|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПроект ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от ______2020 г. №___ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
В соответствии со статьей 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила санитарной безопасности в лесах. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ______№ _______
ПРАВИЛА САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ I. Общие положения 1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. 2. Мерами санитарной безопасности в лесах является комплекс мероприятий (совокупность действий), направленных на уменьшение или предотвращение негативного воздействия на леса, обеспечивающий своевременное выявление очагов вредных организмов, ограничение их распространения и предупреждение возникновения таких очагов. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д)иные меры санитарной безопасности в лесах (рубка аварийных деревьев, агитационные мероприятия: беседы с населением; проведение открытых уроков в образовательных учреждениях; развешивание аншлагов и плакатов; размещение информационных материалов в средствах массовой информации). 3. Проведение лесозащитного районирования обеспечивается на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях населенных пунктов, на которых расположены леса, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, по методике утвержденной Минприроды России. 4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается: а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений; б) в отношении лесов, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории; в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов - органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории; г) в отношении лесов, расположенных на землях населённых пунктов, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; д) в отношении лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 5. Проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах обеспечиваются: а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов; б) на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду: в отношении лесов, расположенных на землях населённых пунктов, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений; в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов федерального значения, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории; в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов регионального и местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления; в отношении лесов, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности, землях сельскохозяйственного назначения и землях иного специального назначения, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории. 6. Порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. 7. Обязательному представлению для внесения в государственной лесной реестр в установленном порядке подлежит следующая документированная информация, получаемая при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, указанных в подпунктах «в» - «д» пункта 2 настоящих Правил: а) о выявленных при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований гарях, иных погибших лесных насаждениях, а также лесных участках с несоответствиями таксационным характеристикам; б) об изменениях таксационных характеристик насаждений лесных участков, произошедших в результате проведения в них мер предупреждения распространения вредных организмов и иных мер санитарной безопасности в лесах. 8. Предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах организуют и осуществляют исходя из санитарного и лесопатологического состояния лесов. Определение и оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляются исключительно при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований. Перечень и диагностические признаки категорий состояния деревьев приведены в приложении 1 к настоящим Правилам. 9. Санитарное состояние лесов – это характеристика степени их ослабления и (или) усыхания, определённая на основании соотношений запасов, произрастающих в них деревьев различных категорий состояния. Оценка санитарного состояния лесов, лесотаксационного выдела или его части осуществляется исходя из определённой средневзвешенной категории состояния лесного участка. По санитарному состоянию леса подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие леса относят к повреждённым насаждениями. Порядок определения средневзвешенной категории состояния лесного участка, и шкала для определения санитарного состояния лесов приведены в приложении 2 к настоящим Правилам. 10. Лесопатологическое состояние лесов – это характеристика лесов по наличию или отсутствию в них очагов вредных организмов. Критерии отнесения лесотаксационных выделов либо их частей к очагам вредных организмов установлены Правилами ликвидации очагов вредных организмов. Определение лесопатологического состояния лесов осуществляется путём выявления деревьев, повреждённых (поражённых, заселённых) различными вредными организмами, установления видовой принадлежности таких вредных организмов, плотности их популяций и интенсивности (степени) повреждения (поражения, заселения). Участок леса, на котором в результате массового размножения или распространения того или иного вредного организма имеются или ожидаются в ближайший вегетационный период повреждения, ухудшающие санитарное состояние, угрожающие жизнеспособности насаждений или выполнению ими целевых функций, относят к очагам данного вредного организма. Учёт и инвентаризация очагов вредных организмов осуществляется при государственном лесопатологическом мониторинге. 11. Санитарное и лесопатологическое состояние лесов подлежат учёту при государственном лесопатологическом мониторинге и в деятельности лиц и органов, установленных п.5 настоящих Правил. Учёт санитарного состояния лесов обеспечивает формирование документированной систематизированной информации о местоположении и площадях повреждённых насаждений по причинам повреждения и гибели лесов и группам таких причин (лесные пожары; повреждения насекомыми; погодные условия и почвенно-климатические факторы; болезни леса; повреждения дикими животными; антропогенные факторы; непатогенные факторы), учёт лесопатологического состояния лесов – о местоположении и площадях очагов вредных организмов различных видов, датах их выявления и снятия с учёта в связи с их ликвидацией либо затуханием. 12. Лица (физические или юридические), осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений, в том числе аварийных деревьев, обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений сообщить об этом в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области лесных отношений в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). 13. Уполномоченные органы обеспечивают приём (в том числе через специализированные диспетчерские службы, принимающие сообщения об обнаружении лесных пожаров) сообщений об обнаружении погибших или повреждённых лесных насаждений, регистрацию таких сообщений, проверку изложенной в них информации. Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований. 14. По всем результатам проверки сообщений об обнаружении погибших и повреждённых лесных насаждений, подтверждающим наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами и органами, установленными п.5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований, о чём арендатор, либо иное лицо, использующее такие насаждения на основании проекта освоения лесов, должен быть проинформирован уполномоченным органом в 10-дневный срок со дня проверки. 15. Проведение лесопатологических обследований осуществляется: на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду – не позднее 6 месяцев со дня получения от уполномоченного органа информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования; на иных лесных участках – не позднее двух лет со дня проверки сообщения об обнаружении погибших и повреждённых лесных насаждений уполномоченным органом. В указанные выше сроки проведения лесопатологических обследований не включаются периоды, в течение которых такие обследования не проводятся. 