|
|||
Китайское представление о деньгах1. Китайское представление о деньгах Для китайцев деньги без жизни - ничто, но и жизнь без денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском обществе являются главным выражением и мерилом любви и чувства солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам. Китайские родители дарят детям на Новый год красные конверты с деньгами, давая им наглядный урок важности денег как знака личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них!) дарят новобрачным в день их свадьбы. Китайские торговцы традиционно склонны снижать цены за счет более быстрого оборота капитала (следовательно, и больших усилий) и довольствоваться даже незначительной прибылью. Китайцы готовы работать почти круглые сутки без выходных и праздников (единственное исключение - недельный отдых на китайский Новый год). Одним словом, по китайским представлениям, жизнь нужно использовать для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы жить воистину, нужно быть богатым. Китайские общества отличаются самой высокой в мире нормой сбережений. Деньги - излюбленная тема разговора в китайской компании, обсуждаемая с шокирующей европейцев откровенностью 2. Китайский менеджмент В китайской среде управляющий должен держаться по-отечески мягко и радушно по отношению к подчиненным, постоянно извиняться и благодарить их за труды. В китайском бизнесе доминируют семейные или, по крайней мере, семейные в своей основе предприятия. В китайском деловом мире господствуют мелкие и средние компании, специализирующиеся на производстве одного вида продукции или оказании очень узкого спектра услуг и, как правило, вписанные в более широкую сеть смежных и обслуживающих друг друга предприятий. Особенности предприятий: Для них свойственны простота структуры, слабое размежевание между их отдельными функциями, важная роль личных отношений и неписаных правил этикета. Фактору родства отдается безусловное предпочтение, и капитал, вообще говоря, сохраняет значение семейного достояния. Для китайского предприятия характерны: · во-первых, патернализм как сосредоточение собственности, власти и авторитета в лице хозяина семейного дела; · во-вторых, доминирование личностного фактора в отношениях и, · в-третьих, обостренное внимание к сплоченности корпорации и защите интересов ее членов. Хозяин компании единолично принимает практически все решения, касающиеся организации и деятельности его предприятия, для своих подчиненных он одновременно добрый и строгий отец, наставник и старший друг. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему поддерживать подобающую дистанцию с работниками. Открытый обмен мнениями и тем более противодействие начальнику - вещи совершенно немыслимые в китайской среде. Более того, гласность невозможна даже в отношениях между рядовыми сотрудниками, ибо каждый китаец с детства приучен держать свое мнение при себе и «проглатывать» обиду и недовольство ради согласия в коллективе. Он старается не обсуждать и тем более не спорить, а «безмолвно постигать» смысл происходящего. В таких условиях работники не испытывают чувства преданности компании или даже ее хозяину, а руководство не очень доверяет низовому персоналу. Бдительный контроль начальства за действиями подчиненных считается разумным и необходимым. Со своей стороны, служащие должны выказывать всяческое усердие и преданность даже не столько компании, сколько лично ее хозяину. Профсоюзы слабы и ориентированы на сотрудничество с руководством предприятия. Открытый конфликт с начальством и, тем более забастовка, практически исключены. Если компания со временем приобретает большие размеры, она по-прежнему управляется как семейное предприятие. Достоинства китайской модели менеджмента: * сравнительно высокий уровень сплоченности ее служащих, * эффективное сотрудничество благодаря устойчивым личным связям, * низкие транзакционные издержки, * способность быстро откликаться на изменения обстановки, * отсутствие необходимости в жестком контроле персонала и производства. Что же касается недостатки: * отсутствие инициатив и инноваций в среде низших служащих и четкой стратегии у руководства, * недостаток профессионализма, * постоянную угрозу разделения персонала на соперничающие фракции, * крайне ограниченные возможности для сотрудничества.
|
|||
|