Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нормы, характерные для большинства тренинговых групп



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

ГУМАНИАТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 Кафедра «Психология»

 

Реферат

по дисциплине: «Тренинг стрессоустойчивости»

на тему: «Групповые нормы и ролевые позиции»

   

 

 Выполнил: студент гр. ПСД/с-17-1-о

                                                         Нечитайлова Э.А.

                                                         Проверил: доцент кафедры «Психология»

                                                                  Чабаненко С.В.

 

г. Севастополь – 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1.  Нормы, характерные для большинства тренинговых групп

2.   Понятие «групповой роли» в ходе проведения психологического тренинга

 
 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     

 


 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ни одна социальная общность не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных и неписаных) вызывает применение определенных санкций.

Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию частниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Практически те или иные нормы начинают действовать в тренинговой группе с первого момента ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Чаще всего это происходит так. В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. Поле этого устанавливаются основные принципы (нормы) работы в группе.

Ключевой характеристикой группы является ее структура — именно она делает групповое поведение упорядоченным и предсказуемым. К основным элементам групповой структуры относятся роли и нормы. Именно эти характеристики будут разобраны в данной работе.

Цель работы – изучение групповых норм и ролевых позициций в ходе организации и проведения психологического тренинга.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 


1. Нормы, характерные для большинства тренинговых групп

 

Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал. В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп [1,с.380].

1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

2. «Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. «Раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности» - С. Джурард. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи, т.е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самопознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение этого принципа, нормы во многом носит декларативный характер. Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

3. «Принцип Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещено использовать рассуждения типа: «мы считаем …», «у нас мнение другое …» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую …», «мне кажется …». Это тем более важно, что напрямую связано одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таковым, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения данного правила.

4. «Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая форма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

5. «Конфиденциальность». Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – единственное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития [1,с.335].

 

2. Понятие «групповой роли» в ходе проведения психологического тренинга

 

Еще одной структурной характеристикой группы являются роли индивидов в группе. Древнеримский философ-историк Сенека любил повторять: «Каждый из нас для другого являет великий театр». И действительно, в определенном смысле все члены группы являются актерами, исполняющими определенные роли. Под ролью понимается набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых индивиду, который занимает определенную позицию в социальной группе. Роль непосредственно связана со статусом, поэтому иногда роль определяется как его динамический аспект. Роль можно охарактеризовать через перечень тех реальных функций, которые заданы индивиду группой и содержанием групповой деятельности. Так, в семье каждый имеет определенные статусные характеристики. При этом статус, например, отца предполагает набор ролевых функций, которые «предписаны» этой статусной позиции обществом в целом или данной семьей в частности. Понимание ролевого поведения было бы в значительной мере упрощенным, если бы одни и те же роли игрались постоянно, без изменений. К сожалению, все намного сложнее: от людей требуется играть целый набор ролей, часто чрезвычайно противоречивых, и одна из задач в понимании поведения людей состоит в определении той роли, которую человек играет в настоящий момент [3,с.80].

Многие социальные психологи рассматривают групповую динамику в тренинге прежде всего как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные «ролевые ниши». Основная задача ведущего в этом случае – сознательное (иногда откровенно провокационное) «расшатывание» сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей, задающее энергетику групповым процессам.

Существует понятия «социальная роль» и «групповая роль». Самым важным критерием, различающим социальную и игровую роль, является насвободность выбора. Живя и действуя в многообразных социальных общностях, люди вынуждены встраиваться в ту систему социальных ролей, которая и структурирует тот или иной человеческий конгломерат. Чтобы адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, - «добропорядочного гражданина», «примерного семьянина», «лидера» или «отверженного».

На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Скажем, человек, занимающий высокий пост, часто в тренинге стремится играть роль авторитетного лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: «козел отпущения», «эксперт», «аутсайдер», «тряпка», «обвинитель», «хулиган», «жертва» и др. [5,с.347].

Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.

Основная задача групповой работы состоит и в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей [4,с.208].

Ролевое поведение в рабочих группах имеет свою специфику. Оно обусловлена тем, что распределение ролей в рабочей группе определяется, с одной стороны, распределением обязанностей и занимаемой должностью, а с другой — профессиональными компетенциями и склонностями человека. Если, например, человек обладает высоким уровнем компетенций и склонностью быть наставником (делиться опытом и навыками), то он может «получить» от группы роль «эксперта» при условии, что в группе предусмотрена эта роль. Или, если он склонен к инициированию новых идей, то он может «получить» роль «инициатора» в том случае, если эта роль нужна группе. Иными словами, процесс поиска роли в рабочей группе является встречным — роль ищет своего человека, а человек — свою роль.

Принятая человеком роль предписывает ему вполне определенный способ организационного поведения, что позволяет рабочей группе контролировать поведение своих членов. Процесс ролевой дифференциации происходит постепенно, по мере развития группы. Существует большое разнообразие ролей, которые могут быть разбиты на три группы:

1) роли, ориентированные на выполнение задания (например, инициаторы, исполнители, эксперты, активизаторы и т.п.);

2) роли, ориентированные на поддержание взаимоотношений (например, гармонизаторы, примиренцы, вдохновители, диспетчеры и т.п.);

3) роли, ориентированные на удовлетворение собственных потребностей или эгоцентрические (например, блокираторы, ищущие признания, домина- торы, уклоняющиеся и т.п.).

Для понимания внутренней жизни группы и эффективного управления ее деятельностью необходимо знать, как распределены роли в той или иной рабочей группе.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы.

На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.

В заключение можно сказать, что, анализируя складывающийся из принятых норм и ролевых позиицй в группе климат, ведущий способен с большой долей вероятности определить, кто научится чему-то в психологической группе, а кто нет. Очень редко тот, кто лишь в малой степени чувствует принадлежность к группе, кто не считает, что он имеет достаточно влияния, и не ощущает принятия со стороны других участников, сможет чему-то научиться. С другой стороны, само по себе удовлетворение этих потребностей еще не дает гарантии успеха. Однако если эти потребности не удовлетворяются, вероятность того, что пребывание в группе будет для человека безрезультатным, исключительно высока.

В данной работе были разобраны такие феномены как групповые норм и ролевых позициций в ходе организации и проведения  психологического тренинга.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: "Академический проект", 1997. – 335 с.

2. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380 с.

3. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. СПб.: Речь, 2002. – 80 с.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб: Речь, 2003. – 208 с.

5. Сидоренко Е.В.Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции А.Адлера./ Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. – 347 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.