрывание произведения в темпе, близком к указанному композитором. Проводится работа над исполнительскими деталями с вычленением какого-либо аспекта исполнения, например, ставится задача правильного динамического и тембрового соотношения звучания разных элементов музыкальной ткани. Типичной трудностью для ансамблистов является исполнение легкой, на первый взгляд, фактуры: передачи звуков мелодических линий, пассажей, фигураций сопровождения из одной партии в другую; одновременного исполнения интервалов и аккордов, распределенных между обеими партиями; точного совместного снятия аккордов, окончаний фраз; синхронности выполнения цезур и фермат.

Проблема педализации в четырехручном фортепианном ансамбле состоит в том, что в поле зрения исполнителя второй партии должен быть весь музыкальный материал. Это обязательное условие для грамотной поддержки педалью музыкального материала первой партии: при необходимости обеспечения связного исполнения мелодической линии, точного снятия педали во время пауз, подчеркивания тональных смен без возникновения гармонической «грязи» и т.п.

Заключительный этап работы ставит задачи наиболее полного выражения художественного содержания произведения, поисков окончательного темпа, единства формы, синтеза всех исполнительских средств и формообразования.

Фортепианный аккомпанемент, как одна из форм ансамблевого музицирования, также требует ясного представления о характере взаимодействия партий в ансамбле. Наряду со строго подчиненным сопровождением, в партии фортепиано возможны и равноправные «диалоги» с солистом. Значительное место в репертуаре занимают обработки  народной музыки с ее особенностями ладового строения, частым переменным размером, подголосочностью и вариационностью развития музыкального материала. Фортепианная фактура этих пьес требует от исполнителей владения специфическими пианистическими приемами, характерными средствами артикуляции и педализации. Аккомпанемент является важным средством воспитания многих необходимых профессиональных качеств: ритмической организованности, способности слушать солиста, навыков игры в ансамбле. Кроме того, аккомпанемент способствует воспитанию художественного вкуса и развивает музыкальный кругозор.

Прежде чем приступить к работе над конкретными сочинениями, важно разъяснить студенту основную задачу, стоящую перед аккомпаниатором: создание хорошего ансамбля, обусловленного единым с солистом толкованием художественного произведения. Исполнитель фортепианной партии создает гармоническую и психологическую атмосферу звучания музыки, организует ритмический пульс, устанавливает темп произведения во вступлении. В интерлюдиях партия фортепиано нередко выполняет драматургическую роль, нагнетая напряжение или, напротив, снижая эмоциональный накал. Работа над аккомпанементом включает, как непременный фактор, тщательное изучение партии солиста. Необходимо, чтобы студент хорошо осознал логику интонационного развития мелодии, учитывая особенности игры на том или ином инструменте.

При выборе аккомпанементов педагогу следует учитывать возможность качественного исполнения произведения и вероятность профессионального роста в процессе работы. Фортепианная фактура должна быть хорошо проработана в классе, не слишком трудна и удобна для исполнения, чтобы студент мог сосредоточить все свое внимание на ансамблевых задачах. Обычно в учебной программе произведения по аккомпанементу бывают более легкими, чем сольные пьесы. Практика показывает, что проще всего усваивается сопровождение, построенное на выдержанных аккордах или на простой фигурационной фактуре без элементов полифонии. По мере совершенствования навыков ансамблевого музицирования имеет смысл перейти к более сложным аккомпанементам, в которых в пределах одного произведения сочетаются разные виды фортепианной фактуры.

Необходимо обратить особое внимание на правильную организацию репетиционного процесса. Нередко слишком много времени уходит на выбор пьес, поиски нот, налаживание контакта с солистом. В результате работа над произведениями начинается только в конце семестра практически накануне выступления, и студент едва успевает выучить текст. Встречи с партнером носят случайный характер, что является причиной неслаженности ансамбля и несогласованности намерений исполнителей. Такие занятия не отвечают своему назначению.

Произведения по аккомпанементу следует выбирать в самом начале семестра вместе с остальной программой. Совместные репетиции с солистом целесообразно начинать, когда студент уже свободно владеет нотным материалом, до этого педагог может подыгрывать сольную партию в верхнем регистре фортепиано. Не рекомендуется исполнять партию сопровождения наизусть, так как в процессе игры по нотам вырабатывается навык свободной ориентации на клавиатуре, не глядя на нее.

