|
|||
Как делать фильмыКак делать фильмы
Режиссёр Сергей Михайлович Эйзенштейн великолепно разбирался в искусствознании. Построению композиции кадра он учился у таких мастеров живописи как: Репин, Суриков, Серов, Перов, Юон. Кинокадр Эйзенштейна никогда не был пустым, его кадр заполнял всё пространство. Композиция кадра – это грамматика кино, а без соблюдения грамматики – хорошее кино или любой фильм просто не возможны. Своим ученикам мастер кино прививал умение удачно помещать в кадре не только людей, но и предметы. Если требовалось снять несколько предметов, то главный он размещал в центре, остальные – по кругу. Если Эйзенштейну надо было показать двух актёров в одном кадре, то он размещал одного на переднем плане слева, а другого – на заднем плане справа. Режиссёр говорил своим ученикам о том, что рисунок кадра должен рассказывать без слов, композиционное построение необходимо освободить от любой случайности. Самым выразительным кадром считал тот, который построен диагонально. Любое движение по диагонали из нижнего левого угла к верхнему правому – это «торжественный приём», своеобразный кинопарад. Итак ответ на вопрос как делать фильмы.. Чтобы кадр сделать динамичным и придать ему бОльшую скорость, композицию необходимо строить другой диагональю: из правого верхнего угла в левый нижний. Если режиссёру требуется по сюжету подчеркнуть драматизм ситуации – композиция обычно выстраивается справа вверх налево. Был у Эйзенштейна и маленький секрет для простого и убедительного кадра – прямолинейный кинокадр. Это когда происходит движение на предмет. Такой кадр всегда выразительнее, чем отступление камеры от предмета. На левой стороне ( от зрителя) люди и события в фильме всегда кажутся важнее. Так уж устроена наша психика и зрительное восприятие. Мораль всегда на левой стороне! Киношное «дважды два»! Если строить композицию кадра остриём треугольника вниз, то зритель будет ощущать беспокойство и неопределённость. Если сюжет требует такой композиции, то вы на правильном пути. Важное событие обычно сосредотачивают в точке «золотого сечения». Это может быть не только человек, но и его глаза. Существует и такой приём – «показ части вместо целого». Профессионалы считают его эффективным. Показ фигуры героя заменяют какой-либо деталью, например, очками, сигарой. Такие детали запоминаются зрителем лучше, чем неоднократный показ актёра. Достаточно одной детали, чтобы образ запомнился с первого раза. Существует ещё одно важное правило в мире киноведения, о котором часто забывают современные режиссёры – не детали вставляются в кинокадры, а кадры строятся на деталях. Профессионалы не строят кадры по принципу «мне так нравится», их строят по смыслу, по принципам и законам психологического восприятия. Главную памятку от Эйзенштейна можно сформулировать так: до съёмок нужно для себя решить не «что снимать?», а «что не снимать?» . Удачи!
|
|||
|