|
|||
Ключевые слова ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ключевые слова Постмодернизм, медиареальность, идентичность, потребление, целостность, размывание границ, неопределенность, медиатворчество, цифровая реальность, брендовая идентичность, пассионарии, субпассионарии. Эпоха постмодерна диктует новые правила постройки своей идентичности индивиду, при массовом перемещении людей в альтернативную медийную реальность. Система терминальных ценностей современного человека, таких как жизненная мудрость, здравый смысл, любовь и физические отношения с любимыми, непрерывно подвержена влиянию глобализации и детерриторизации, редуцирована современными трендами в области семейных и общественных отношений. При этом индивид вынужден удерживать фокус своего внимания в будущем – том желаемом идеальном состоянии своего здоровья, личной эффективности и экономического благосостояния, которого он может достигнуть «успев набрать нужное количество «знаков» и вовремя поменять их на актуальную для него конфигурацию, несущую свойства потенциальности, способную к дальнейшей трансформации» [1, 79]. Сравнение индивида с компьютерной системой, а его сознания с программным обеспечением, уже не позиционируется как научная фантастика, но становится обыденной реальностью, в которой функционируют живые системы. Подобно операционной системе, индивид эпохи безудержного потребления постоянно направлен на поиск актуальных обновлений и приложений, способствующих его востребованности и реализации, а также удовлетворению своих потребностей. Люди создают и контролируют свой образ для себя и других по канонам «социальной желательности», постоянно меняя свое тело, имидж, стиль; в результате этого процесса потребитель сам становится продуктом, предназначенным для потребления другими [11, 42]. Медиапространство, представленное соцсетями, блогами, влогами конструирует идентичность индивида, хотя некоторые исследователи [2, 36] полагают, что человека нельзя запрограммировать. Исследователи отмечают сочетание «отрицания прошлого в опыте индивида и полисемичности социальных смыслов, размывающих жизненные ориентиры личности, сводя ее существование к единственно возможному социальному действию – потреблению». [1, 78]. Эта реальность порождает бесконечное многообразие форм потребления, начиная от стремления к самореализации и самоидентификации, что давно расценивается массовым сознанием как непременное качество самоактуализированной личности. В непрерывном потоке огромного количества людей, пытающихся структурировать внутренний хаос в поисках своей идентичности путем медиатворчества, «рядовой пользователь становится автором и поставщиком контента [3, 3]. Эти внутренние причины побуждают многих пользователей генерировать контент на современных цифровых платформах для самопубликаций на традиционных уже сайтах Стихи.ру и Проза.ру, а также на платформе Ridero. Прообразом российского цифрового гиганта (на нем зарегистированы уже более ста тысяч независимых авторов) стал Amazon, который двадцать шесть лет назад позиционировал себя как интернет-магазин по продаже книг. Команда Ridero проводит различные вебинары и внедряет образовательные ресурсы в работу сайта для начинающих авторов, не только предлагая возможность свободной самостоятельной публикации книги, но и формируя качественно новые знания и компетенции. В свою очередь насыщенные и эффективные инструменты самовыражения имеют обратную сторону – снижение экспертности на этапе подготовки книги, что обусловлено платными корректорскими и редакторскими услугами - не все авторы ими пользуются. С течением времени у авторов изменяется смысловое содержание стратегии самопубликации: от «простого желания быть опубликованным автором до стремления быть продаваемым автором» [4, 141], что также подвергает сомнению пресловутую независимость и индивидуальность, растиражированную многочисленными независимыми авторами. Кроме авторства на этих площадках существует огромное поле медиаконтента блогеров разной величины по охвату аудитории и лояльных подписчиков. Присутствие в публичном пространстве, которое создают средства массовой информации, не оставляет возможности пользователю для самоидентификации и отождествления себя с местом проживания и рождения, так как рвется цепочка взаимосвязей «я — моя малая родина — моя страна» - ведь понятие малой родины не существует в сетевом пространстве медиареальности [5, 490]. При этом локальность детерминирована сама географическими координатами пребывания с одной стороны и фрагментами гипертекстовой виртуальности – с другой. Символические границы культурной идентичности размываются, усвоение культурных норм и социальных ролей все больше происходит посредством обращения к значимому Другому, представленному яркой медийной личностью или группой референтных лиц. Но и истинный Другой для медийного субъекта не существует, так как «Другой создается по образу и подобию своего «Я», на него как бы перекладываются, переносятся свойства этого самого «Я» (самооценка, система релевантностей, интересов» [1, 81]. Медиареальность управляет идентификационными процессами, активно вытесняет и замещает реальность социального локуса. В это же время продавцы магической терапии, способствующей воссоединению частей личности в победе над внутренней энтропией, имеют успех у потребителя, страстно желающего целостности. Целостность же в постмодерне невозможна, так как самокритичное сознание не позволяет выбраться из пессимизма, отчаяния и недоверия. Неопределенность в настоящем, отрицание прошлого путем ироничного переписывания в духе релятивистской морали, постоянное устремление в будущее, к новому, идеальному самосоответствию индивида, определяют его социализацию и идентификацию в русле «театральности виртуального карнавала, дают возможность находиться одновременно в нескольких реальностях одновременно» [3, 5]. Парадокс современности выражается в том, что приоритетность саморазвития и поиск идентичности порождают множественные идентичности индивида, существующие в нескольких цифровых отпечатках. Вопросы идентичности изучал Л.