|
|||
Архивная деятельность в период складыванияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Архивы в Древнерусском государстве.Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование ≪архивного наследия≫, его состав, размещение, организацию. Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности. Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела — именно эту взаимосвязь мы и попытаемся проследить в данном разделе. Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся не заполненными нашим знанием о прошлом из- за непонимания и неумения сохранить ≪документальную память≫. На сложном, многоплановом фоне развития отечественной истории постараемся проследить зарождение и развитие архивного дела в нашей стране. Народы и государства существуют в историческом времени и в географическом пространстве, они рождаются и погибают, эволюционируют, преобразуются в новые социальные общности. Восточнославянское государство — Киевская Русь — распалось, и на его месте образовались самостоятельные русские княжества и земли. В дальнейшем их объединение было связано с возникновением нового государственного образования — Московского великого княжества (царства), названного затем Россия и разросшегося впоследствии до огромной империи. Нам предстоит охватить огромный исторический период с IX по XX в. Древнерусское государство (IX — начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани. Основные функции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению ≪порядка≫ внутри страны, контролю над международными торговыми путями (в первую очередь за путем ≪из варяг в греки≫). Об этом свидетельствуют сохранившиеся договора Руси с Византией (911, 944, 971 гг.). На рубеже XI — XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основных политических сил везде присутствуют князь, дружина, городское вече. В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии — Казне, — собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых — покровителей города, а следовательно, сберегателей его ценностей. С принятием Русью христианства (988 г.) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церквям и монастырям угодий и привилегий. Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.). 9__Архивы в период феодализма.Переход к феодальной раздробленности предопределил развитие новых культурных центров. Наиболее ярко это проявилось в летописании. В XII—XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде. Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными грамотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отлагались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в ≪докончальных≫ или ≪крестоцеловальных≫ грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон. Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись документов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатьевская летопись содержащая перечневую роспись рукописей и книг. Большое количество ценнейших документов отложилось в церквях и монастырях, которые являлись крупными земельными феодалами. В XII—XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов (≪на помин души≫ или при поступлении в монахи). Вклады оформлялись духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов. Таким образом, в церковных хранилищах накапливалось много документов. Церковь помимо собственных конфессиональных обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы. Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора — ≪ряда≫. Церковных ≪диаков≫ стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом ≪диак≫ (≪дьяк≫) с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые. Документы церкви хранились при главе русской православной церкви — митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы — в церквях монастырей. 1.2. Архивная деятельность в период складывания
|
|||
|