Технологическая карта урока. ХОД УРОКА
Технологическая карта урока
Выполнила: Данилова А., группа ФЛ-РЛБ-31
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2018.
Тема урока: «Корень слова»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
· Обучающие: расширить и углубить представление о учащихся корне слова как о морфеме, сформировать умение различать омонимичные корни.
· Развивающие: содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность, развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты.
· Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению.
Планируемые результаты обучения:
· Личностные: продолжать формировать в себе ответственное отношение к учению.
· Межпредметные: развивать умение ставить цель деятельности; умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; умение высказывать и обосновывать мнение; умение находить и объяснять причину выбора того или иного явления.
· Предметные: закрепить понятие «корень», уметь определять и подбирать однокоренные слова, научиться различать омонимичные корни
Методы: слово учителя, беседа, фронтальный опрос.
Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
| 1. Организационный момент
| Проверка готовности рабочих мест к началу урока.
| Проверяют готовность рабочих мест. Настраиваются на работу.
| Личностные – ученик способен к волевому усилию.
| 2.Актуализация опорных знаний
| Фронтальный опрос:
- Что изучает наука морфемика?
(Морфемика – наука, которая изучает морфемы)
- Что называют морфемой?
(Морфема – это значимая часть слова)
- Какие морфемы вы знаете?
(Морфемы: приставка, корень суффикс, окончание)
| Отвечают на вопросы учителя устно
| Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникативные – ученик умеет вступать в диалог
| 3.Постановка учебной задачи
| - Тема нашего урока зашифрована.
Чтобы ее разгадать, выполните следующее задание. Спишите с доски слова, вставляя пропущенные буквы и подчеркните их.
(Слова на доске)
Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры; …делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.
В какой морфеме все пропущенные буквы?
Да, именно корень слова мы сегодня и будем изучать
Мы повторим, что такое корень слова ? Какую роль корень играет в слове? Как выделить корень слова?
| Выполняют задание в тетради.
Отвечают на ворпос
| Регулятивные - ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
| 4.Первичное усвоение новых знаний.
| Учитель раздает материал.
Задание: перед вами конспект студента, который не успевал за преподавателем, поэтому ему пришлось сокращать слова. Попробуйте прочитать и восстановить слова.
Текст:
Барсук - это единств. представ. рода барсуков, котор. относится к хищн. У барсука массив. тело, покрыт. груб. шерст., мягк. коротк. подпушью. Туловище своеобразн., имеет форму клина, котор. обращен вперед. Он достиг. длины до 90 см и вес. более 20 кг. Ноги у барсука коротк., с длин. когт., которые приспособлены много и долго рыть. Хвост коротк., - до 24 см.
| Читают текст, участвуют в беседе с учителем.
| Познавательные –понимание и осмысление прочитанной информации.
|
5. Первичная проверка понимания
| - Почему вы смогли расшифровать эти слова?
- Какие морфемы в них есть и каких нет?
- Как вы думаете, по какой морфеме можно определить значение слова?
Верно, потому, что корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Однокоренные слова могут быть одной частью речи (например, трава, травка) и могут относиться к разным частям речи (например, трава, травяной).
| Отвечают на вопросы
| Познавательные – умение анализировать информацию.
| 6. Первичное закрепление материала
| Откройте упражнение 392, спишите слова, обозначьте в них корень, и определите к какой части речи они относятся.
Таким образом, мы убедились, что однокоренные слова могут быть представлены разными частями речи.
Следует различать одинаковые по звучанию, но разные по значению корни. Такие слова не являются однокоренными.
Давайте выделим корни в следующих словах: гора, загорать, горный, перегорать. Являются ли эти слова однокоренными? Почему?
- Откройте упражнение 393.
Комментирует выполнение задания.
Упражнение 395, если останется время.
| Делают упражнение, комментируют написанное.
Гора и горный – это однокоренные слова, т.к. корни обладают одним лексическим значением. Остальные слова не являются однокоренными.
Один из учеников читает задание, другой выходит к доске и разбирает первый ряд слов. Далее ученики по очереди выходят к доске и выполняют задание, остальные работают в тетради.
Ученики сверяются с доской
| Регулятивные – у ученика сформирован внутренний план действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
| 7. Домашнее задание
| Задание 397. Комментарий к заданию: мини-сочинение на 5-10 предложений, при возникновении трудностей обратитесь к этимологическому словарю.
| Ученики записывают домашнее задание
|
| 8. Рефлексия
| - Сегодня мы с вами более подробно рассмотрели такую морфему как корень слова.
Ученикам предлагается письменно осуществить рефлексию по заданному шаблону.
Ученики выбирают одно или несколько предложений (выводятся на экран) и заканчивают их у себя в тетради.
- сегодня я узнал, что…
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило, что…
- мне захотелось…
|
| Регулятивные – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Личностные – у ребенка развита рефлексия
|
|