Н.Толстой, который считал, что «всякий человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность» [6, 66], но двадцатый век и тем более начало двадцать первого демонстрируют устойчивое размывание идентичности. Современные медиа, особенно социальные сети, сопровождают, направляют и обучают человека с самого рождения, экспоненциально захватывая все сферы его жизни. В эпоху массового интернета, интегрированного в единую медиасреду, виртуальное общение становится приоритетным по отношению к реальному, тем самым способствуя все возрастающей социальной изоляции при кажущейся коммуникативной активности и компетентности. Освоение гибридных пространств, совмещающих одновременно мобильную связь, социальные сети и реальный мир, формирует актуальную действительность современника, и она особенно ярко проявлена в подрастающем поколении. Создание коммуникативных стратегий, становление идентичности в подростковом возрасте в основном происходит в «семиотических социальных пространствах» [7, 88], при этом «виртуальное Я» строится не только на смысловых составляющих «Я реального», но и проявляет его те или иные сконструированные черты и качества, по разным причинам не имеющие реализации в реальном мире [7, 87]. Поэтому особо значимой становится роль воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитать целостную личность возможно только путем целостности образовательного процесса, который направляет личность в развитии ее индивидуальных особенностей. Эталонное воспитание личности в данном ключе гармонично сочетает нравственный, физический, психический потенциал, предполагает баланс между его бессознательными и сознательными процессами. Тем не менее, личность в процессе воспитания подвергается дифференциации на определенные элементы и стадии этого процесса при «объективной потребности гармоничного развития личности в период социальной модернизации» [8, 2] Личное начало человека расщеплено в эпоху постмодерна, специфически ориентированного на восприятие мира в качестве хаоса, эстетического эклектизма и фетишизации предметов потребления. Конформизм, отсутствие пафоса, коммерческий успех и медиатворчество стирают различия между массовым и элитарным, питают интерес к маргинальному, локальному, периферийному. Индивид в современной реальности представлен текстом, непрерывно редактируемым самим индивидом, существующем в мире, базовой характеристикой которого является неопределенность. В таких условиях сложно представить целостность психических процессов индивида, обреченного в своих приоритетах опираться на будущее и быть вечно неудовлетворенным собой и тем, что имеет. Человек ищет средства и инструменты, чтобы унять внутренние противоречия и разной степени внешние трудности и конфликты в своей жизни, мотивированный не только жаждой саморазвития, но душевной болью и ощущением безысходности. Сети масс-медиа готовы поддержать современника в этом стремлении, предлагая доступ к бесплатным и платным ресурсам для восстановления психических и физических сил, а также развития всех видов интеллекта. Кратковременные погружения во всевозможные тренинги, коучинги, ретриты, випассаны, арт-терапию и многочисленные курсы по саморазвитию призваны помогать человеку не бояться своего плохого настроения, справляться с депрессией, физической упадком, а также постановке и мотивации целей, целей, концентрации на «здесь и сейчас». Тренинговая культура, являясь симбиозом наследия духовных практик и модной тенденции «заботы о себе», погружает индивида и целые группы в причудливые формы продуманных и добровольных практик. Стремясь к недостижимому идеалу, человек старается «изменить, преобразовать себя в бытии и сделать из своей жизни произведение, несущее в себе определенные эстетические ценности и отвечающее определенным критериям стиля» [2, 34]. Борьба с аффектами и внешними причинами тревоги, таким образом, имеет кратковременный эффект, который постепенно сходит на нет, несмотря на всевозможные доступные средства для снятия напряжения [2, 35]. Вынужденное пребывание в социальных сетях дает человеку новую причину для аскезы воздержания от пользования гаджетами и соцсетями, апеллируя к возможности хотя бы минимальной экономической и социальной независимости в субъективном понимании индивида. Субъективная независимость индивида также выражается через потребление символов материальных объектов - посредством брендовой идентичности, «концентрирующей в себе индивидуальность, доминантные черты, имидж, культурное содержание и психотип, а также ключевые паттерны потребительского поведения». [9, 6] Рождаясь в глубинах Я-концепции и формируя социальные установки, являясь постоянным раздражителем архетипической природы, бренд помогает индивиду в поиске порядка, сортировки и осмысления поступающих сигналов извне, «структурировании хаоса». Внутренняя