Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эссе на тему: «НАФТА:  актуальные проблемы актуальным проблемам международной интеграции в современных условиях»



 

Выполнил:
Студент Санкт-Петербургского института
(филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
2 курса группа 18-мЮРз-4
Кузнецова Валентина Владимировна.

Эссе на тему: «НАФТА:  актуальные проблемы актуальным проблемам международной интеграции в современных условиях»

НАФТА (англ. North American Free Trade Agreement) – это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами как США, Канада и Мексика. Свободная торговля подразумевает коммерческие отношения, не сопровождающиеся импортными тарифами и количественными ограничениями.

 

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США экономическим потенциалом. Торгово-экономические отношения между Мексикой, США и Канадой, как показывает исторический опыт, являются главным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса. Для каждой страны НАФТА имеет ряд преимуществ, но, к сожалею, и ряд недостатков.

Очень важно отметить, что все три государства — члена ассоциации руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.

Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

Также стоит отметить, что внутри НАФТА, в отличие от ЕС (Европейский Союз) и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Можно выделить несколько отрицательных социально-экономических последствий подписания Североамериканского соглашения о свободе торговли.

Среди таких последствий для США и в меньшей степени для Канады - прежде всего потеря рабочих мест, связанных с переводом производства в Мексику. Это весьма заметно отражается на занятости в целом ряде отраслей американской промышленности: в автомобилестроении, производстве комплектующих, в химической и текстильной промышленности и т.д. Такие крупнейшие в США корпорации, как «Крайслер», «Дженерал Моторс», переместили значительную часть своих производственных мощностей в Мексику. Среди предприятий швейной промышленности выделяется крупнейший в США производитель джинсов компания «Гесс», которая перевела в Мексику 2/3 своих производственных мощностей. В этой связи в США уже имели место массовые акции профсоюзов, направленные на сохранение рабочих мест в стране.

В Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика; кроме того, поток иммигрантов из Мексики уже достигает 300 тыс. человек в год. Свободная торговля считается причиной растущего неравенства экономик Канады и Мексики с экономикой США, так же как и сокращения программ социальной поддержки в этих странах, продолжающегося переложения налогового бремени с корпораций на граждан, высокого уровня безработицы, дальнейшего обнищания беднейших провинций и штатов.

Вышеуказанная проблема спровоцировала американского президента Д. Трампа инициировать пересмотр этого соглашения. По его мнению, из-за этого соглашения Соединенные Штаты потеряли более четверти всех своих рабочих мест в промышленности. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде. В качестве одной из задач пересмотра НАФТА США выдвинули сокращение торгового дефицита со странами-партнерами. Так, если в 1994 г., в первый год действия НАФТА, мексиканский экспорт и импорт в США были приблизительно равны (51,6 млрд долл. и 54,7 млрд долл. соответственно), то в 2018 г. положительное сальдо торговых операций Мексики с США достигло 121,5 млрд долл. Кроме того, у США возникли проблемы с доступом на канадский рынок молочной и винной продукции, зерна и других продовольственных товаров.

В связи с односторонним решением США пересмотреть НАФТА государства-участники вступили в период конфронтации. Особенно обострились американо-мексиканские отношения, что было обусловлено намерением Д. Трампа построить стену на границе, причем за счет введения налога на импорт товаров из Мексики. Пик конфронтации проявился по причине отмены намеченного на 31 января 2017 г. визита президента Мексики Э. Пеньи Ньето в США, спровоцированного «дипломатическим хамством» Д. Трампа, который накануне в своем Twitter написал, что «предстоящую встречу лучше отменить, если Мексика не намерена платить за строительство стены на американо-мексиканской границе». Это вызвало негодование в Мексике. С требованиями отмены визита в США выступили политики, предприниматели, представители разных слоев мексиканского общества. Политические и деловые круги Мексики призывали к независимому от США курсу, противостоянию протекционизму и продолжению либеральной внешнеэкономической политики. В мексиканском обществе все больше культивировалось мнение, что в ответ на требования Д. Трампа Мексика должна научиться говорить нет, защищать свои принципы и вести внешнюю политику в пользу свободной торговли. По мнению ряда местных экспертов по внешней торговле (Луис де ла Калье, Хайме Заблудовский), разрушение НАФТА не имеет смысла, однако допускалось и это, лишь бы не ухудшались условия торговли. Президент Мексики Э. Пенья Ньето заявил, что мексиканская делегация в переговорах с США по НАФТА будет придерживаться дипломатического формата, требуя к себе уважения, защиты суверенитета страны и интересов мексиканцев. На этом фоне ожидания быстрого начала переговоров о НАФТА, на что надеялись мексиканские и канадские власти, не оправдались.

В Мексике и Канаде с раздражением воспринимались заявления Д. Трампа о несправедливом характере НАФТА, о том, что основные выгоды от этого соглашения имеют только партнеры, а не США. В ожидании вероятного введения США налогов и таможенных пошлин в Мексике рос национализм и велся поиск возможных ответных мер, рассматривались варианты сокращения импорта продовольствия, различных видов продукции из США и замены на других поставщиков. Мексиканские власти стремились показать администрации США, что значительные потери могут быть и у американских экспортеров на мексиканском рынке, так как США поставляли в Мексику автомобильного и авиационного топлива, энергетического оборудования, продуктов питания и пр. на миллиарды долларов.

В условиях неопределенности под влиянием противоречивых заявлений Д. Трампа рассматривались различные сценарии развития событий. Первый — возможность повышения таможенных пошлин и введение США «пограничного корректирующего налога» (Border Adjustment Tax) на специфические товары, например, автомобили. Эта «налоговая атака на импорт» связывалась с проведением налоговой реформы в США, которая могла отразиться на экономике не только участников НАФТА, но и многих других стран мира и вызвать ответную реакцию.

Расширение товарооборота между США, Канадой и Мексикой, и в частности рост импорта США из стран НАФТА, способствует росту дефицита торгового баланса США, который в 2019 г. уже превысил 720 млрд. долл. Канада и Мексика занимают четвертое и пятое места среди стран, с которыми США имеют самый большой торговый дефицит (после Японии, Китая и Германии).

Еще одна проблема, обострившаяся в США после подписания НАФТА, - усилившаяся конкуренция со стороны Мексики на рынке сельскохозяйственной продукции. Американские производители не выдерживают конкуренции со странами существенно более дешевого импорта из Мексики, прежде всего томатов, а также бананов и цитрусовых. В связи с резко возросшими поставками сельскохозяйственной продукции из Мексики вес большую актуальность приобретает проблема контроля над качеством импортируемых сельскохозяйственных продуктов. В Мексике активно используются многие виды пестицидов, запрещенных в США. В то же время, по имеющимся данным, лишь 1% пищевых продуктов, поставляемых из Мексики, подвергается санитарному контролю на границе с США.

У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские транснациональные корпорации, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом, в рамках НАФТА было уничтожено 28 000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.

Отрицательным эффектом НАФТА явилось также повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в Мексике, лишь единицы соблюдают мексиканское законодательство в области охраны окружающей среды.

Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.

Таким образом, изучив положение стран в НАФТА можно с уверенностью говорить о том, что США занимает главенствующую роль в данном соглашении. Это неудивительно, ведь благодаря США НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом. Главное отличие НАФТА от других интеграционных группировок – экономическая зависимость США, Канады и Мексики. Участники НАФТА находятся на разных уровнях экономического развития.

Определив и проанализировав положительные и отрицательные стороны интеграции в рамках НАФТА, можно определить выгоды стран-участниц, а также те аспекты, которые удерживают страны в данном интеграционном блоке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.