Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ



 

Диагностика уровня тревожности подростка

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тре­вожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-си­туационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревож­ности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действи­тельности, объекты, являющиеся для школьника основными ис­точниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем дру­гие типы опросников, оказываются зависимыми от особенно­стей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой стра­нице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуа­ции, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое пред­ание и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2 Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспо. койство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую си- j туацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуа­ция может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, 0 1 2 3 4
олимпиадах    
4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4
(наблюдают за тобой во время работы,    
решения задачи)    
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4

 

20 Не понимаешь объяснений учителя 0 12 3 4
21 С тобой не согласны, противоречат тебе 0 12 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 12 3 4
23. Проверяются твои способности 0 12 3 4
21 На тебя смотрят как на маленького 0 12 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает 0 12 3 4
тебе вопрос  
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 12 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 12 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 12 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 12 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 12 3 4

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межлич­ностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Вилы тревожности

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная 6      9
Самооценочная 12   14
Межличностная 8     11

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты ин­терпретируются в качестве показателей уровней соответствую­щих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий Уровень тревожности.

1 В табл. 3.2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

 

Таблица j

Уровень тревожности

 

Группа

Уровень различных видов тревожности""""-

Уровень

учащихся

 

баллы

 
   

общая

     
тревожности класс пол школьная самооце­ межлич­
          ночная ностная
1. Нормальный ж 30-62 7-19 11-21 7—20
    м 17-54 4-17 4-18 5—17
  ж 17-54 2-14 6-19 4-19
    м 10-48 1-13 1-17 3-17
  ж 35-62 5-17 12-23 5-20
    м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколько повы­ ж 63-78 20-25 22-26 21-27
шенный   м 55-73 18-23 19-25 18-24
  ж 55-72 15-20 20-26 20-26
    м 49-67 14-19 18-26 18-25
  ж 63-76 18-23 24-29 21-28
    м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий ж 79-94 26-31 27-31 28-33
    м 74-91 24-30 26-32 25-30
  ж 73-90 21-26 27-32 27-33
    м 68-86 20-25 27-34 26-32
  ж 77-90 24-30 30-34 29-36
    м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий ж Более 94 Более 31 Более 31 Более 33
    м Более 91 Более 30 Более 32 Более 30
  ж Более 90 Более 26 Более 32 Более 33
    м Более 86 Более 25 Более 34 Более 32
  ж Более 90 Более 30 Более 34 Более 36
    м Более 72 Более 24 Более 27 Более 23
5. «Чрезмерное спо­ ж Менее 30 Менее 7 Менее 11 Менее 7
койствие»   м Менее 17 Менее 4 Менее 4 Менее 5
  ж Менее 17 Менее 2 Менее 6 Менее 4
    м Менее 10 Менее 3
  ж Менее 39 Менее 5 Менее 12 Менее 5
    м Менее 23 Менее 5 Менее 8 Менее 5
            _______

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы оп­ределялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадр3" тическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки обьктивно благополучному положению, являясь следствием оп­ределенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самоценки и т.п.

Последние случаи представляются очень существенными, по­скольку они нередко проходят мимо внимания учителей и роди­телей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, ко­торые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятель­ности. У таких школьников отмечаются выраженные вегета­тивные реакции, неврозоподобные и психосоматические нару­шения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтно­стью самооценки, наличием в ней противоречия между высоки­ми притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно до­биваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустой­чивости. напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый ха­рактер, следствием чего являются отмечаемые учителями и ро­дителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нару­шениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет тре­бовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на фор­мирование необходимых навыков работы, общения, которые по­зволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на Коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликви­дацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у Школьника способность справляться с повышенной тревогой. Из­устно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно Устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревож­ностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного пси­хологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментато­ру, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь вы­являет тех школьников, которые не только испытывают тревож­ность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высо­кие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожно­сти учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.