16. Лесопатологические обследования проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации изменение цвета хвои и листвы, являющейся естественным процессом подготовки листопадных деревьев к зимнему периоду. В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях (8 единиц и более вечнозеленых, и хвойных (за исключением лиственницы) пород в породном составе), а также лесных насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожарами лесопатологические обследования проводятся в течение года. Сроки начала и окончания вегетационного периода ежегодно утверждаются по каждому лесничеству уполномоченными органами. 17. Результаты проверки сообщений об обнаружении погибших и повреждённых насаждений, подтверждающие наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, а также сообщения, не проверенные по объективным причинам в 30-дневный срок со дня их получения, должны быть использованы в качестве источников информации для осуществления государственного лесопатологического мониторинга. 18. В лесах, имеющих неудовлетворительное санитарное состояние (сильно ослабленные, усыхающие и погибшие леса) осуществляются мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов. В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния вследствие чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ликвидация последствий таких чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими федеральными законами. 19. При использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления, выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах; уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных, за исключением сплошных рубок. Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на всех категориях земель, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации. 20. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях. При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса). Порубочные остатки подлежат сжиганию, измельчению, обработке пестицидами или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины. 21. При оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по защите ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению 3. В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока. 22. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается. 23. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана пестицидами, включёнными в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации (далее – пестициды), или окорена (кора измельчается или сжигается с соблюдением утвержденных в установленном порядке правил пожарной безопасности в лесах). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходим срочный вывоз этой древесины из леса. 24. Использование пестицидов в лесах, в том числе при проведении обработок лесных участков, защиты неокоренной древесины в штабелях, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и с учетом требований санитарных правил, утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 25. Не предоставляются для заготовки живицы лесные участки, расположенные в очагах вредных организмов до их ликвидации, а также насаждения, ослабленные и поврежденные вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов. 26. В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы и древесного сока, до начала их заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков. 27. Заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), а также заготовка пищевых лесных ресурсов осуществляются способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев. 28. Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей. 29. При установке аншлагов не допускается их крепление к деревьям. 30. При обустройстве противопожарных дорог, разрывов и минерализованных полос не допускается заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков. 31. При организации временных аэродромов и вертолетных площадок, а также обустройстве противопожарных разрывов срубленная древесина должна быть своевременно вывезена, окорена, утилизирована или обработана инсектицидами. 32. При обустройстве противопожарных водоемов не допускается подтопление окружающих лесных насаждений. 33. Порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок в очагах вредных организмов подлежат сжиганию, измельчению, обработке пестицидами или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины. 34. При проведении рубок лесных насаждений осуществляется очистка мест рубок от порубочных остатков в соответствии с утвержденным порядком проведения лесосечных работ. 35. В лесопарковых зонах и зелёных зонах запрещается использование химических препаратов третьего класса опасности и выше для охраны и защиты лесов методами авиационного, наземного опрыскивания и аэрозольной обработкой, в том числе в научных целях. 36. При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации. 37. В отношении лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, установленный в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации, разрешается рубка только погибших экземпляров. 38. В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, за исключением выполнения мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране и защите лесов. 39. В лесах запрещается посадка зараженных вредными организмами растений. 40. В очагах хрущей, а также на свежих песчаных и супесчаных почвах лесные культуры создаются с предварительным протравливанием пестицидами корней саженцев перед их посадкой. 41. В насаждениях с участием ели и (или) пихты 8 и более единиц в составе в качестве рубок ухода проводятся только рубки осветления и прочистки в молодняках. Рубки прореживания и проходные в указанных насаждениях не проводятся. 42. В сосновых культурах при рубках ухода в очагах хрущей и соснового подкорного клопа не допускается снижение полноты ниже 0,7, сохраняется примесь лиственных пород (до 2-3 единиц в составе) и подлесок. 43. В сосновых культурах с наличием очагов корневой губки запрещается проведение рубок ухода линейным способом. 44. Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 45. Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Приложение № 1 к Правилам санитарной безопасности в лесах
ШКАЛА КАТЕГОРИЙ СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ
Приложение № 2 к Правилам санитарной безопасности в лесах
РАСЧЕТ СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЙ КАТЕГОРИИ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ
Степень ослабления (состояния) лесных насаждений на выделе в целом или каждой древесной породы определяется по вычисленной средневзвешенной категории состояния каждой породы, а затем всего лесного насаждения. Категория состояния для каждой породы рассчитывается с учетом ее доли в запасе насаждения:
,
где - средневзвешенная величина состояния породы, - доля каждой категории состояния в процентах от запаса данной породы, - индекс категории состояния дерева (1 - без признаков ослабления, 2 - ослабленное, 3 - сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - свежий и старый сухостой, ветровал, бурелом).
Средневзвешенная категория состояния насаждения рассчитывается по формуле: К ср.нас. = (Pi х К срi)/10, где К ср.нас. - средневзвешенная категория состояния насаждения, Pi - доля участия породы в составе насаждения, в долях единицы, К cpi - средневзвешенные категории состояния пород.
На основании средневзвешенной категории состояния лесные насаждения распределяют по категориям устойчивости в соответствии со шкалой оценки биологической устойчивости насаждений.
Шкала оценки биологической устойчивости насаждений
Приложение № 3 к Правилам санитарной безопасности в лесах
СРОКИ ЗАПРЕТА ХРАНЕНИЯ (ОСТАВЛЕНИЯ) В ЛЕСУ НЕОКОРЕННОЙ (НЕЗАЩИЩЕННОЙ) ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ ПО ЛЕСНЫМ РАЙОНАМ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|