Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
организационный момент
| Приветствие
|
|
рефлексия
"Настроение"
| Ребята, отметьте свое настроение в начале урока
- комфортно
- уверен в силах
- хорошо
- плохо
| Несколько учеников озвучивают: "Я уверен в своих силах", "У меня хорошее настроение"
|
проблемная ситуация
| Посмотрите, пожалуйста, на чертеж детали рис. 141.
Как называется этот предмет?
Можете ли вы определить форму детали?
В этом нам поможет тема нашего урока.
| - Опора, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.
- Затрудняемся.
|
сообщение темы урока
| Запишите тему сегодняшнего урок в тетрадь "Анализ геометрической формы предмета".
| записывают в тетрадь
|
целеполагание
| Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели урока:
О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?
Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.
| 1.Что такое анализ геометрической формы предмета?
2.Для чего он необходим?
3.Какие геометрические формы существуют?
|
сообщение плана работы на уроке
| Поможет раскрыть тему урока - план нашей работы (записать на доске).
1.Понятие о формах геометрических тел.
2.Геометрические тела в основе формы деталей.
3.Как легче определить форму предмета по чертежу?
|
|
беседа на повторение
работа у доски и на карточках
ответ 1-го учащегося у доски
ответ 2-го учащегося у доски
| Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущем уроке.
На доске начерчена заготовка схемы, которую необходимо заполнить, аналогичные схемы (в виде карточек) лежат у вас на столах. К доске приглашаются 2 человека.
(пока учащиеся выходят к доске) Как вы думаете почему, мы пригласили к доске 2-х человек?
Значит, каждый сначала запишет название группы по объединяющему тела общему признаку, а потом и названия тел.
| К доске выходят 2 ученика.
- Все геометрические тела можно разделить на 2 группы.
- Можно выделить группу гранных тел, имеющих грани, ребра и вершины: куб, параллелепипед, призмы, пирамиды.
- Существует так же группа тел вращения: шар (или сфера, если тело полое), тор, цилиндр, конус.
|
беседа
раздача карточек
объяснение задания
| Итак, мы уже знаем, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.
Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел. Форма каждого их них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим "куб" и каждый представляет его форму. Говорим "шар" и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.
Я раздаю вам карточки.
Задание для 1 варианта: выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел, имеющих грани и их названия.
Задание для 2 варианта: выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел вращения и их названия.
|
|
Тест
| Приступаем к работе. При ответе вы можете пользоваться схемой на доске.
| Самостоятельная работа учащихся
|
Проверка правильности выполненного теста
| Проверим, как справились с задание ребята, выполнявшие задание 1 варианта. Назовите номера и названия гранных геометрических тел.
(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)
Проверим, как справились с задание ребята, выполнявшие задание 2 варианта, назовите номера и названия геометрических тел вращения.
(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)
| - К гранным геометрическим телам относятся:
1 - 6-угольная призма,
2, 11 - 6-угольная пирамида,
5, 14 - параллелепипед,
6 - куб,
10 - 6-угольная усеченная пирамида,
12 - 4-угольная пирамида,
13 - 3-угольная пирамида,
15- 3-угольная призма,
16 - 5-угольная призма,
17 - 6-угольная призма,
18 - 6-угольная усеченная призма (2-мя плоскостями)
- К геометрическим телам вращения относятся:
3, 9 - цилиндр,
4, 7 - конус,
8, 19 - усеченный конус,
20 - шар (или сфера),
21 - тор
|
беседа
| Вспомните определение (или при необходимости найдите его в учебнике) что такое геометрическое тело.
(повторение определения)
| Работа с тетрадью или учебником.
- Геометрическое тело - тело имеющее объем. Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.
|
беседа
| Присмотритесь внимательнее к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или их сочетание.
|
|
активная работа с классом
| Я называю тела, а вы приводите примеры предметов:
- шар
- пирамида
- призма
- конус
- цилиндр
| Отвечают:
-планеты, мяч, глобус
-пирамиды в Гизе
-карандаш, кирпич
-ведро у пожарных, колпак, рожок мороженного в виде конуса
- шайба, банка консервов
|
Проверка выполнения творческого домашнего задания
Психологическая разрядка в процессе презентации работ групп
| У вас было творческое задание для выполнения в группе: выполнить наглядное изображение чудо-животного по словесному описанию. "В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище-конус, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы: на ее гранях - два шарообразных глаза. У него также два цилиндрических рога, уши - полуовальные пластины, а ноги высокие параллелепипеды".
(анализ - веселые образы, отметить правильность изображения)
| Представители группы выходят к доске, представляют и анализируют свою работу.
|
проблемный вопрос
| Вы обратили внимание, что у всех групп получились разные изображения, а ведь описание было одинаковы для всех.
| - В описании животного не давалось указания на точное пространственное положение геометрических тел.
|
работа по карточке, учебнику
| В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.
Давайте в этом убедимся, еще раз посмотрим на изображение детали "опора", которое мы рассматривали в начале урока.
На данном рисунке выполнено изображении опоры. Какова ее форма? Данную деталь можно разбить на простые геометрические тела. Нижняя часть состоит из прямоугольного параллелепипеда с 5-ю сквозными цилиндрическими отверстиями. В центре прямоугольного параллелепипеда расположена четырехугольная призма со сквозным цилиндрическим отверстием. Ось и диаметр отверстий параллелепипеда и призмы совпадают. Для обеспечения устойчивого крепления 1-я и 2-я детали соединены двумя ребрами жесткости в виде треугольных призм.
Мысленно разбив деталь на отдельные части, мы проанализировали геометрическую форму предмета.
На рис.143 стр. 140 изображена деталь, представляющая собой совокупность геометрических тел. Проанализируйте ее форму.
Как легче определить форму предмета по чертежу?
Для этого сложную форму детали мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. После такого расчленения форму детали определить легче.
Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.
| - Деталь "Шток" состоит из 3-х цилиндров, расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре по оси симметрии выполнен вырез в форме прямоугольной призмы. 2-й цилиндр примыкает к 1-му и 3-му и имеет самый маленький диаметр. 3-й цилиндр имеет самый большой диаметр, с двух сторон выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы.
записывают определение в тетрадь
|
творческая работа в группах
| - А теперь представьте себе, что вы инженеры-конструкторы, находитесь в конструкторском бюро. Вам необходимо изучить деталь для выполнения будущего чертежа. Поможет в работе план анализа (в учебнике).
Изображения деталей для самостоятельной работы.
| бирают карточку с изображением детали, анализируют форму предложенной детали, делают записи-отчеты в тетради.
|
Отчет о работе в группе
| 1.Какую деталь вы исследовали?
2.Что вам помогло легче определить форму изделия по чертежу?
3.Как бы вы назвали процесс мысленного расчленения предмета на составляющие его геометрические тела?
4. Определение анализа геометрической формы предмета.
| Защищают свои проекты
Дают определение анализа геометрической формы предмета
|
Подведение итогов
Рефлексия настроения
| Что нового вы узнали на уроке?
Достигли ли вы своих целей?
Что больше всего понравилось?
Какое настроение в конце урока?
Уверены ли в своих силах сейчас?
| Дают ответы
|
Оценки за урок
Домашнее задание
| Оценки за урок - ...
Домашнее задание п. 31, стр. 140, рис. 144 - выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы.
В тетради выполните рисунок какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.
| выставляют оценки
записывают домашнее задание
|
Черчение. 9 кл. / Н.А. Гордиенко, Степакова В.В., 2007 г.