Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как мать большой семьи…



 Как мать большой семьи…

    Совсем недавно мы рассказали нашим читателям о Василии Ивановиче Камарецком. Его большая жизнь полна интереснейших событий. На наш взгляд, повествование о нем будет неполным, если не сказать о его супруге Наталье Павловны. Женщине, которая долгие годы была его надеждой, опорой, первой и единственной любовью, помощником во всех делах. Очередной очерк цикла мы посвящаем ей.

    Она родилась в самом начале прошлого века в г. Путивле Сумской области в семье бондаря и прачки из поместья Терещенко, - крупного сахарного магната. Ее мать, Домну Яковлевну, - очень красивой шестнадцатилетней девушкой выдали замуж за весьма немолодого вдовца Павла Алешина. Наталья стала в родительской семье четырнадцатым, самым последним ребенком. По-разному сложились детские судьбы: до взрослости доживут семеро. Двое скоропостижно умрут в юности от туберкулеза, пятеро получат высшее образование, обзаведутся семьями. До старости дотянут трое – Наталья, Василий и Ольга. В трехлетнем возрасте наша героиня осталась без отца. На плечах матери грузом повисли многочисленные заботы о детях. Работа от зари до зари да думы о хлебе насущном. По этой житейской причине в 8 лет отдали девочку в няньки. Обиды, за то на мать не имела. Любила и жалела ее очень. Скучала, будто знала, что больше никогда ее не увидит. Как-то зимой мать на речке полоскала белье, сильно простыла, заболела крупозным воспалением легких и умерла. Последней фразой женщины стали слова страха за судьбу совсем маленькой дочери, отправленной в люди. Через некоторое время ребенка забрала оттуда тетка – дама сварливая и немилосердная, с явными замашками жандарма в характере. В школу Наталья ходила, училась хорошо, с большим желанием и старанием. Особенно, когда в 4 классе к ним учителем придет сестра Фрося. На хрупкие детские плечи была возложена вся домашняя работа. Приходилось мыть, стирать, шить, варить, носить большими ведрами воду, ухаживать за скотом, обрабатывать огород, так как тетка, будучи набажной, практически все время находилась в церкви или ухаживала за больными, немощными, престарелыми в местном лазарете. Дама соблюдала все церковные праздники и посты, а по воскресенья вместе с домочадцами отправлялась в храм.

    То ли от работы, то ли от природы, но в свои 14 лет Наталья выглядела вполне взрослой девушкой. Иногда тетка разрешала ей пойти на гульбище, где собиралась сельская молодежь. Песни, хороводы, игры, пляски под гармошку, веселые разговоры делали жизнь интересной, и сиротство не казалось уже таким горьким тем более, что старший брат без внимания не оставлял. На гульбище судьба подарила девушке встречу с красивым, сильным и очень внимательным Василием, который сразу западет ей в сердце. Хлопец тоже положил глаз на Наталью. Симпатия переросла в большую любовь. Через 9 лет они станут мужем и женой. После десятилетки Наталья устроится на работу в Пешкино. Это – крупный районный центр. Тем временем, старшая сестра Ольга, брат Василий с семьей обосновались и работали в Москве. Они настояли, чтобы Наталья приехала в столицу и поступила учиться. Страна развивалась, строилась, нуждалась в кадрах. Открывались Рабфаки, институты, техникумы. В них дети рабочих, крестьян и батраков зачислялись в первую очередь. И наша героиня отправилась в Москву. Но с первого раза никуда не поступила. Ряд справок по месту жительства оформили неверно, другие – и вовсе не выдали. Надо было работать, на что-то жить и собирать справки. Остановилась пока у брата. Он жил в небольшой комнате коммунальной квартиры. Ходила в Наркомат мыть полы и туалеты. Позднее от института ей предложили место домработницы. Это была богатая интеллигентная семья: она – актриса, он – какой-то чиновник. Очень воспитанные, добропорядочные люди. У этой четы Наталья проработала почти год. Пришла пора расставания. За неделю до этого события хозяевам пришла телеграмма о том, что к ним в гости направляется писатель Максим Горький. Как оказалось, главой хозяйского семейства был приемный сын литератора.

В 1927 году Наталья Павловна стала студенткой 2-ого Московского Университета. В то время программы всех ВУЗов подвергались значительному сокращению. Через 3,5 года обучение ее завершилось. Почти целую пятилетку не видела наша героиня своего возлюбленного. Он приехал за ней в Москву. Здесь, в семье ее брата, и отметили молодожены день своего бракосочетания, после чего отбыли в Воронеж работать и налаживать новую жизнь.

