|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ прибыли предприятия2.4 Анализ прибыли предприятия
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является прибыль. Анализ прибыли предполагает исследование ее динамики, как в общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов. Анализ показателей прибыли выполним в таблице 2.4.1. Таблица 2.4.1 - Показатели прибыли _________(название предприятия)
Важнейшая составляющая валовой прибыли - прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь анализируется общее изменение прибыли от реализации (таблица 2.4.2). Таблица 2.4.2 – Оценка прибыли от реализации
Величина прибыли от продажи продукции находится под воздействием множества факторов: изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырье, материалы, топливо и энергию, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов. Метод цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень прибыли. Сущность метода цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде: Пр = Вр – Ср – Ру – Рк, (1) где Вр – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг; Ср – себестоимость реализации продукции , товаров, работ и услуг; Ру – управленческие расходы; Рк – коммерческие расходы. 1 Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи: ∆Пр1 = (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) − (Вр0 – Ср0 – Ру0 – Рк0), (2) где ∆Пр1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции; Вр1 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг отчетного периода; Вр0 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг предыдущего периода. 2 Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2): ∆Пр2 = (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) − (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0), (3) где Ср0, Ср1 –себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3): ∆Пр3 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) - (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0), (4) где Ру0; Ру1 – управленческие расходы предыдущего и отчетного периода. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4): ∆Пр4 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк1) - (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0), (5) где Рк0, Рк1 – коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода. 5 Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализированный период: ∆Пр = ∆Пр1+∆Пр2+∆Пр3+∆Пр4, (6) Такая замена факторов позволяет определить степень влияния каждого фактора на прибыль в целом. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих прибыль. Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|