Одним из наиболее важных и сложных компонентов работы над любыми видами ансамблей является выбор темпа и правильная ритмическая организация. В фортепианном вступлении аккомпаниатор устанавливает нужное движение и в этом отношении уподобляется дирижеру, одной из главных задач которого является определение темпа, наиболее соответствующего художественному содержанию произведения. Распространенная ошибка заключается в том, что студент не учитывает движения, в котором должна звучать солирующая мелодия, не может сразу установить нужную ритмическую пульсацию и входит в нужный темп постепенно. Тем самым пианист в самом начале мешает своему партнеру и выводит его из творческого состояния. Перед началом игры необходимо мысленно продирижировать несколько тактов и сопоставить звучание мелодии с фортепианным вступлением. Аккомпаниатор устанавливает темп и при одновременном вступлении ансамблистов, если в партии фортепиано содержатся более мелкие длительности.

Не менее важная задача для исполнителей – сохранение выбранного темпа на протяжении всей пьесы. Решению ее способствует строгое соблюдение ритмической дисциплины: точное исполнение пауз, выдержанных нот и ритмического рисунка; четкое ощущение сильных долей такта. Партия фортепиано является тем стержнем, на основе которого возможно осуществление темпа rubato, обусловленного образно-эмоциональным строем музыки.

Успех быстрого и качественного освоения партии ансамбля во многом зависит от овладения студентом рациональными методами работы, которые сходны с принципами работы над сольными произведениями. Распространенная ошибка состоит в том, что, студенты, стремясь доучить свою партию в возможно более сжатые сроки, многократно проигрывают еще не до конца разобранный и освоенный материал в быстром темпе, что ведет к заучиванию разного рода неточностей и небрежному исполнению. Вместе с тем, хорошо известно, что исправлять ошибки гораздо труднее, чем избегать их на начальном этапе работы.

В ознакомительных целях так называемое «эскизное проигрывание» может иметь место. Однако изучение партии следует начать с медленного темпа, тщательно анализируя авторский текст (обозначения характера музыки, темпа, исполнительских нюансов) и исследуя особенности мелодического, гармонического и ритмического языка, соотношение главных и второстепенных элементов музыкальной ткани. Большое значение имеет точность выполнения артикуляционных указаний с целью достижения дифференцированного звучания всех пластов музыкальной ткани. Важно воспитывать у студента понимание значения игры в медленном темпе для воспитания способности «слышать» свое исполнение, что является залогом успеха самостоятельной работы.

Ансамблевое исполнение является важной составляющей в становлении и развитии музыканта, с помощью которой студенты имеют возможность всесторонне развивать навыки игры на фортепиано, обогащать свой музыкальный кругозор и приобрести исполнительский опыт совместного творчества. Практика педагогов-музыкантов подтверждает, что игра в любом виде ансамблей положительно влияет на общее музыкальное развитии учащихся, а также обеспечивает решение собственно педагогических задач в музыке разных стилевых направлений.

 

Литература

1. Асмолова, Н. А. Фортепианный ансамбль в учебно-исполнительской деятельности студентов / Н. А. Асмолова / Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Вып. 4. - М., 1999. – С. 79-84.

2. Боголюбова, Л. Д. Фортепианный ансамбль: проблемы жанра и исполнения / Л. Д. Боголюбова.- Н. Новгород, 1999. - 79 с.

3. Готлиб, А. Д. Заметки о фортепианном ансамбле / А. Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1997. - 97 с.

4. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 93 с.

5. Готлиб, А. Д. Фактура и тембр в ансамблевом произведении / А. Д. Готлиб / Музыкальное исполнительство. Вып. 9. - М., 1976. - С. 106-139.

6. Маркова, Р. Б. Четырехручный дуэт и ансамбль двух фортепиано: особенности исполнения / Р. Б. Маркова / Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании. - СПб.: Изд. политех. универ., 2016. - С. 58-61.

7. Самойлович, Т. С. Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста / Т. С. Самойлович. - Л.: ЛОЛГК, 1986. - С. 12-30.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.