Молодой специалист стала заведующей методическим кабинетом при Облоно. Работа оказалась интересной. Вершить ее пришлось в прекрасном коллективе единомышленников. Вместе они выпустили две методички-инструкции со стихами, играми, требованиями для детских садов. Жизнь шла своим чередом. Беда пришла, откуда не ждали. Тяжело заболел Василий Иванович. На помощь семье поспешили друзья, знакомые, коллеги. Помогли попасть к светиле медицины. Сам профессор взялся его лечить и поставил-таки на ноги. В 1932 году в семье родилась дочь Клара. Отец в ней души не чаял. Наталья Павловна помогла мужу поступить на Рабфак, освоить научные премудрости. Сделала все, чтобы он мог сочетать занятия в ВУЗе с практической работой. Через год Василий Иванович стал студентом Комвуза. Учился на факультете Красных директоров. В то время все черноземье СССР охватил страшный голод. Семья Камарецких уцелела чудом. Распродали все, что можно. Ходили босиком. От голода ноги пухли, сочились и покрывались трещинами. В полдень глава семейства обычно брал домочадцев в Коммуну, чтобы разделить с ними свой обед. Через некоторое время по партийной … он стал заниматься описанием имущества богатеев, сбежавших на Запад. Красный директор видел в их домах настоящую роскошь: дорогую одежду, серебряные кухонные и столовые наборы, недешевый фарфор и много чего еще. Понимая, что его собственная семья едва сводит концы с концами, предложил жене кое-что взять себе. Та лишь руками всплеснула: «Боже тебя спаси! Тебе доверило государство, и ты это доверие должен оправдать». Он ничего домой не принес. И никогда в жизни они оба чужого не взяли. В этом духе они воспитали свою дочь и детей государственных. В те голодные годы тяжело заболела дочь. Жизнь ребенка висела на волоске.

Вскоре, как уже знает наш читатель, Камарецкий принял под свое начало детскую колонию в Задонске. О таком повороте судьбы жена сожалела. Ей было тяжело терять друзей, полюбившую работу. Ведь Задонск – далеко не Воронеж.

Василий Иванович увез жену и ребенка в деревню. Здесь они ежедневно могли покупать молоко. На смену голодной поре вскоре пришел урожайный год. Глава семейства начал получать жалование снедью: мукой, сахаром, горохом, гречкой, солью. Селяне перевели дух. Новая беда подкралась незаметно. В 1939 году семью Камарецких настиг пожар. Дотла сгорела их квартира. Но они не паниковали и не горевали, а радовались тому, что ребенок уцелел. В тот злополучный день девочку с утра отвели в садик. С миру по нитке собрали нехитрый скарб и продолжали жить. Предстояло заняться озеленением двора коммуны. Каждый цветок на клумбе источал свой неповторимый аромат.

Администрация приняла решение обнести двор учебного заведения забором. За ним был свой мир. Жизнью здесь управляли беспризорники, воры, бандиты разных мастей. Они были детьми в возрасте от 7 до 17 лет. Их жизнь подчинялась законам воровского мира. Дрались не на жизнь, а на смерть, и Наталья Павловна, такая спокойная, бросилась в гущу этой драки, чтобы развести дебоширов по сторонам. То ли удивленные ее смелым поступком, то ли безумием, они прекращали свои поединки. В будущем, через определенное время, она сумеет завоевать огромный авторитет. Ее станут уважать и бояться. Она никогда не кричала, не оскорбляла, не унижала ни одного беспризорника. Брала своей решительностью, убеждением, спокойствием. Между собой ребята называли ее не иначе, как железный Феликс. Коллектив сотрудников подобрался грамотный, с чувством долга, ответственности. Здесь воспитывало все, даже каждая мелочь: уход, индивидуальный подход к каждому, отношение к личности, внешний вид, оформление помещений, убранство спален, кабинетов, мастерских и созданный Натальей Павловной драмкружок. Его полюбили буквально все. В 40-ом году отмечался юбилей интерната с конкурсами, фейерверками, праздничным обедом и множеством гостей. Это была даже не колония, а цивилизованный детский дом. Его организация потребовала от каждого сотрудника личного трудового вклада в общее дело, самоотверженности и ответственности за свою работу. Но никто не знал и не ведал, что в семью Камарецких одна беда приходит за другой. В 1937 году по ложному доносу арестовали и расстреляли брата Натальи Павловны Алексея – преподавателя военной академии. У него останется супруга, которая, к несчастью, скоро умрет от тяжелой болезни, и пятеро сыновей. В 1938 году не станет сестры Елены. Ей едва исполнилось 35 лет. В конце 1939 года брат получил 10 лет лагерей за антисоветскую пропаганду. Василию Ивановичу тоже досталось. Три ночи подряд его забирал в участок конный конвой, пытаясь получить показания на председателя горсовета. И, таким образом, признать последнего врагом народа. Камарецкого не закроют, слишком большой авторитет имел он в городе и области.