карта личности периодически образует «пустые места», обусловленные нехваткой чего-либо, и тогда мысли, чувства и образы стремятся к ее заполнению – в таких случаях бренд выступает как посредник между Я-реальным и Я-идеальным, закрывая гештальт. В рамках Я-концепции идентичность бренда распознается потребителем как абстрактная личность, некий образ «Я-идеального», «промежуточным основанием для решения о покупке, внутренним референтным объектом, который находится в сознании потребителя и реализует взаимоотношения с брендом [9, 8]. Исследования подтверждают - чем более целостная личность, тем менее она склонна искать подтверждение своей идентичности через бренд, не стремясь экспортировать свое «Я» дальше ментальных и физических границ своей личности. Но даже для самых «зрелых» личностей характерно выбирать бренды «идентичные представлениям о себе, отклоняя то, что расходится с этими представлениями» [9, 18] Зрелые потребители значительно отличаются от потребителей с диффузной идентичностью по позициям «глобального самоотношения, дифференцируемого по самоуважению, аутосимпатии, ожиданиям отношения к себе и самоинтересу, а также установке на самоинтерес» [9, 23] Зрелые личности, они же пассионарии духа и тела и их экстравертные и интровертные типажи [6, 66] развивают свою индивидуальность, ее потенциал; добывают энергию, создают смыслы и тиражируют их на благо другим. Субпассионарии, живущие за счет чужой энергии, не способны к духовному производству и генерации энергии из окружающей среды, лишенные страсти и вкуса жизни, нуждаются во внешней мотивации и ориентированы на эгоистическое удовлетворение постоянно растущих желаний, но им всегда недостаточно энергии для их реализации. Здесь игнорируется духовный потенциал личности, который и в противном случае обусловлен тисками индивидуальной цензуры, проявляющейся в психологических самоограничениях (чувство страха, вины, долга) и цензурой общества, уничтожающей зачатки гениальности на всех уровнях воспитания и образования. Сопротивление этим тискам говорит о яркой и бунтующей личности, осознающей свою духовную природу, целостности которой противопоставляются ценности консюмеризма эпохи постмодерна, генерализующими проявлениями которого являются достижение успеха и потребительской состоятельности взамен стремления к созданию личности. [6, 67], [10, 460]
Литература 1. Николаева Е.М., Николаев М.С. Социальное становление личности в условиях коммодификации: инфляция социальной реальности [Электронный ресурс] // Учебные записки Петрозаводского государственного университета. – 2013. - №1 (130). – с.78-82. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18910170 (дата обращения: 08.07.2020)
2. Трошина Е.И. Современные способы заботы о себе [Электронный ресурс] // Сборник статей международной научной конференции «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета». – 2018. – с. 32-38. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35397566 (дата обращения: 08.07.2020)
3. Бутурлина О.В. Проблемы идентичности в современном медиапространстве [Электронный ресурс] // QOLLOQUIUM-JOURNAL. – 2018. - №11-3 (22). – с. 53-54. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36429894 (дата обращения: 08.07.2020)
4. Баль В.Ю. Стратегии самопубликации независимых авторов в современном медиапространстве [Электронный ресурс] // Информационное общество: новые приоритеты книжной культуры. – 2019. – с. 135-141. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41002236 (дата обращения: 08.07.2020)
5. Янгляева М.М., Якова Т.С. Роль масс-медиа в конструировании региональной идентичности: медиагеографические подходы [Электронный ресурс] // Вопросы теории и практики журналистики. – 2019. - том 8. - №3. – с. 485-496. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41226196 (дата обращения: 08.07.2020)
6. Горелова Т.А. Пределы парадигмы индивидуальности [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. – 2017. - №2. – с. 56-70. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29457456 (дата обращения: 08.07.2020)
7. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая В.Ф. Воздействие современной информационной и медиасреды на образ «я» подростков [Электронный ресурс] // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. – 2014. – №2. – с. 87-94. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22609586 (дата обращения: 08.07.2020)
8. Урусова Л.Х. О проблеме гармоничного развития личности в современных условиях [Электронный ресурс] // Вестник ВСГУГУ. – 2017. - №2 (65). – с. 163-169. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29407128 (дата обращения: 08.07.2020)
9. Щербак А.А. Бренд как элемент социальной идентичности личности // автореферат диссертации кандидата психологичеких наук 19.00.05 [Электронный ресурс]. Москва. – 2016. – 26 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01006651206#?page=1 (дата обращения: 08.07.2020)
10. Ярных В.И. Технологии бренд - журналистики в современном медиапространстве [Электронный ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции// Трансформация медиасреды в XXI веке. – с. 459-465. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38254889 (дата обращения: 08.07.2020) 11. Благородова Е.А. «Личный брендинг»: потребительская идентичность в культуре посмодернизма [Электронный ресурс] // Вестник славянских культур. – 2018. – том 49. – с. 41-50. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35638347
|
|||
|