Вместе супруги смогли пережить все ужасы того непростого времени. Трудности сплотили их еще больше. Наталья Павловна так и не стала коммунистом, опасаясь, что раскроются все семейные тайны. Все эти проблемы отошли на второй план сами собой с началом войны. Но, когда по прибытию в Кусу детского дома на чету Камарецких наложат арест, Наталья Павловна поседеет за ночь. Голодная пора заставила Василия Ивановича срочно заняться организацией подсобного хозяйства, что помогло выжить. Наталья Павловна занималась воспитательной работой и проведением различных мероприятий, в чем ее воспитанникам в районе не было равных. Из года в год они занимали первые места в различных конкурсах. Директору и завучу приходилось буквально жить на работе. Трудились на покосах, заготовке дров, в огороде. Все мужчины ушли на фронт. Заготовкой дров занимались женщины. Лошадей пока еще не было. Потому женщины впрягались в сани сами: Зинаида Федоровна Зубова, Зина Киселева, Наталья Павловна, Пелагея Даниловна, а остальные толкали сани сзади. У Натальи Павловны была еще одна нагрузка – готовить годовые отчеты по итогам работы интерната. Нареканий она не получала никогда. Ей удалось создать трудовые бригады из сотрудников и воспитанников. Они дружно выполняли всю хозяйственную работу. Вечерами, обычно после ужина, старшие воспитанники из Задонска приводили в квартиру своих наставников, садились на лавку вокруг большого самодельного деревянного стола. Говорили и спорили о делах насущных, играли в домино и карты, пели. И на душе становилось легче. Так формировался коллектив единомышленников. К лету 1942 года удалось сдружить Кусинских и Задонских ребят. На праздниках все пели и плясали. Кумиром была Зина Валеева. До конца 90-х годов Зинаида Васильевна работала няней в нашем интернате. Она отличалась добросовестным отношением к делу. Любила покричать, но как-то без злобы. Всегда была готова прийти на помощь. Долгие годы являлась донором крови, которая помогла спасти десятки человеческих жизней. Воспитала троих сыновей.

    В 1954 году Василий Иванович оставил пост директора, а Наталью Ивановну перевели в Воронеж завучем детского дома. Но вскоре Камарецкие снова вернулись в Кусу, и пятый директор нашего интерната Дмитрий Ермолаевич Кудряшов пригласил ее на работу, чтобы вернуть заведению былую славу, какая была при муже. Наталья Павловна согласилась и сделала все, как надо, став для Кудряшова надежной опорой. В ту пору ей пришлось заново организовывать в интернате художественную самодеятельность, приводить в порядок документацию. Со всем справлялась. В короткий срок Кусинский детский дом стал занимать первые места по многим показателям среди подобных заведений России.

Упокоилась Наталья Павловна уже в преклонном возрасте, в 88 лет. Но до конца дней осталась в ясном уме и доброй памяти. За свою жизнь ни разу никого не оскорбила, не унизила, всегда оставалась предельно тактичной, вежливой, спокойной и рассудительной. В этом смысле она была полной противоположностью своего горячего супруга. Тот мог вспылить до ярости, но быстро отходил. А Наталья Павловна брала другим: убедительностью доводов, железной аргументацией, силой характера и добротой. Разные по характеру люди, они шли в одной «упряжке» к единой цели и никогда не сдавались. В молодости Наталье посчастливилось уцелеть в огне двух пожаров – в Красноярске и в Златоусте, хотя шансов спастись было крайне мало. Наталья Павловна смотрела на жизнь с оптимизмом. Много читала. Особенно любила русскую классику. С душой пела народные песни. Разбиралась в живописи. С удовольствием слушала оперные арии. И всегда стремилась к личностному совершенству. Она часто думала об этом в минуты достижения любого успеха. Ударный труд педагога отмечен путевкой наркомата на открытие ВДНХ. В столицу Камарецкие ездили всей семьей. Среди наград нашей героини – многочисленные трудовые медали, министерские грамоты, знак «Ударник Коммунистического труда», почетное звание «Отличник просвещения РСФСР». Но люди того героического поколения трудились не ради славы, а по велению сердца, отдавая детям часть своей души.

 

 

Николай Шукшин,

г. Челябинск.

Татьяна Ефимова,

г. Курган.

 

 

Авторы благодарят бывшего старшего воспитателя КОРЦ, ветерана педагогического труда Галину Петровну Галкину за предоставленный им материалы из ее личного архива.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.